— Наталья, какие экспертизы вы проводите и для кого?
— Наш центр проводит судебные экспертизы и досудебные исследования. Всего видов экспертиз 14, самые востребованные из них - почерковедческая, строительно-техническая, землеустроительная и автотехническая. В досудебном порядке к нам обращаются граждане и юридические лица, помогаем им установить истину. Также производство экспертизы нам поручает суд. Это уже в ходе судебных тяжб.
— То есть эксперты вашего центра помогают добиться истины в суде?
— Именно. Бывает, судебные тяжбы идут годами, а решения по делу так и нет. Вот, например, в прошлом году в нашем городе при усилении ветра обрушилась крыша одного из зданий. В результате пострадали несколько припаркованных рядом автомобилей. Собственник возмещать ущерб в добровольном порядке отказался, поэтому владельцы автомобилей обратились в суд. В экспертную организацию нашего города судом была назначена строительно-техническая экспертиза, которая должна была установить причины обрушения крыши. Эксперт установил, что здание, в том числе и крыша были возведены в полном соответствии со строительными нормами и правилами. Якобы, причиной обрушения явились неблагоприятные погодные условия. У суда и истцов возник вопрос: почему же другие здания повреждены не были? И суд назначил повторную экспертизу уже в нашем центре. Наши независимые эксперты выяснили, что здание было построено с нарушениями. Это и привело к обрушению крыши. Истина наконец-то была установлена! Сейчас стороны ждут решения суда.

— Со строительно-технической экспертизой разобрались. Что касается автотехнической: здесь вы, я так понимаю, помогаете устанавливать обстоятельства ДТП?
— Да, автотехнические экспертизы помогают выявить механизм развития дорожно-транспортного происшествия. Они проливают свет на инсценированные аварии, «автомобильные подставы», которые широко распространены в последнее время.

— Еще одна из востребованных экспертиз, которые вы назвали, — почерковедческая...
— При производстве такой экспертизы мы чаще всего исследуем подпись в документах. Это и оспаривание расписок, завещаний, бухгалтерских документов, различных договоров. Но бывают и неординарные ситуации. Например, в моей экспертной практике есть случай, когда на исследование поступила записка, снятая с могильного креста, адресованная родственникам умершего.
— Как вообще проводится экспертиза: есть какая-то определенная методика или это авторский подход к делу?
— В каждом виде экспертиз существуют свои методики. Собственного подхода в нашем деле быть не может, поскольку деятельность эксперта регламентируется законодательством.
— А искусственный интеллект применяете?
— Использование ИИ может быть только косвенным. Для определенных расчетов эксперты используют специальные программы. Главное же при производстве экспертиз — применение экспертных методик и профессионализм сотрудника.
— А бывает такое, что эксперты ошибаются? Это же человеческий фактор. Или их могут подкупить...
— Думаю, экспертные ошибки случаются, как и в других профессиональных сферах. Что касается дачи заведомо ложного заключения, то, к сожалению, это имеет место быть. И это несмотря на то, что сотрудник при производстве экспертизы дает подписку об уголовной ответственности.
— Часто ли приходится разрешать споры близких людей — родственников или соседей?
— Случаи бывают самые разнообразные. Соседи нередко оспаривают границы земельных участков и местонахождение строений. Для установления истины мы проводим землеустроительные экспертизы. Был случай, когда для разрешения спора соседей потребовалась пожарно-техническая экспертиза. Два частных дома располагались рядом, и случился пожар. Одни в это время баню топили, другие шашлык жарили. Вот решили выяснить, по чьей вине случился пожар? Экспертиза же установила, что возгорание произошло из-за удара молнии.

Семейные споры — это обычно раздел имущества супругов, дележка наследников. Тогда мы проводим оценочные экспертизы. Как-то при семейном споре проводили экспертизу давности изготовления документа. Супруги разводились. И в процессе развода вдруг появились какие-то долговые расписки одного из супругов. Они были датированы, якобы, 2019-м годом. Наши эксперты же установили, что их написали месяц назад. Таким образом раскрыли фальсификацию.
Читайте также
Рост детской аллергии: барнаульские врачи рассказали о причинах возникновения и способах диагностики