Сносить Поток и Осипенко: алтайские строители обсудили проблемы отрасли

Строители Барнаула обеспокоены снижением количества полученных разрешений для возведения многоэтажек. Замедление темпов ввода жилья грозит проблемами, в том числе и смежным отраслям. Застройщики посетовали на нехватку земель. Пока есть несколько участков, куда можно бросить силы. Это районы Ковша и Лесного пруда, реновация Потока и Осипенко, изменение границы спецзоны возле аэропорта для последующей застройки близлежащих полей. Также участники рынка обсудили нежелание девелоперов связываться с госзаказом из-за аукционного демпинга конкурентов.

Сносить Поток и Осипенко: алтайские строители обсудили проблемы отрасли
pixabay.com

Запаса осталось немного

Только совсем недавно алтайским строителям удалось оправиться от внесения изменения в карты общего сейсмического районирования, когда в регионе увеличили норматив сейсмичности с 6 до 7–8 баллов. Из-за землетрясений в отдаленных районах Горного Алтая в Барнауле надо было строить более устойчивые дома. Это неминуемо привело бы к значительному их удорожанию. Однако здравый смысл возобладал. После обращения краевых властей в Правительство РФ изменения откатили назад. Правда, только для жилых домов. Для социальных объектов норму сейсмической безопасности пока не понизили.

«В части строительства многоквартирных домов ситуация урегулирована, — рассказал министр строительства и ЖКХ края Иван Гилев. — Считаю, это наша общая победа. Губернатор брал эту проблему на личный контроль, и она решена. Сейчас мы ведем переговоры с федеральным Минстроем по социальным объектам. Но здесь мы отстаиваем интересы уже бюджетов, так как это им будет дороже строить, а строители не понесут расходов из-за повышения норм по сейсмике. Тем не менее мы эту работу ведем и хотим, чтобы и по социальным объектам норма вернулась к предыдущим значениям».

Гендиректор БКЖБИ № 1 имени В.И. Мудрика Кирилл Овсянников озвучил основные проблемы предприятий стройиндустрии. Он выразил обеспокоенность фактом, что согласно полученным разрешениям на строительство после 2021 года ожидается резкий спад в строительстве жилья, соответственно, промышленные предприятия не будут загружены. Он уверен, что запаса объемов работ хватит только на два года. Поэтому нужно получать новые разрешения на строительство многоэтажек.

По словам Ивана Гилева, в 2020 году застройщики перевыполнили план, возведя 826 тысяч квадратных метров жилья при ожидаемых 800. Кстати, это самый большой показатель за последние годы. Больше строили только в 2015 году — 860 тысяч. Девелоперы видят резервы для наращивания или сохранения объемов только в новых участках. Они уже попросили мэрию Барнаула отдать под застройку кварталы на улицах Просторной и Приречной рядом с речным вокзалом, а также разрешить возведение домов на Булыгино — в районе Лесного пруда.

О реновации географического центра Барнаула достаточно радикально высказался гендиректор ГК «СОЮЗ» Владимир Отмашкин. «Важнейший вопрос для Барнаула — развитие застроенных территорий, — заявил он. — Мы с мэром обсуждали его, есть практика других городов, как это делать. Застройщики зашли на территорию, и у собственников участков сразу возникает желание продать за огромные деньги свой клочок земли. Все строители с этим сталкивались. И когда в этот процесс входит администрация с подготовленной законодательной базой, сразу ничего не решишь. Нужна серьезная работа. Районы Осипенко и Поток надо сносить. Это центр города. Но без соответствующей программы мы не обойдемся».

Пустыня возле аэропорта

Генеральный директор СРО «Алтайские строители» Зинаида Герасимович озвучила еще одну проблему — постановка на кадастровый учет приаэродромных территорий. Она назвала эту территорию «пустыней». В соответствии с принятым документом весь Барнаул с пригородами попал в зону с ограничениями по высотному строительству. В подзоне № 3 застройщики не могут возводить здания выше 75 метров, а в седьмой санитарной зоне, которая занимает большую часть, строить нельзя совсем. Туда попал квартал, который уже разыграли на аукционе под жилищное строительство, и его забрала компания «Алгоритм». Строители настаивают, чтобы эти 800 гектаров земли, которые на самом деле находятся достаточно далеко от аэропорта, вывели из-под ограничений для строительства.

«Речь идет не только о перспективе жилищного строительства и предприятий соцкультбыта. Но у нас в пятую приаэродромную зону попали предприятия, которые не должны там находиться. Это ТЭЦ-3, пивзавод и другие. Что их теперь — сносить, — эмоционально отреагировала Зинаида Герасимович. — Если работаем на благо края, так давайте вместе работать. Вопрос по приаэродромным территориям говорит, что кто-то росчерком пера согласовал «развитие» Барнаула».

stroi-altai.ru

Владимир Отмашкин вновь вернулся к теме, что хорошо бы вынести аэропорт за пределы города. Ранее он предлагал перенести его на бывший военный аэродром Панфилово, рядом с селом Новороманово в Калманском районе.

Вице-премьер Алтайского края Александр Климин согласен, что авторы документа погорячились. Он сообщил, что губернатор попытается решить эту проблему. Виктор Томенко подготовил письмо в Правительство РФ с просьбой урегулировать вопрос по приаэродромным территориям. Есть вероятность, что удастся вывести из-под ограничений хотя бы половину участка — 400 гектаров. В ближайшее время предстоит приготовить конкретные предложения для федерального правительства по сдвигу санитарной зоны.

Нежелание идти на госзаказ

Еще один вопрос — проблема ценообразования и нормирования в строительстве. Строители попытались донести до власти информацию, почему они отказываются от участия в аукционах по объектам госзаказа. Девелоперы утверждают, что не хотят работать себе в убыток. Хотя в 2021 году в крае запланировали бюджетные стройки на 10 млрд рублей. Это возведение новых и ремонт старых школ, садиков, ДК и прочих социальных объектов.

Строители пояснили, что сметы там занижены, так еще и на аукционы выходят компании, которые откровенно демпингуют, в том числе за счет снижения налогооблагаемой базы. Например, платя черные зарплаты рабочим. А потом пытаются найти субподрядчика еще дешевле.

Иван Гилев согласился с этим, отметив, что в ближайшее время сметы могут дополнить новыми статьями расходов для учета рыночных реалий.

«Хочу развеять некоторое недопонимание, — уточнил министр. — Ни один госзаказчик, который распоряжается бюджетными деньгами, в рамках заключенного контракта не может увеличить указанную сумму. Тем не менее при проектировании наша с вами задача — максимально включить все затраты в проектное решение».

В итоге застройщики и чиновники договорились, что создадут рабочую группу, которая будет регулярно, примерно раз в месяц, собираться и решать вопросы отрасли. Александр Климин заявил об открытости власти и готовности к диалогу. Кстати, в ближайшее время, по словам руководителя Союза строителей региона Александра Мишустина, планируется принять стратегию развития отрасли до 2030 года, чтобы понять, куда и как нужно развиваться.

Читайте также

Эксперты обсудили, нужны ли высотки Барнаулу

Долгострои, дольщики, жалобы на УК: Глава алтайской Госинспекции подвел итоги 2020 года

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру