Прежде чем начать речь, прокурор просила суд разрешить вопрос о продлении срока содержания под стражей. Аргументы сторон относительно пребывания Шеломенцева в СИЗО все те же. В итоге суд, выслушав мнения адвоката и прокурора, продлил срок заключения под стражей еще на два месяца, то есть по 18 июля включительно.
Как и ожидалось, прокурор заявила, что виновность Шеломенцева, по ее мнению, была установлена в судебных заседаниях. Прокурор в своей речи подвела итог рассмотрения дела по существу, отметив, что в суде изучены письменные материалы дела, доказательства по делу и показания свидетелей, в том числе бывших подчиненных, а также предполагаемых взяткодателей — Олега Бесчастного и Дениса Илюшина.
Здесь стоит добавить, что во время допроса сотрудников комитета по дорожному хозяйству и транспорту ни один из них не сообщил, что Шеломенцев кого-либо просил оказывать какому-либо заинтересованному лицу покровительство. Также все бывшие подчиненные подсудимого утверждали, что никто из членов комиссии по выбору перевозчиков на маршруты не может как-либо повлиять на результаты конкурса.
Напомним, первый эпизод взяточничества, в котором фигурирует Олег Бесчастный, связан как раз с конкурсом по определению перевозчиков на маршруты №41 и №78. Бесчастный, якобы, передал Шеломенцеву через его зама — Сергея Щукина — два млн рублей. Отметим, Бесчастный в итоге проиграл конкурс, и маршруты достались его конкуренту.
По наблюдениям корреспондента редакции, который присутствовал на большей части заседаний, прямо о передаче взятки Шеломенцеву сказал только тот, кто, как полагает следствие, выступал в схеме в качестве посредника. Речь идет о Сергее Щукине, бывшем заместителе Антона Шеломенцева. Известно, что изначально в поле зрения правоохранителей попал именно Щукин. В итоге он заключил досудебное соглашение со следствием и получил пять лет условно за посредничество, однако после апелляции приговор Щукину ужесточили и отправили его в колонию на 3,5 года. В какой-то степени это стало неожиданностью для наблюдателей, поскольку предполагалось, что после сделки со следствием и «указания» на вторую взятку от томского бизнесмена Дениса Илюшина, Щукин «отделается» условным сроком.
Как раз показания Сергея Щукина сторона обвинения попросила положить в основу возможного обвинительного приговора Шеломенцева. Также прокурор упомянула о допросе Олега Бесчастного, который в целом признал вину в даче взятки, однако в суде прямо не сказал, что передавал Щукину деньги, зная, что конечный получатель — Антон Шеломенцев. В итоге Бесчастный на допросе в качестве свидетеля частично подтвердил свои показания, заявив, что Щукин взял деньги, обманул его и не вернул средства. Примечательно, что перевозчик в процессе по делу Шеломенцева говорил о том, что передавал деньги Щукину и слышал от него же, что «надо с кем-то поделиться», однако фамилии бывшего замглавы в этих разговорах, со слов Бесчастного, не звучало. В процессе же по своему уголовному делу бизнесмен полностью признал вину в том, что передал взятку должностному лицу, то есть Шеломенцеву. Прокурор указала на изученные в суде записи разговоров Щукина и Бесчастного и отметила, что по результатам экспертизы Бесчастный, якобы, точно знал, что деньги предназначались именно Шеломенцеву. Показания Бесчастного, пусть и с противоречиями, также просили включить в основу обвинительного приговора. Кроме того, сторона обвинения просила суд при вынесении приговора обратить внимание на полученные сведения таинственного свидетеля «Жукова», который имел доступ к компьютеру Бесчастного и обнаружил там записи телефонных переговоров.
Относительно эпизода с бизнесменом Денисом Илюшиным прокурор заявила, что суду следует обращать вниманием на те показания, которые фигурант давал на этапе предварительного следствия. Дело в том, что Денис Илюшин, которому вменяют дачу взятки Шеломенцеву в виде проектно-сметной документации и наличных средств (в общей сумме 600 тысяч рублей) на допросе в суде отказался от своих показаний, которые давал следователю, и заявил, что его слова полностью исказили. В суде он подчеркнул, что его фирма изготавливала проекты складов именно для Щукина. Ему же бизнесмен якобы передал 250 тысяч рублей в качестве штрафных санкций за затянутые сроки изготовления документации. Роль Антона Шеломенцева, по словам Илюшина, якобы лишь в том, что он познакомил его с Щукиным.
К показаниям Алексея Смагунова (друга Антона Шеломенцева, который заявлял, что занял товарищу деньги на покупку «Субару») прокурор просила отнестись критически.
Сторона обвинения сообщила, что отягчающих обстоятельств по делу Шеломенцева в суде установлено не было. В число смягчающих обстоятельств прокурор включила неудовлетворительное состояние здоровья близких родственников подсудимого, необходимость оказания им помощи и получение фигурантом благодарностей по службе.
«К показаниям Шеломенцева попрошу отнестись критически, поскольку они являются безуспешной попыткой подсудимого уйти от уголовной ответственности», — заявила прокурор.
Гособвинитель просил суд освободить Шеломенцева от наказания за отмывание денежных средств в связи с давностью совершенного преступлений. При этом путем частичного сложения наказаний по двум «коррупционным» статьям прокурор просила назначить экс-замглавы Барнаула 11 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, со штрафом в 25 млн рублей и лишением права занимать должности в органах власти сроком на пять лет. Срок содержания подсудимого под стражей (в СИЗО Антон Шеломенцев находится уже почти 1 год и 5 месяцев), по мнению прокурора, следует зачесть в основной срок из расчета день за день.
Антон Шеломенцев особо не отреагировал на речь прокурора — он был, по обыкновению, спокоен. После слов прокурора он выразил готовность высказать свою позицию в прениях. Предполагается, что экс-чиновник выступит с речью на ближайших заседаниях.
Читайте также
Экс-глава «Жилфонд Барнаул» Авдюхина отказалась давать показания в суде