На Алтае обнаружили ископаемых обитателей доисторического моря

В Горном Алтае ученые нашли силурийских дендроидных граптолитов — ископаемых древних морских животных. Сейчас их изучают в Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, сообщает пресс-служба вуза.

На Алтае обнаружили ископаемых обитателей доисторического моря
freepik.com

Ныне живущими представителями граптолитов считаются птеробранхии. Их предки прикреплялись ко дну доисторических морей. Подобно кораллам, они образовывали рабдосомы — ветвистые колонии. Ранее ученые уже находили их в палеозойских осадочных толщах в разных частях планеты, но ископаемые в хорошей объемной сохранности считаются большой редкостью.

Обнаруженные в северо-западной части Горного Алтая многочисленные дендроидные граптолиты интересны не только тем, как хорошо они сохранились, но и их прижизненным вертикальным положением. Чаще всего ископаемые попадались ученым в слоях, не относящимся к местам их прикрепления ко дну. Это связано с придонными движениями воды, которые разламывали ветвистые колонии на отдельные части, после чего фрагменты сдвигались на некоторое расстояние от места прижизненного обитания.

Фото: скриншот сайта ИНГГ СО РАН

По оценкам ученых, найденные отложения относят к силурийскому периоду, их возраст составляет от 438 до 443 миллионов лет. В то время на данной территории Горного Алтая располагалось море. Среди обнаруженных ископаемых определили представителей четырех родов: Dictyonema Hall, Callograptus Hall, Desmograptus Hopkinson, Koremagraptus Bulman. Они имеют вид кустообразных и древовидно-ветвистых, конусовидных или воронковидных кубков и сохранились в том же положении, в каком когда-то существовали на морском дне. Часть колоний деформирована, но, к счастью, большинство имеет достаточно полную прижизненную форму.

«Исходя из такого положения рабдосом дендроидных граптолитов, можно судить о спокойной обстановке осадконакопления, при отсутствии каких-либо подводных течений, либо они были минимальны», — сообщили в ИНГГ СО РАН.

Ученые также установили, что колонии проходили несколько стадий развития: «ювенильную» («детскую»), «неоническую» («юношескую») и «эфибическую» («взрослую»), а в некоторых случаях и «геронтическую» («старческую»). Специалисты планируют продолжить изучение морских ископаемых Горного Алтая.