Ситуацию отрегулирует рынок
— Андрей Александрович, как оцениваете итоги работы СБП за минувший год?
— Год назад работу в системе начали несколько банков. На первом этапе люди смогли переводить деньги друг другу по номеру телефона. Это удобно, так как СБП работает быстро и круглосуточно. Мы видим, что она востребована. За 2019 год россияне перевели через нее 70 млрд рублей. Ежемесячный прирост составляет в среднем 25 процентов по количеству и объему платежей. Сейчас в ней около 40 организаций. И более 160-ти подали заявки на подключение. Чаще всего граждане переводят деньги между своими счетами или другим людям — родственникам, друзьям, знакомым. А также активно переводят деньги на кредитные счета, чтобы оплачивать долги.
— Вы сказали, что там уже 40 участников. Что это за организации, могут ли жители Алтайского края пользоваться их услугами в СБП?
— Прежде всего, это банки. Жители нашего края, как их клиенты, могут переводить деньги через СБП. Главное, чтобы счет отправителя и получателя были открыты в банках-участниках. К системе подключены разные банки, в том числе крупные и многофилиальные. Список регулярно пополняется на сайте Национальной системы платежных карт.
— Зачем Банк России пошел на создание этой системы?
— Создание СБП решило несколько задач. Назову основные. Во-первых, повышение финансовой доступности. Благодаря системе стали доступнее и дешевле переводы между разными банками. Развитие СБП актуально для небольших и отдаленных населенных пунктов, а также для территорий, где много людей, но мало банковских офисов, и может быть затруднительно сделать быстрый перевод. У нас в крае есть такие города и районы. И при этом они обеспечены хорошим Интернетом. В таких ситуациях СБП может стать альтернативой другим способам переводов. Система позволяет быстро и круглосуточно делать переводы, не выходя из дома. Во-вторых, — это развитие конкуренции. СБП — платформа, которая дает равные возможности всем банкам, которые к ней подключатся. У нее есть еще много возможностей для развития: С2B переводы, например, оплата по qr-коду в магазинах, C2G переводы, например, оплата налогов и штрафов.
— Всех волнует стоимость переводов. Стоит ли ожидать, что банки переложат эти затраты на клиентов?
— С января Банк России берет плату с банков за переводы в СБП от 5 копеек до 3 рублей, в зависимости от суммы. Центробанк установил максимально низкие тарифы. Банки конечно устанавливают свои тарифы сами. Сейчас некоторые продолжают бесплатно оказывать эти услуги. Кто-то определил фиксированную комиссию, например, 10 рублей за перевод. Какие-то банки ввели комиссию только за переводы свыше определенного лимита, а некоторые из говорят, что сохранят нулевые тарифы и в дальнейшем. Банк — коммерческая организация. Для него лояльность клиентов и конкурентоспособность крайне важны. Клиент ведь будет выбирать там, где ему удобнее и выгоднее. Если одни установят запредельные тарифы, а другие сделают переводы бесплатными, то кто окажется в выигрыше? Все решит клиент. Поэтому ситуацию отрегулирует рынок. К тому же издержки на СБП ниже, чем в традиционных переводах с карту на карту, поэтому и тарифная политика банка должна быть соизмерима с расходами на подключение к системе.
— Но регулятор все-таки будет наблюдать за процессом, чтобы банки знали меру?
— Конечно, мы следим, как банки устанавливают тарифы для клиентов. СБП создана для развития конкуренции. Межбанковские переводы должны быть доступны, независимо от того, где открыты счета отправителя и получателя. В случае установления банками необоснованно высоких тарифов у регулятора есть инструменты реагирования.
Десять лет назад с банковских карт только снимали деньги
— Как сделать перевод в СБП, на что обратить особое внимание?
— Нужно зайти в мобильное приложение своего банка-участника Системы быстрых платежей. Выбрать в меню перевод по номеру телефона. Ввести номер и определить банк получателя. Банк получателя тоже должен быть в системе. Затем вводите сумму и отправляете. Особенное внимание обратите, кому и сколько денег переводите. Платеж уходит сразу, и через несколько секунд деньги уже будут у получателя.
— В СБП можно переводить деньги с любого счета на любой счет?
— Да, в переводах СБП никак не задействована банковская карта. Идентификатором выступает уже не карта, а номер телефона.
— Как вы считаете, что будет с рынком эквайринга (возможности торговой точки безналичную оплату), когда в СБП получат широкое распространение С2B-переводы?
— СБП может стать альтернативой или дополнением к традиционному эквайрингу. У нее есть свои преимущества. Давайте разберем, какие они для бизнеса, банков и обычных граждан. Для бизнеса: комиссии меньше, ЦБ установил максимальные тарифы, которые банки могут взимать с организаций для оплаты товаров или услуг. Они составляют 0,4 процента за товары повседневного спроса, медицинские и образовательные услуги. И 0,7 процента для остальных видов товаров и услуг. В среднем торговые организации платят банку-эквайеру 1,5-2,5 процента от суммы каждой операции. Поэтому разницу вы видите сами. Кроме того, деньги на счет поступают мгновенно, а не через день-два, как при эквайринге. К примеру, для оплаты с помощью статического кода не требуется дорогого оборудования. Статический код — это такой код, в котором зашиты внутрь только реквизиты магазина, и покупателю при оплате нужно ввести сумму покупки и подтвердить ее. Он может быть просто распечатан на бумаге около кассы. Внедрение такой системы может стать плюсом для маленьких организаций, так как затраты будут относительно небольшими.
Для банков — это рынок, развитие конкуренции, борьба за клиента. Все участники, подключившиеся к системе, получают равные возможности. Для людей — новый, альтернативный и удобный способ оплаты. Многое зависит от потребителей и их привычек. Например, у нас в крае десять лет назад банковские карты в основном использовали для обналичивания средств. Только каждая десятая операция с картой была покупкой. Сегодня 40 процентов всех операций с картами — это расчеты и переводы. В регионе установлено 40 тысяч терминалов для оплаты банковскими картами. За год количество POS-терминалов выросло на 20 процентов. Теперь картами мы пользуемся очень часто — делаем переводы, оплачиваем покупки. Технологии развиваются, и через СБП это делать становится еще удобнее и проще.
— Как будет дальше развиваться система?
— Задача на этот год — подключение новых участников, новых организаций, чтобы как можно больше граждан имели возможность пользоваться СБП. Оплата налогов, ЖКХ, развитие переводов от компаний гражданам — это только часть планов. Система позволяет значительно расширять функционал. Надеемся, что бизнес и население оценит этот сервис и будет им активно пользоваться.
Читайте также материалы рубрики «Экономика»
Как снижении ключевой ставки ЦБ отразилось на долговой нагрузке жителей Алтайского края
Что подорожало и подешевело в Алтайском крае по итогам годовой инфляции
Как жители Алтайского края могут заработать на бирже с помощью ИИС
Новый закон по МФО: что ждет рынок микрокредитования Алтайского края