Нужно ли менять полис ОМС на цифровой?
У всех, кому ранее был выдан полис ОМС — бумажный или пластиковый — цифровой полис уже сформирован автоматически, благодаря тому, что с 2022 года все сведения о застрахованных лицах внесены в Единый регистр застрахованных. Все полисы обязательного медицинского страхования для граждан России — бумажные, в виде пластиковой карты, цифровые — являются бессрочными и продления или замены не требуют. Оформить цифровой полис нужно только тем, кто получает полис ОМС впервые — например, новорожденному или иностранному гражданину.
Я потерял полис. Что мне делать?
Если вы утратили бумажный или пластиковый полис, восстановить его в прежнем виде не получится: с 2022 года полисы на материальных носителях больше не выдают. Вместо этого можно получить цифровой полис в виде выписки из Единого регистра застрахованных (ЕРЗ). Запросить выписку можно в своей страховой медицинской организации или оформить самостоятельно на портале Госуслуг.
Как мне получить цифровой полис через портал Госуслуги?
Чтобы получить цифровой полис в виде выписки из ЕРЗ, необходимо зайти в личный кабинет на портале Госуслуги и подать запрос на вкладке «Здоровье» в разделе «Получите данные о своем полисе ОМС». По вашему запросу будет сформирована цифровая копия полиса ОМС, которую можно скачать и хранить на смартфоне или распечатать.
Как подать заявление на получение полиса ОМС впервые?
Подать заявление о получении полиса ОМС можно лично через офис страховой медицинской организации или на портале Госуслуги. Уточнить необходимый перечень документов можно по телефону «горячей линии» страховой медицинской организации.
Обратите внимание: согласно новым правилам ОМС, некоторым категориям граждан для получения полиса необходимо в обязательном порядке иметь СНИЛС. В этот перечень входят граждане России, в том числе, дети до 14 лет, а также иностранные граждане, временно пребывающие в России в соответствии с договором об Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Чтобы подать заявление о получении полиса через Госуслуги, необходимо заполнить заявление в разделе «Получить полис ОМС впервые». При наличии сведений обо всех необходимых документах в системе, вы получите полис в течение суток.
Правда ли, что цифровой полис для новорожденных формируется автоматически?
Да. Сведения из свидетельства о рождении ребенка в рамках межведомственного обмена поступят в информационную базу и ребенку автоматически будет сформирован единый номер полиса в Едином регистре застрахованных. После этого, чтобы получить цифровой полис ребенка и выбрать для него страховую медицинскую организацию, законный представитель должен загрузить свидетельство о рождении ребенка в свой личный кабинет.
Как по полису ОМС можно получить медицинскую помощь в другом регионе?
Полис ОМС это документ, который дает человеку право на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории страны. При пребывании в другом субъекте РФ если гражданин работает или длительное время проживает не по месту постоянной регистрации, он имеет право прикрепиться к поликлинике по месту временного пребывания.
При этом экстренная и неотложная помощь при заболеваниях, травмах, отравлениях, несчастных случаях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается бесплатно всем гражданам, в том числе иностранным и лицам без гражданства, независимо от наличия полиса ОМС, паспорта, места регистрации.
Как можно поменять страховую медицинскую организацию на портале Госуслуги?
Это можно сделать в разделе «Здоровье» - «Управление полисом ОМС». Для этого необходимо заполнить заявление «Изменить регион страхования или страховую компанию», предварительно указав причину изменения. Заменить страховую медицинскую организацию можно 1 раз в течение года, но не позднее 1 ноября - либо чаще в случае изменения места жительства.
Важно знать!
В личном кабинете портала Госуслуг в разделе «Здоровье» застрахованные могут воспользоваться следующими сервисами:
- Узнать, в какой страховой медицинской компании они застрахованы по ОМС;
- Узнать, к какой поликлинике они прикреплены;
- Выбрать впервые или изменить страховую медицинскую организацию/поликлинику к которой они прикреплены;
- Получить сведения об оказанных медицинских услугах;
- Приостановить/восстановить действие полиса ОМС (для военнослужащих и приравненных к ним лиц).
Воспользоваться сервисами могут пользователи портала Госуслуг с подтвержденной учетной записью. Если подтвержденной учетной записи нет, то необходимо пройти процедуру регистрации.
СНИЛС стал обязательным для оформления полиса ОМС
С 9 сентября 2025 года чтобы получить полис ОМС, а также выбрать или изменить страховую медицинскую организацию, отдельным категориям жителей России понадобится СНИЛС.
В этот список входят:
- дети до 14 лет - граждане России;
- граждане России от 14 лет и старше;
- иностранные граждане, временно пребывающие на территории России в соответствии с договором об ЕАЭС.
При подаче заявления о получении полиса можно предъявить СНИЛС в виде пластиковой карты (или его заверенную копию), а также уведомление по форме АДИ-РЕГ в формате бумажного бланка или в электронном виде. Если заявление на полис подается через портал Госуслуги, система автоматически учтет номер документа в личном кабинете заявителя.
Обратите внимание: СНИЛС можно получить только при личном обращении в Социальный фонд России (СФР) или в многофункциональный центр (МФЦ), поэтому об оформлении документа необходимо позаботиться заблаговременно. СНИЛС для несовершеннолетних детей — граждан России получают их законные представители.
Полезный совет.
Для граждан РФ все ранее выданные полисы ОМС — на бумажном бланке или в виде пластиковой карты — бессрочные, замены не требуют, их номер не меняется.
На заметку!
Проконсультироваться по вопросам обязательного медицинского страхования, оказания медицинской помощи, прохождения профилактических мероприятий можно по телефонам «горячей линии» Контакт-центра в сфере ОМС:
- ТФОМС Алтайского края 8-800-775-85-65 (звонок бесплатный);
- Алтайский филиал ООО «СМК РЕСО-Мед» тел.8-800-200-92-04 (круглосуточно, звонок бесплатный), 55- 67-67;
- АСП ООО «Капитал МС» - филиал в Алтайском крае тел. 8-800-100-81-02 (круглосуточно, звонок бесплатный), 20-28-22.