Продали как крепостных: жители алтайского села заявили о рейдерском захвате крупного предприятия

Настоящий скандал случился в Завьяловском районе Алтайского края. Некоторые местные жители уверяют, что произошел рейдерский захват крупного сельскохозяйственного предприятия СПК «Фрунзенский». Работники этого хозяйства подозревают, что его председатель мог самовольно убрать членов кооператива и сделать учредителями шесть человек. Аграрии обратились в прокуратуру, которая, по результатам проверки, согласилась с доводами заявителей и вынесла представление об устранении нарушения.

Продали как крепостных: жители алтайского села заявили о рейдерском захвате крупного предприятия
СПК «Фрунзенский», фото: официальный Алтайского края

Без права голоса

СПК «Фрунзенский» – одно из крупнейших и ведущих предприятий Алтайского края. Оно находится в селе Глубокое Завьяловского района, и с 1988 года его возглавляет Владимир Шишов. Хорошая урожайность, 1300 фуражных коров… казалось бы, процветающее хозяйство, которое поддерживает благосостояние села и района. Но в этом году началась реорганизация СПК, от которой пребывают в шоке работники предприятия и местные жители.

«В 2020 году прошло отчетно-выборное собрание, на котором присутствовало 174 члена СПК, из них 140 человек – ассоциированных, 34 – полноправных. В начале 2021 года собрание не проводилось, а в августе 2021 года из хозяйства исключают 172 человека без какого-либо письменного сообщения. Директор начинает увольнять лучших сотрудников предприятия, заслуженных работников сельского хозяйства», – рассказал «МК на Алтае» председатель районного собрания депутатов Анатолий Карий.

В числе уволенных сотрудников оказался агроном Владимир Шнель, проработавший на предприятии 40 лет. Правда, официально он сам написал заявление из-за разногласий с начальством.

«Всю свою жизнь я отработал в колхозе, – говорит Владимир. – Полгода назад уволился, и потом пошли слухи, что членов СПК заставляют писать заявления о переходе в новый колхоз под тем же названием. Одним настойчиво рекомендовали сделать это, другим — обещали поощрение за содействие. Осенью мы узнали, что у колхоза стало шесть учредителей, хотя раньше было 174. Они стали хозяевами, а все остальные – наемными рабочими без права голоса. Словно крепостных крестьян продали другому человеку».

По словам агронома, выясняется, что Шишов провел внеочередное собрание в Барнауле, на котором присутствовали оставшиеся члены СПК – он и главный бухгалтер. Еще четырьмя членами собрания стали жители краевой столицы, один из них – врач УЗИ в горбольнице №4. То есть неизвестные люди, которые не имеют никакого отношения к сельскому хозяйству.

Без предприятия умрет село

Работники хозяйства позже начали вникать в документы и выяснили, что в СПК новые учредители внесли 4 млн 197 тысяч рублей. При этом по описи предприятие стоит 626 млн рублей, а рыночная цена, как утверждают аграрии, достигает 1 млрд рублей. Разгневанные экс-члены хозяйства совместно с районной администрацией провели собрание. Шишова попросили представить документы, подтверждающие законность его действий, но ничего не получили.

«Мы предупредили руководителя, чтобы он не делал никаких неправомерных действий до следующего собрания. И тут же он заключает договор с московской адвокатской конторой и переводит туда 800 тысяч рублей колхозных денег. Один из учредителей приезжает из Барнаула и уже командует ходит», – пояснил Владимир Шнель.

Депутату Анатолию Карию удалось установить личности новых собственников СПК. Один из них, по его словам, хороший врач (о котором мы писали выше – прим.ред). Два других – менеджеры и последний учредитель-женщина работает в сфере иностранных языков. Местные жители беспокоятся о том, как люди, далекие от сельского хозяйства, будут управлять таким крупным предприятием. По их мнению, управлять СПК должны животноводы, механизаторы, агрономы, но не менеджеры.

СПК «Фрунзенский», фото: официальный Алтайского края

Главный инженер хозяйства Александр Заковряшин также не поддерживает председателя. Он уверен – Шишов все готовил заранее, чтобы перетянуть одеяло на себя.

«Он всегда увольнял неугодных и не выносил чужого мнения. Предприятие так развивается в первую очередь, благодаря специалистам. Считаю, что Шишова необходимо убрать с руководящего поста», – считает Александр.

Все эти вышеизложенные аргументы были бы пустым звуком, но аграрии обратились с заявлением в местную прокуратуру, которая провела проверку (документ есть в распоряжении редакции). И вот что установили работники ведомства:

  • По федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» вопрос об исключении членов кооператива рассматривает наблюдательный совет, а затем на общем собрании членов кооператива. Только если на собрании подтвердят исключение, тогда оно вступает в силу.
  • Исключенное из кооператива лицо вправе обжаловать решение правление кооператива и наблюдательного совета очередному собранию или в суд.
  • Кроме того, 25 января 2019 года Владимир Шишов совместно с главой Глубоковского сельсовета Завьяловского района Еленой Броцман заключили договор купли-продажи в праве общей собственности на земельный участок. На основании этого СПК приобрел 19 долей на этой местности на общую сумму в 584 тысячи рублей. В сентябре 2019 года Шишов приобрел этот земельный участок. Его оппоненты настаивают: решение общего собрания отсутствовало, голосование не проводилось. В итоге сделку о передаче СПК новым собственникам в дальнейшем могут признать недействительной по иску кооператива либо его члена или ассоциированного члена.

Аграрии и дальше намерены добиваться правосудия. Жители села Глубокое, где находится хозяйство, и администрация района уверены – если «загнется» СПК, умрет и село. Это будет серьезный удар по экономике района.

Ответ директора и его адвоката

Корреспонденту «МК на Алтае» удалось связаться с директором СПК «Фрунзенский», которому в этом году присвоили награду «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ» по указу Владимира Путина.

«То, что сейчас делают бывшие члены СПК – это беззаконие. Сделку мы провели в соответствии с федеральным законом о ревизионных союзах. Они хотят «отжать» хозяйство и сделать из района один кооператив «Алтай». Я бьюсь за целостность своего предприятия. Совершенная неправда, что я пытаюсь продать хозяйство. Я наоборот призывал всех вступать в кооператив, но многие отказались и самостоятельно вышли, поскольку не хотели быть ответственны за кредиты предприятия. Кооператив – это солидарная ответственность за все результаты труда, но когда отвечает за все долги один председатель, а остальные хотят руководить и рулить – это неправильно», – пояснил Владимир Шишов.

По словам Владимира, он уже обратился в правоохранительные органы, чтобы доказать свою правоту.

Адвокат Владимира Шишова Михаил Багмет считает, что в деятельность кооператива грубо вмешивается администрация Завьяловского района Алтайского края и сотрудники районной прокуратуры (жалоба есть в распоряжении редакции). Председатель районного собрания, как пояснил адвокат, не является членом кооператива и не имеет к нему какого-либо отношения. Но при этом обратился в прокуратуру.

– По п. 1 ст. 39 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», предусмотрен закрытый перечень лиц, обладающих правом ознакомления с документацией и бухгалтерской отчетностью кооператива. А.Д. Карий не входит в перечень данных лиц, – сказано в жалобе.

Помимо этого, защита Шишова настаивает, что согласно п. 8.4 Приказа Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007, прокуратура не может вмешиваться в экономическую деятельность предприятия. Также защита возмущена действиями главы администрации Завьяловского района Николая Губерта. В числе нарушений с его стороны, как считает адвокат: проведение собрания жителей села в отношении СПК «Фрунзенский».

Проведенное собрание с избрание наблюдательного совета и правления кооператива адвокат считает фикцией. По его мнению, лиц, не имеющих отношения к деятельности СПК, наделили полномочиями, с целью вмешательства в работу предприятия.

Как пояснил правозащитник, в СПК никогда не было столько членов. Но, чтобы банк выдал кредиты председателю, необходимо определенное количество членов «на бумажке». То есть, они якобы состояли в СПК формально.

– Со стороны депутата и главы администрации мы усмотрели превышение должностных полномочий, потому что в данном случае нет потерпевших, и они вмешиваются в дело коммерческой организации. А дела частно-публичного обвинения на основании ч.3 ст. 20 УПК РФ возбуждают только по заявлению потерпевших. Но в этом деле потерпевших нет. Фактически можно говорить о рейдерском захвате предприятия, – заключил правозащитник.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру