«Накапливается усталость, потому что ты отвечаешь за все»: мэр Барнаула впервые согласился на большой разговор со СМИ

Впервые с момента вступления в должность, мэр Барнаула Вячеслав Франк, согласился поучаствовать в большой пресс-конференции. Примечательно, что первыми СМИ, с которыми градоначальник столь обстоятельно поговорил, стали издания «Сибирской медиагруппы» (СМГ). Вячеслав Генрихович ответил на многочисленные вопросы, в том числе острые. В их числе: политика, отношения с губернатором, свобода горадминистрации в принятии решений, реконструкция моста на Новом рынке, застройка правого берега Оби и площади Сахарова, повышение цен на проезд, работа в выходные и многое другое.

«Накапливается усталость, потому что ты отвечаешь за все»: мэр Барнаула впервые согласился на большой разговор со СМИ
Фото: СМГ

Увольнение чиновников — не тенденция

— Вспомните день, когда вы впервые узнали о предложении стать мэром? Было время подумать? Что вам сказал Виктор Томенко?

— Первый серьезный разговор и знакомство с губернатором состоялось после того, как было принято решение исполнять обязанности. Шесть месяцев я был в этой должности, после того, как Сергей Дугин решил уйти. Сначала мне и не предлагали стать мэром. Это решение как-то так плавно интегрировалось, были разные советы, общение с депутатами, друзьями, коллегами, семьей. Потом возникло, наверное, такое общее решение, все-таки возглавить муниципалитет. Прямого предложения не было, все произошло плавно. Семья меня поддержала. На то она и семья. Напутствия губернатора? Их много. Надо исполнять обязанности, которые есть у главы города.

— В 2020 году мэрия Барнаула взяла явный курс на обновление и омоложение руководящего состава, однако теперь мы наблюдаем, как эти люди уходят, проработав всего несколько месяцев. С чем, на ваш взгляд, это связано?

— Чиновники они же разного возраста: постарше, помоложе, после студенчества. Средний возраст у нас в муниципалитете молодой. В целом вы большую кадровую проблему озвучиваете. Конечно, чиновник должен расти. Где? На рабочем месте. Омолаживание вы, видимо, имели ввиду не возрастное, а новые кадры. Два новых заместителя думаю справляются с этим: Оксана Финк и Мария Кулагина. Что касается ухода, вы наверное имеете ввиду замглавы Максима Полежаева? Я бы так сказал, что это не тенденция. Каждое увольнение носит индивидуальный характер и причины. Эта должность много кому предлагалась из депутатского корпуса, из союза строителей. Я не буду называть фамилии, кому я предлагал, но они не пошли. Причина, наверное, что работы много и ответственности. А зарплата я бы не сказал, что маленькая. Философский вопрос... Денег всегда не хватает. Думаю, основная причина — большая нагрузка и разноплановость работы. Сочетание нагрузок проводит к тому, что люди должны быть более подготовленными и расти внутри системы. Есть стык поколений, отцы и дети, я его ощущаю, он сейчас просматривается, молодежь по-другому воспринимает свою работу. Заместителей тяжело расти. Есть хороший учитель, но он никогда не станет директором школы и наоборот. Высшие должности они такие.

— Справляется ли ваша команда с поставленными задачами?

— Я доволен своей командой. Это люди достаточно надежные, профессиональные. Хотя, конечно, в основе оценки — мнение жителей Барнаула. Я думаю, что команда справляется с поставленными задачами. Кадры — везде актуальная проблема. Это не проблема только муниципалитетов. Тут вопрос стыков поколений. Может мы неправильно воспринимаем молодежь. Нет обостренного кадрового голода. Я его не ощущаю. Есть усталость. Год непростой был. Доходило до того, что на работе присутствовало только 60% личного состава. Представляете, как росла нагрузка на людей? Мы столкнулись с тем, что наши родные и близкие болели, кто-то тяжело, приходилось этому уделять внимание. Я сейчас не прячусь за ковид, я говорю о том, с чем мы прожили этот год.

— Как сильно возросла нагрузка на вас как на мэра по сравнению с предыдущей должностью заместителя?

— Я бы не сказал, что физическая нагрузка возросла, наверное, больше эмоциональная. Накапливается усталость, потому что ты отвечаешь за все. Я может высокопарно говорю... Отвечаешь за подчиненных. Аварии, пожары, все, чем живет наш большой город.

Там, где хоть бюджетная копейка — уже политика

— В последние годы пост мэра — не политическая, а скорее хозяйственная должность. Последним мэром Барнаула с ярко выраженными политическими амбициями был Владимир Баварин. Согласны ли вы с ролью «крепкого хозяйственника»?

— Мэр, конечно, много отдает себя работе. Но это разные времена. Хозяйственник или политик? Никогда мы с вами эту тему не разорвем. Невозможно это сделать в ближайшее время. Мэр не может быть только одним или другим. Там, где есть государственная копейка, это уже политика. Это неразрывные вещи. Но надо быть и политиком.

Есть роль столичного города, который вокруг себя аккумулирует больше политических вопросов, чем города периферии. У нас с нами такой город — большой. Мы на 22-23 месте в стране по численности населения.

Владимир Баварин — мэр другого поколения. Он ведь тогда был и руководителем гордумы. Это уже немного другая вещь. Посмотрите, какая политизация, когда ты в двух креслах. Его любили и уважали горожане. Может быть, эта нить начала теряться между общением главы города и жителями. Не может быть сильным мэр без поддержки жителей. Мне кажется, Владимир Николаевич находил время на общение с жителями. Он был и политиком и хозяйственником более самостоятельным.

— Насколько администрация Барнаула свободна в принятии решений от краевой администрации? Были ли какие-то планы, от которых пришлось отказаться из-за того, что правительство не согласовало?

— Таких планов не было. Мы достаточно свободны в принятии решений. Хотя они сформированы в рамках принятого бюджета. Это основной закон для муниципалитета. Какая там свобода? Есть определенная программа, по который мы двигаемся и ее надо исполнять. Какие-то текущие решения главы у нас достаточно свободны. К тому же губернатор очень доступен, ему всегда можно позвонить, написать в мессенджер, посоветоваться.

— Как часто приходится писать губернатору вечером?

— Можно, но лучше не злоупотреблять. Когда происходит ЧП, я обычно пишу: «Разрешите доложить». Он понимает, что в городе что-то случилось. Есть ЧП текущие, мелкого масштаба, где я понимаю что мы справимся быстро. Есть более значимые. Поэтому либо он перезванивает, либо пишет. Я считаю, глава не должен часто названивать на то он и глава. Он должен быть способным принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность.

— Вы давно работаете в администрации города. Видели разные команды и руководителей. С каким мэром работа продвигалась наиболее продуктивно?

— Со всеми продуктивно. Каждый глава отличается, каждый старался и работал. Это больше оценка личностных качеств. С Владимиром Колгановым я возглавлял строительный блок, у меня не было такого частого контакта с ним. При Игоре Савинцеве я стал замом, при Сергее Дугине первым замом. Я бы не стал давать оценку продуктивности. Владимир Николаевич, возможно, был даже подобрее. Отец такой, папа наш... К нему можно было подойти с личным вопросом. Он умел найти время, выслушать, посоветовать.

— Заметно, что за 2020 год изменилась информационная работа администрации города (тг-канал, районы в соцсетях). С чем это связано?

— Это требование времени. Стараемся доносить актуальную и важную информацию. Не прокомментируем мы, напишет комментарий кто-то другой, который не владеет официальной информацией. Мы стараемся и думаем о развитии этого направления постоянно. Это важно для муниципалитета.

План выхода есть, но он дорого стоит

— В суде рассматривают дело бывшего вице-мэра Барнаула Сергея Демина, которого обвиняют в получении взятки. В деле фигурирует контролируемое мэрией АО «СЗ Барнаулкапстрой». Проходили ли внутренние проверки в этой структуре?

— Проверки проводят постоянно. Ничего там такого не выявлено. Не понятна судьба самого «Барнаулкапстроя». Там сегодня тяжелая экономическая ситуация. Будем отдельно разбираться, есть рабочая группа. Замечания есть, но уголовного характера они не носят.

— Горожане не видят целостной картины, как будет дальше развиваться город, но при этом видят точечную застройку, уничтожение зеленых зон, спорный генплан, проблемы с пробками. Есть ли представление, каким должен стать Барнаул, к чему он движется?

— Есть те, кто интересуется этой темой время от времени, а есть перманентно. Таких возможно 3-4%. Я могу говорить, что горожане не видят целостной картины? У города есть планы. Мы строим жилье, социальные объекты. Ответить на вопрос, каким будет Барнаул через десять лет, достаточно сложно. Действительно, он развивается, возникают проблемы с пробками, прирастает к аэропорту. Началась работа над схемой, посмотрим, куда будет двигаться и в какие промежутки времени. И союз строителей разделяет эту позицию. Мы по ней будем ускоряться.

Сейчас параллельно пойдем по теме дорог. Темы больные. Я думаю мы предложим план выхода. Но он будет дорогостоящим. Есть несколько предполагаемых развязок. Немного расширим в этом году Павловский тракт, занимаемся мостами. Например, на Челюскинцев. На Новом рынке большие проблемы с двумя мостами. Там проект с перекрытием движения от года до полутора. Представляете, что значит закрыть проспект Ленина на полтора года. А мэру надо принять такое решение. Проспект становится широким, многополосным, до Северо-Западной мы его протянем. Помните, на Матросова мы уже сделали уход в дополнительную полосу, развязали это горлышко? Мост большой, пробуем его финансировать за счет нацпроекта, стоимость более миллиарда рублей. Будем все-таки просить проектировщиков изменить проект, чтобы хотя бы одна полоса работала.

Какое будущее у Барнаула? Переход на правый берег Оби. У нас же есть агломерация, куда входят Барнаул и Новоалтайск. Там основная проблема — коммунальная. В частности, канализация. Для начала нужно реконструировать очистные сооружения в Новоалтайске, которые такой объем никогда не перерабатывали.

— Как оцениваете перспективу высотного (выше 25-30 этажей) строительства в Барнауле?

— Мы привыкли говорить о генплане. Это сложный, большой и тяжелый документ. Никогда ни один генплан не ответит на все вопросы жителей, общественности, СМИ. Он тяжело появлялся в Барнауле. Мне кажется, надо поменять подход к нему. Я думаю, он должен дать возможность, грубо говоря, делать все. Должны быть другие инструменты регламентации, более мобильные. Представляете, что такое сегодня внести изменения в генплан? Это 16 согласований федерального значения, а в целом 46. Есть и другие инструменты: правила землепользования, градсовет.

Высотность — это как раз те решения, которые мы с вами проговорили. Если она уместна, то здания должны быть высокими. Я за высотное строительство. Был вопрос, куда будет расти город? А может нам надо развиваться в рамках того населения, какое у нас есть? Что такое развиваться, строить или создавать комфортную среду? Париж разве каждый год вводит миллион квадратов? Кстати, Эйфелева башня — тоже высокая. Там, где это уместно, надо строить высотки. На этот вопрос должны ответить архитекторы, но и глава разделить ответственность. Если это решение разумно, то житель это услышит и поймет.

— Площадь Сахарова уже потеряла колесо обозрения. Куда сместятся праздники в случае ее застройки?

— Может это уже не то место, где надо проводить все мероприятия? Еще непонятно, кто и что там собрался строить, мы не видели проекта. Надо с разных сторон посмотреть. Мероприятие можно было бы проводить в другом месте. Улица Мало-Тобольская у нас же появилась. Аккумулировать все 700 тысяч горожан на одной площади невозможно. Такие площадки для праздников должны быть в каждом районе, не все ведь поедут на День города в центр. Колесо обозрения — не муниципальное и город его не убирал. Есть люди, которые для себя решили продать его. И сделали это. Если считаем, что оно нам необходимо, то мы должны его купить и интегрировать куда-то. Плохо, когда мы что-то убираем и на этом месте ничего не появляется. Тогда это пустота, которая вызывает нормальные чувства сомнения и озабоченности. Вы не думайте, что я почитал статьи в СМИ и комментарии и не сделал для себя выводов, или не воспринимаю информацию.

«Я не прячу статистику»

— Каким должен быть туристический Барнаул?

— Проекты есть. Крупный — это строительство набережной. У нас есть кусочек набережной Барнаулки. Есть проект, как она пойдет дальше и дойдет до Сереброплавильного завода. Красивый и интересный, на два уровня, с несколькими мостами. Сереброплавильный завод — место, откуда вырос город. Как его развивать — отдельный вопрос. Там есть собственник. Далее — набережная Оби (514 метров), которая замкнута. Можно договариваться с инвесторами, чтобы у нас в части Речного вокзала появилась еще одна общедоступная набережная. Тогда участок получится уже длинный.

Как в Барнауле назначали мэра города

Как в Барнауле назначали мэра города

Смотрите фотогалерею по теме

— Год назад в своей речи, вы говорили о планах по развитию доступной среды, сохранению зеленых зон и новому озеленению, расчистке города от снега. За год чего удалось добиться?

— Наверное, вас уборка снега интересует особенно? По ней считаю, что удалось выстоять. В прошлом году выпало аномально большое количество снега. Это не я придумал, это подтверждают цифры. Работать было очень тяжело днем и ночью. В этом году стараемся ситуацию исправить. Основная проблема — нехватка техники. Мы разработали новую схему, она немного ускорила работу по вывозу снега, поставили ГЛОНАСС. Стали покупать новую технику, спасибо губернатору. Продолжим обновление. Из-за ковида в прошлом году выходы рабочих стали отменяться, кто-то заболевал.

Если уйти в статистику, то аварийность в Барнауле падает, травм по линии ДТП тоже меньше. Уменьшился травматизм пешеходов из-за скользких тротуаров. Есть тревога по травматизму внутри дворов. Я не прячу статистику, например, увеличилось количество утонувших, я признаю это и не скрываю.

— Почему до сих пор не подписано распоряжение о повышении цен на проезд? Вы видите связь между повышением цены проезда и обновлением автопарка о котором нам постоянно говорят перевозчики?

— Нет, не вижу. Это немножко увеличит и немного улучшит жизнь пассажироперевозчика. Говорить, что там улучшится бизнес, то это увеличение ничего не даст в части обновления и улучшения транспорта. На все растут цены, а почему два года не увеличилась стоимость проезда? Почему не подписали? Есть вопрос непонимания некоторых цифр. Скорее всего, пройдет еще одно совещание и мы на нем утвердим цифры и рост. Это не дает нам, в целом, улучшить ситуацию с пассажироперевозчиками. Пока нет дорожной карты. Это базовый документ, который требует любой инвестор. Ведем переговоры с банками. Речь идет о длинных и дешевых деньгах. Варианты есть.

— В этом году Барнаул впервые примет спортивное соревнование мирового масштаба по гребле. Готов ли город к этому?

— Сформирован оргкомитет который возглавляет губернатор края. Под ним 12 рабочих групп, которые возглавляют заместители. В каждую входят специалисты администрации города. Барнаул готов. Размещение, украшение, английский язык, рекламный блок, логистика. Раз в неделю обсуждаем эти вопросы. От закупки туалетов до завершения асфальтирования дороги до гребного канала.

— Почему редко общаетесь со СМИ?

— Думаю, нам надо составить график встреч. Понять, какую тему и объем вопросов разбираем, кто нужен. Если говорить о рыбалке или отдыхе, то может мои заместители и не понадобятся. Мне кажется раз в месяц было бы неплохо встречаться. Главное — в пустоту не уйти.

— Как давно у вас вошло в привычку работать по выходным? Как восстанавливаетесь?

— Часто мы с губернатором планируем встречи именно на субботу. Этот день чуть легче, нет накала, огромного количества звонков и сообщений. Это же не значит, что полный рабочий день. Он может продлиться до обеда. Комфортная обстановка, тишина, возможность посмотреть более внимательно, пообщаться. Я не охотник и не рыбак. Отдыхаю, когда нахожусь с семьей, хожу в спортзал, плаваю, гуляю.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру