Поповичи, Гамзатов и Роднина
Летом 1970 года каникулы Вадима Белоусова начались с большой радости — его наградили путевкой в «Артек». Юноша и раньше слышал об этом месте, но увиденное превзошло все его ожидания. «Когда смотришь со стороны моря на пионерский лагерь, корпуса его напоминают большие красивые теплоходы, — пишет Вадим Белоусов. — Особенно такое впечатление создается от «Морского» лагеря, корпуса которого прямо парят над гладью воды. Изящные, красивой архитектуры здания утопают в зелени стройных, высоких кипарисов, напоминающих огромные свечи. Гора Аю-Даг, похожая на лежащего у моря медведя, усиливает красоту. Но самое лучшее, пожалуй, в «Артеке» — это море. Оно как живое, всегда разное. Ночью — темное, с блестящей лунной дорожкой, уходящей за горизонт. В солнечный день — ярко-синее с зеленоватым отливом. Смотришь и видишь дно, медуз, стайки мелких рыбешек, водоросли. Когда погода тихая, море будто спит. В ветреную погоду оно покрывается белыми пенистыми барашками. А в шторм — страшное и красивое: волны поднимаются на высоту двухэтажного дома. В спокойном море хорошо купаться: вода приятно ласкает тело, плавать легко».
В то время в «Артеке» было 55 пионерских лагерей. Вадим попал в пионерский лагерь «Горный», в дружину «Янтарная». Лагерь получил это название за то, что его дружины «Алмазная», «Хрустальная» и «Янтарная» находятся на горе. Из окон корпуса видны море, гора Аю-Даг, адалары (скалы, выходящие из воды). Видно и Пушкинский грот. Когда-то в этих местах бывал великий русский поэт Александр Пушкин, в честь его и назвали эту пещеру.
«Начался праздник торжественным парадом. Наша дружина тоже участвовала в представлении, — продолжает Вадим Иванович. — Мы выполняли комплекс спортивных упражнений, финалом которых было построение на футбольном поле гигантского числа «45». Я с друзьями по отряду принимал участие в изображении «четверки», а мое конкретное место оказалось на горизонтальной перекладине. Потом была линейка и большой концерт, на котором выступил сводный Московский хор пионеров. Вечером — салют».
В тот день легендарный детский лагерь посетили звездные гости. Семейная пара Героев Советского Союза — автор многочисленных мировых авиационных рекордов и летчик-испытатель Марина Попович и космонавт № 4 Павел Попович из отряда первых космонавтов. Также приехал известный на всю страну поэт из Дагестана Расул Гамзатов — автор замечательных стихов к песне Яна Френкеля «Журавли». Кстати, накануне в 1969 году состоялась премьера этой песни в исполнении Марка Бернеса. Среди других гостей — знаменитая фигуристка и будущая трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина. На тот момент 20-летняя девушка была только заслуженным мастером спорта. На юбилей «Артека» пригласили и его ветеранов — старейших работников.
Павел Попович зачитал поздравительную телеграмму от имени космонавтов Советского Союза, Расул Гамзатов подарил «Артеку» два сборника своих стихов с автографами, старейшие работники здравницы рассказали о ее истории. Ребята преподнесли гостям букеты цветов. В этот же день им показали документальные фильмы разных лет, которые составляли летопись «Артека». Среди артековцев известные всем пионерам страны люди, как Володя Дубинин, Тимур Фрунзе, Гуля Королева.

Дружба, родившаяся на море
Месяц в Крыму пролетел незаметно. Все время у нас, ребят, заполнено чем-то интересным. Работал, например, клуб «Радуга», где каждый пионер находил себе дело по душе. Встречи у костра, вечера песен и танцев, туристические походы, спортивные состязания, купание в море, прогулки по морю на баркасах и катерах — вот повседневные занятия школьников. Побывали они и в музее космонавтики. Здесь работала действующая центрифуга для предполетных испытаний.
«Одному из нас посчастливилось испробовать ее на себе, — рассказывает наш земляк. — Я не был этим счастливчиком. Но уже то, что это была действующая центрифуга, на которой, возможно, тренировались первые космонавты Страны Советов, говорит о многом. Здесь же ознакомились с космическим меню. Упаковки в тубах, где хранились космические борщи и щи, всевозможные гарниры и другие «вкуснятины». Особо запомнился специально приготовленный хлеб: особо ничем не приметная упаковка, которая при добавлении воды превращается во вкусный и мягкий каравай. Скафандр первых советских космонавтов висел тут же».
По словам Вадима Белоусова, в памяти отпечаталась поездка на автобусах по южному берегу Крыма — Ялта, Алушта, Алупка, Бахчисарай, Севастополь. Все города оставили множество впечатлений как единая красота Крыма с его неповторимой природой, архитектурой и памятниками — обелисками в честь Великой Отечественной войны. Особо хотелось бы отметить в этом ряду город-герой Севастополь. Как много интересного узнали и увидели здесь. Посетили Сапун-гору, где размещена самая большая в мире диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Были и на Малаховом кургане. О героической истории города узнали из посещения широко известной панорамы «Оборона Севастополя». Не миновали и Графской пристани, где стоят современные военные корабли и подводные лодки.
«Наша четвертая смена не была международной, но она охватывала многие уголки тогда еще единой страны, — говорит Вадим Иванович. — В нашем 5-м отряде были представители Алтайского края, Архангельской области, Грузинской ССР, Кабардино-Балкарии, Карелии, Калужской области, Коми АССР, Ленинградской области, Сахалинской области, Томской области, Чувашской АССР. Это далеко не полный перечень краев, областей и республик, юные представители которых были в нашем отряде. К великому сожалению, из памяти стерлись фамилии наших пионервожатых. Одна из них представляла солнечный Азербайджан и была родом из Баку. Звали ее Эмма Павловна. Вторую мы звали Тамарой Николаевной, она была из Ленинграда и училась в Ленинградской государственной академии театрального искусства.
Дневник, который я вел в то далекое время, содержал все адреса моих друзей по пионерскому отряду. Но эта скромная тетрадка, как ни горько, не выдержала испытания временем и многочисленных переездов — она банально погибла во время коммунальной аварии. Подписать общие фотографии с указанием фамилий моих друзей по «Артеку» никто не подсказал. Единственное, что я тогда догадался сделать, это отметить крестиком на фото окно на пятом этаже корпуса дружины «Янтарная», где располагалась наша спальная комната и где находилась моя кровать. Когда все разъехались по стране, началась переписка с друзьями. Я переписывался с другом Володей с далекого Сахалина и, конечно же, с девчонками — Татьяной с калужского города Медынь, Ириной из Коми и со своей землячкой из Новоалтайска Галиной. С Галей мы даже однажды виделись в Барнауле в 1975 году. Она уже училась в местном университете, а я был студентом Омского сельхозинститута».
Вадим Белоусов вспоминает, что в одну из своих поездок из Красноярска на малую родину, будучи на пенсии, проезжая мимо Новоалтайска, свернул по указателю: «Нашел нужную улицу. Поднялся на второй этаж и позвонил в квартиру. На звонок вышел незнакомый мужчина. Пригласил зайти в квартиру. Оказывается, моя знакомая не живет здесь уже 30 лет. Но это было только начало моих поисков. Благодаря незнакомцу у меня в доме через некоторое время раздался звонок телефона, незнакомый голос просил записать номер Галины. Так мы снова нашлись много лет спустя. Оказалось, что Галя теперь живет на Урале, иногда бывает и на малой родине. Мы теперь общаемся по телефону, может быть, встретимся и вспомним времена советского «Артека».

Сквозь время и Крымский мост
В 1975 году Вадим Белоусов ехал в «Артек» поездом с пересадкой в Москве. Зато обратная дорога включала в себя морской транспорт. «Через Керченский пролив нас переправил паромом, — поясняет герой публикации. — Нас разделили на две части и поочередно переправили на другой берег. Из вагона можно было выйти и походить на палубе парома. Тогда мы еще и представить не могли, что спустя много лет, уже в новом веке, здесь, через пролив, прошагают опоры Крымского моста, а Крым возвратится в свою гавань! А пока наш поезд и вместе с ним наш беспересадочный вагон Симферополь — Барнаул проследовал через Краснодар, Волгоград, Уфу, Челябинск, Омск. В Омске наш вагон присоединили к другому поезду и через Кулунду доставили до Барнаула, где нас встречали родители. Загоревших, возмужавших, переполненных впечатлениями на много лет вперед. Огромное спасибо супружеской паре, которая сопровождала нас в этой поездке домой. Они оказались нашими земляками. А эта поездка совпала с их предстоящим отпуском и визитом на малую родину. Так завершилась для меня поездка в «Артек»…».
После окончания гидромелиоративного факультета Омского сельхозинститута, защиты дипломного проекта и прохождения воинских сборов Вадим Белоусов с женой Ольгой отправились по распределению в пригородный поселок Березовка, который находится неподалеку от Красноярска. Здесь, в местной ПМК, были зачислены в штат. Жена — инженером ПТО, а он — мастером на участок. Дали общежитие, а вскоре — двухкомнатную квартиру. За время работы наш земляк прошел путь от мастера до директора управления «Красноярскмелиоводхоз». В его семье двое сыновей и пять внуков. Три девочки и два мальчика. В 2021 году наш герой вышел на пенсию. В 2022 году выпустил свою первую книгу стихов и прозы. Она вышла небольшим тиражом и разошлась среди родных и друзей. Сейчас на пенсии — внуки и огород. Иногда Вадим Иванович пишет стихи и прозу. Несколько его произведений вошли в сборники, изданные в Алтайском крае. Мечтает написать вторую книгу. Как видно из его повествования об «Артеке», для исполнения мечты есть все предпосылки. Редакция «МК на Алтае» благодарит Вадима Белоусова за письмо с интересными воспоминаниями.