Никто не забыт, ничто не забыто: на Барнаульском вагоноремонтном заводе возобновил работу музей предприятия

Открытие обновленной экспозиции состоялось в преддверии Дня машиностроителя. Первыми гостями стали ветераны, отработавшие на предприятии не по одному десятку лет. Экскурсию провел руководитель музея Владимир Базаров. Он рассказал обо всех этапах становления и развития ведущего промпредприятия края, о людях, которые стояли у истоков зарождения, о былых и нынешних достижениях.

Никто не забыт, ничто не забыто: на Барнаульском вагоноремонтном заводе возобновил работу музей предприятия
Фото: Лариса Селезнева

Пять залов — пять эпох

Пространство музея разделено на пять концептуальных залов. В центре первого зала расположилась экспозиция об истории завода, начиная с момента зарождения предприятия в 1913 году до современности. Здесь же размещены фотографии руководителей разных лет. Ключевым экспонатом первого зала является макет завода — объемно-пространственное изображение 72 тысяч квадратных метров производственных площадей.

Во втором зале установлен рабочий стол, шкаф и кресло, которые сохранились еще со времен руководства первого директора предприятия Михаила Ивановича Бережевского. В 1913 году он возглавил главные железнодорожные мастерские, ставшие впоследствии вагоноремонтным заводом.

«Рабочим завода пришлось изрядно потрудиться, чтобы восстановить экспонаты кабинета первого директора, но они сделали все на совесть, сохранив исторический облик. Вот только корпус телефона не выдержал испытания временем, его заменили с металлического на деревянный, создав точную копию», — пояснил Владимир Базаров.

Необходимость строительства железнодорожных мастерских в Барнауле возникла в 1913 году, когда стали прокладывать дорогу Новониколаевск — Семипалатинск. В 1917 году вагоноремонтное предприятие запустили в эксплуатацию. Но дальнейшему становлению и развитию помешала гражданская война. В 1918 году в город вошли белогвардейцы, устроив расправу, в том числе и над митингующими заводчанами.

«Начались аресты, расправы. Я недавно обнаружил интересный факт того времени. Директор мастерских Михаил Иванович, чтобы спасти сотрудников, издал указ об увольнении «неблагонадежных», вывесив списки на информационной доске. Люди, увидев свои фамилии, успели покинуть город и тем самым спасли себе жизнь», — поделился Владимир Иванович.

Руководитель музея Владимир Базаров. Фото: Лариса Селезнева

С верой в будущее

После революции началась реорганизация барнаульских вагоноремонтных мастерских. Новое время ставило новые задачи. К 1926 году предприятие укрупнилось, квалификации рабочих выросли, мастерские освоили капитальный ремонт грузовых магистральных вагонов. Поэтому было принято решение о присвоении предприятию нового статуса — Бар­на­уль­ского вагоноремонтного завода. Для модернизации производственного процесса назначен новый руководитель, Александр Тимофеевич Новожилов.

«Под его руководством многое изменилось на предприятии. Оно стало мощнейшим в своей отрасли, в том числе благодаря собственной системе подготовки кадров. С 1924 года работало фабрично-заводское училище (ФЗУ). Учащихся зачисляли в штат мастерских, выпускникам доверяли сложные работы, ставили на руководящие должности. С 1933 года учебную сеть завода объединили в комбинат подготовки кадров. До начала Великой Отечественной войны его выпускниками стали более четырех тысяч человек. На заводе активно развивалось движение стахановцев», — продолжает Базаров.

И снова в бой

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием и суровой проверкой всей страны. Многое изменилось в жизни завода. На фронт ушло более 1200 работников. Позднее вернулось лишь 383. На их рабочие места встали жены и дети. В кратчайшие сроки заводу пришлось сменить профиль, перестроить свою работу и начать выпускать военную продукцию, в которой особенно нуждалась страна. За успешное выполнение коллективом фронтового задания в ноябре 1942 года Указом Президиума Верховного совета СССР завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1944 году — памятным Знаменем Государственного комитета обороны.

«Я с большим уважением и теплом вглядываюсь в эти лица, — рассматривая фотографии фронтовиков, говорит ветеран завода Наталья Питахина. — Я совсем девчонкой пришла работать на ВРЗ, они были моими наставниками, учителями. Во всем помогали, подсказывали. Дорогого стоит, что память о них сохранили и передадут подрастающему поколению».

Когда-то, еще работая на ВРЗ в отделе по подготовке кадров, она сама проводила экскурсии по музею, в том числе для школьников близлежащих учебных заведений. Тем не менее признается, что сегодня узнала немало нового из истории предприятия, где отработала четыре десятка лет. Например, впервые увидела музыкальную книгу, которую заводчанам подарили в честь Великой Победы.

Еще один выставочный зал посвящен «перестройке». Тогда, как и другим промышленным предприятиям, заводу пришлось справляться с экономическим кризисом. Но БВРЗ достойно прошел испытания, сохранив мощности, а главное — трудоспособный коллектив.

Фото: Лариса Селезнева

На перспективу

Пятый зал посвящен современному этапу развития. Владимир Иванович на входе предупреждает, что эта экспозиция пока в стадии наполнения. Первый стенд посвящен трудовым династиям заводчан, которыми славится БВРЗ. Представитель одной из них — Раиса Алексеевна Цивцина, бывшая сотрудница завода, а ныне председатель Совета ветеранов.

«Здесь работал мой свекр, муж, я, теперь трудятся дети. И я рада, что они связали свою жизнь с Барнаульским ВРЗ. Есть стабильность, достойная заработная плата, социальная защищенность, корпоративный дух, который передается из поколения в поколение. Вот и музей хранит историю предприятия, а это очень важно для нашей молодежи», — считает Раиса Алексеевна.

В зале современности также хранят награды и благодарственные письма, которыми в разные годы был награжден Барнаульский вагоноремонтный завод. Здесь же кубки и медали за спортивные достижения заводских спортсменов.

«Стеллаж установили большой, но все награды в него не вошли, часть осталась еще на складе. Выставили самые значимые», — поясняет Владимир Иванович.

Здесь же в качестве экспонатов макеты современных железнодорожных вагонов, которые выпускает ВРЗ. В их числе хоппер для перевозки насыпных грузов. Директор музея заверил, что коллекция зала будет пополняться. В первую очередь он планирует сделать фотовыставку лучших сотрудников, которые сейчас трудятся на предприятии.

«Я считаю, что важно рассказывать и о сегодняшних героях производства. Демонстрировать положительный пример. Создавать мотивацию для молодого поколения», — комментирует Владимир Базаров.

После экскурсии по музею ветеранов ждало чаепитие. За чашкой чая со сладостями они вспоминали годы работы на заводе. Как выезжали на прополку свеклы, участвовали в художественной самодеятельности, отдыхали на природе. Каждый подчеркнул, что нужно и сейчас чаще встречаться, общаться, поддерживать друг друга.

Владимир Иванович заверил, что всегда будет рад видеть бывших заводчан в музее, радовать их новыми экспонатами, которые в том числе передают и ветераны предприятия на бережное хранение. Также он подчеркнул, что руководство ВРЗ поддерживает музейную деятельность, предоставляя все необходимое, чтобы экскурсии были интересными, наглядными как для людей старшего поколения, так и молодежи. К слову, следующими посетителями станут воспитанники детского сада. Возможно, кто-то из них, повзрослев, придет работать на завод.

Фото: Лариса Селезнева

И еще о современности

Барнаульский вагоноремонтный завод — одно из старейших предприятий машиностроительной отрасли в стране и крупных — в регионе. В 2007 году завод перестал специализироваться исключительно на ремонте железнодорожного подвижного состава. Запустил первую производственную линию по выпуску грузовых вагонов.

Сегодня оснащенность БВРЗ позволяет производить не менее трех с половиной тысяч железнодорожных вагонов в год. В их числе 2 модели полувагона, 3 модели вагона-хоппера (зерно- и минераловозы), фитинговая платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров.

Барнаульский ВРЗ по-прежнему чтит профессиональные традиции и опирается на богатый трудовой опыт предшествующих поколений. Придерживается экспертного подхода при реализации производственных задач, внедряет новые технологии, расширяет рынки сбыта, ведет в том числе экспортные поставки. В «копилке добрых дел» завода множественные социальные и экологические акции, нацеленные на улучшение качества жизни заводчан и повышение статуса профессии машиностроителя.

«Мы поставили для себя задачу не просто провести капитальный ремонт здания, но и обеспечить полную реставрацию экспонатов музея. Работа проведена очень кропотливая, и я рад, что сегодня мы открываем двери нашего музея для всех желающих. Уверен, он станет культурной точкой притяжение нашего города», — подчеркнул во время открытия музейного пространства первый вице-президент по общим вопросам Группы компаний ТАЛТЭК, в которую входит Барнаульский ВРЗ, Сергей Петрович Кочеринский, инициатор музейной реновации.

Уважаемые коллеги, искренне поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем машиностроителя!

Машиностроение — одна из важных отраслей российской экономики, а железнодорожное машиностроение является ее флагманом. Барнаульский ВРЗ всегда стремится придерживаться высоких производственных стандартов, внедрять новейшие разработки, повышать производственную квалификацию персонала, опираясь на богатый трудовой опыт наших предшественников. Благодарю вас за самоотверженный труд и выражаю признательность за преданность выбранной профессии. Желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия и новых успехов.

Генеральный директор АО «Барнаульский ВРЗ» Алексей Владимирович Кунгурцев.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру