Как Система быстрых платежей работает в Алтайском крае спустя год после запуска

С 28 января 2019 года в стране заработала Система быстрых платежей (СБП), которая позволяет гражданам переводить деньги со счета на счет в разных банках самим себе, друг другу, организациям. Первые 12 месяцев она была бесплатной. А с января этого года Банк России ввел тарифы для банков-участников системы. СБП — сервис ЦБ РФ, позволяющий делать мгновенные переводы по номеру мобильного телефона. О том, какие теперь будут комиссии для банковских клиентов, как это отразится на физлицах, каковы тенденциях развития безналичных платежей «МК на Алтае» рассказал заместитель управляющего Отделением Барнаул Банка России Андрей Антипов.

Как Система быстрых платежей работает в Алтайском крае спустя год после запуска
pixabay.com

Ситуацию отрегулирует рынок

— Андрей Александрович, как оцениваете итоги работы СБП за минувший год?

— Год назад работу в системе начали несколько банков. На первом этапе люди смогли переводить деньги друг другу по номеру телефона. Это удобно, так как СБП работает быстро и круглосуточно. Мы видим, что она востребована. За 2019 год россияне перевели через нее 70 млрд рублей. Ежемесячный прирост составляет в среднем 25 процентов по количеству и объему платежей. Сейчас в ней около 40 организаций. И более 160-ти подали заявки на подключение. Чаще всего граждане переводят деньги между своими счетами или другим людям — родственникам, друзьям, знакомым. А также активно переводят деньги на кредитные счета, чтобы оплачивать долги.

— Вы сказали, что там уже 40 участников. Что это за организации, могут ли жители Алтайского края пользоваться их услугами в СБП?

— Прежде всего, это банки. Жители нашего края, как их клиенты, могут переводить деньги через СБП. Главное, чтобы счет отправителя и получателя были открыты в банках-участниках. К системе подключены разные банки, в том числе крупные и многофилиальные. Список регулярно пополняется на сайте Национальной системы платежных карт.

— Зачем Банк России пошел на создание этой системы?

— Создание СБП решило несколько задач. Назову основные. Во-первых, повышение финансовой доступности. Благодаря системе стали доступнее и дешевле переводы между разными банками. Развитие СБП актуально для небольших и отдаленных населенных пунктов, а также для территорий, где много людей, но мало банковских офисов, и может быть затруднительно сделать быстрый перевод. У нас в крае есть такие города и районы. И при этом они обеспечены хорошим Интернетом. В таких ситуациях СБП может стать альтернативой другим способам переводов. Система позволяет быстро и круглосуточно делать переводы, не выходя из дома. Во-вторых, — это развитие конкуренции. СБП — платформа, которая дает равные возможности всем банкам, которые к ней подключатся. У нее есть еще много возможностей для развития: С2B переводы, например, оплата по qr-коду в магазинах, C2G переводы, например, оплата налогов и штрафов.

Андрей Антипов. Фото: пресс-служба Отделения Барнаул Банка России

— Всех волнует стоимость переводов. Стоит ли ожидать, что банки переложат эти затраты на клиентов?

— С января Банк России берет плату с банков за переводы в СБП от 5 копеек до 3 рублей, в зависимости от суммы. Центробанк установил максимально низкие тарифы. Банки конечно устанавливают свои тарифы сами. Сейчас некоторые продолжают бесплатно оказывать эти услуги. Кто-то определил фиксированную комиссию, например, 10 рублей за перевод. Какие-то банки ввели комиссию только за переводы свыше определенного лимита, а некоторые из говорят, что сохранят нулевые тарифы и в дальнейшем. Банк — коммерческая организация. Для него лояльность клиентов и конкурентоспособность крайне важны. Клиент ведь будет выбирать там, где ему удобнее и выгоднее. Если одни установят запредельные тарифы, а другие сделают переводы бесплатными, то кто окажется в выигрыше? Все решит клиент. Поэтому ситуацию отрегулирует рынок. К тому же издержки на СБП ниже, чем в традиционных переводах с карту на карту, поэтому и тарифная политика банка должна быть соизмерима с расходами на подключение к системе.

— Но регулятор все-таки будет наблюдать за процессом, чтобы банки знали меру?

— Конечно, мы следим, как банки устанавливают тарифы для клиентов. СБП создана для развития конкуренции. Межбанковские переводы должны быть доступны, независимо от того, где открыты счета отправителя и получателя. В случае установления банками необоснованно высоких тарифов у регулятора есть инструменты реагирования.

Десять лет назад с банковских карт только снимали деньги

— Как сделать перевод в СБП, на что обратить особое внимание?

— Нужно зайти в мобильное приложение своего банка-участника Системы быстрых платежей. Выбрать в меню перевод по номеру телефона. Ввести номер и определить банк получателя. Банк получателя тоже должен быть в системе. Затем вводите сумму и отправляете. Особенное внимание обратите, кому и сколько денег переводите. Платеж уходит сразу, и через несколько секунд деньги уже будут у получателя.

— В СБП можно переводить деньги с любого счета на любой счет?

— Да, в переводах СБП никак не задействована банковская карта. Идентификатором выступает уже не карта, а номер телефона.

— Как вы считаете, что будет с рынком эквайринга (возможности торговой точки безналичную оплату), когда в СБП получат широкое распространение С2B-переводы?

— СБП может стать альтернативой или дополнением к традиционному эквайрингу. У нее есть свои преимущества. Давайте разберем, какие они для бизнеса, банков и обычных граждан. Для бизнеса: комиссии меньше, ЦБ установил максимальные тарифы, которые банки могут взимать с организаций для оплаты товаров или услуг. Они составляют 0,4 процента за товары повседневного спроса, медицинские и образовательные услуги. И 0,7 процента для остальных видов товаров и услуг. В среднем торговые организации платят банку-эквайеру 1,5-2,5 процента от суммы каждой операции. Поэтому разницу вы видите сами. Кроме того, деньги на счет поступают мгновенно, а не через день-два, как при эквайринге. К примеру, для оплаты с помощью статического кода не требуется дорогого оборудования. Статический код — это такой код, в котором зашиты внутрь только реквизиты магазина, и покупателю при оплате нужно ввести сумму покупки и подтвердить ее. Он может быть просто распечатан на бумаге около кассы. Внедрение такой системы может стать плюсом для маленьких организаций, так как затраты будут относительно небольшими.

Для банков — это рынок, развитие конкуренции, борьба за клиента. Все участники, подключившиеся к системе, получают равные возможности. Для людей — новый, альтернативный и удобный способ оплаты. Многое зависит от потребителей и их привычек. Например, у нас в крае десять лет назад банковские карты в основном использовали для обналичивания средств. Только каждая десятая операция с картой была покупкой. Сегодня 40 процентов всех операций с картами — это расчеты и переводы. В регионе установлено 40 тысяч терминалов для оплаты банковскими картами. За год количество POS-терминалов выросло на 20 процентов. Теперь картами мы пользуемся очень часто — делаем переводы, оплачиваем покупки. Технологии развиваются, и через СБП это делать становится еще удобнее и проще.

— Как будет дальше развиваться система?

— Задача на этот год — подключение новых участников, новых организаций, чтобы как можно больше граждан имели возможность пользоваться СБП. Оплата налогов, ЖКХ, развитие переводов от компаний гражданам — это только часть планов. Система позволяет значительно расширять функционал. Надеемся, что бизнес и население оценит этот сервис и будет им активно пользоваться.

Читайте также материалы рубрики «Экономика»

Как снижении ключевой ставки ЦБ отразилось на долговой нагрузке жителей Алтайского края

Что подорожало и подешевело в Алтайском крае по итогам годовой инфляции

«Ипотека в восемь процентов и ниже – вполне реальная цель»: ЦБ о перспективе доступных кредитов в Алтайском крае

Как жители Алтайского края могут заработать на бирже с помощью ИИС

Новый закон по МФО: что ждет рынок микрокредитования Алтайского края