Обеспечить законность государственных действий
— Алексей Борисович, что вы вкладываете в понятие «Судебная экспертиза»?
— Судебная власть — одна из трех ветвей федеральной власти с задачей законно обоснованного разрешения любых конфликтов внутри государства. Это один из главных и эффективных способов защиты главного достояния любого государства — его граждан, так как люди — его основа.
Существует 45 видов судебных экспертиз (например, авиационно-техническая, баллистическая, взрывотехническая, землеустроительная, искусствоведческая, налоговая, пожарно-техническая, психиатрическая, финансово-экономическая и пр.), их выполнение регламентируется потребностями судебной власти. Одни экспертизы относятся к штучным, другие проводятся достаточно часто, но стоит отметить, что судебно-медицинские экспертизы являются наиболее востребованными (более 5 млн в год). Только эти экспертизы в стране являются обязательными к назначению (ст. 196 УПК РФ).
Потому что люди, основа государства, главное его достояние. Нет людей — нет и государства. У каждой из трех ветвей власти свои задачи. Наиболее понятна функция исполнительной власти, так как в ее основе административно-финансовая составляющая. Достаточно популяризирована и законотворческая власть с задачей «переделать» несправедливые законы в справедливые. А в чем же суть судебной ветви государственной власти? Так вот как раз в том, чтобы обеспечить законность предпринимаемых государственных действий. Так, любые спорные вопросы могут быть разрешены только судебным путем. Вот тут и находится применение нашим знаниям и умениям.
Знать — это понимать
— Какая сверхзадача стоит перед вашими сотрудниками?
— Вся работа эксперта направлена на то, чтобы предоставить суду убедительные доказательства, позволяющие ему провести безошибочную оценку события или его последствий, для принятия справедливого решения. Без экспертного заключения нет обоснованного решения.
Западная система образования приучает лишь к необходимости выбора правильного ответа из предложенных, без необходимости доказывать его достоверность. Люди приучены что-то узнавать (тесты, буквы, слова, мелодии и пр.). Эрудированность взамен энциклопедичности и аргументированности. Оригинальное «…я так думаю» считается вполне достаточным для принятия решения, а встречное «почему так?» считается провокацией, нападками на личное достоинство.
Однако при настоящем споре (наука, спорт, военный конфликт и пр.) нет игрушечных ставок — требуется доказательство! Но для этого нужна стройная логика, неоспоримые факты, веские аргументы, ссылки на безусловные авторитеты, понятные примеры и прочее. В общем — знания на уровне абсолютного понимания. «Знать — значит понимать!»
Вот этому и учит судебная (доказательная) медицина. В 50-х годах прошлого столетия на Алтае зародилась и окрепла алтайская школа судебных медиков. Ее вместе с кафедрой судебной медицины (носящей его имя) основал профессор, заслуженный деятель науки РСФСР Виталий Николаевич Крюков, ректор Алтайского государственного медицинского института. Его лозунгом было «воспитание через предмет». Его книги и учебники воспитывали врачей всего Советского Союза. Знания в медицине неотделимы от традиций. В медицине это основа. Очень важно, когда люди задают вопрос «Зачем?», а уже потом «Как?».
Экспертное заключение выстраивает систему доказательств, устанавливает причинно-следственные связи, делая эти доказательства неоспоримыми. Это до ничтожного снижает вероятность ошибки, что важно при решении судьбы людей, наших граждан. Часто именно независимое экспертное заключение ложится в основу судебного решения.
— Откуда на Алтае судебная медицина?
— Когда на Алтае зарождалась судебная медицина, здесь уже было все. Торговля, производство, добыча полезных ископаемых и прочее. А достатка во врачах (тем более в судебных медиках) не было. По целинному краю были разбросаны судебно-медицинские эксперты-одиночки, располагавшиеся в ветхих приспособленных постройках. Но время меняется, изменились и условия, и приоритеты.
Правительство нам помогает
— Что собой на сегодняшний день представляет судмедэкспертиза края и каковы ближайшие перспективы?
— Сейчас в Алтайском крае 18 стабильно работающих отделений, каждое из которых обслуживает группу районов с населением не менее 50 тысяч человек. В плотно населенных регионах у нас созданы межрайонные отделения, имеющие в составе как экспертов общего профиля, так и лабораторные подразделения. Их задача не только на местах помогать судебно-следственным органам (суду, прокуратуре, Следственному комитету и полиции), но и оказывать высокотехнологичную помощь администрациям и правоохранительным органам этого региона. Так судебные органы и прокуратура получат в руки законодательно обоснованные инструменты борьбы с нарушениями и преступлениями.
Благодаря пониманию значимости нашей (не лечебной) медицинской специальности со стороны правительства Алтайского края, при поддержке Министерства здравоохранения и внимании судебно-следственных органов нам удалось «подняться из руин».
Если говорить про Барнаул, у нас три отдельных здания. В административном корпусе, кроме административно-хозяйственных служб краевого бюро СМЭ, комфортно размещены и отдел по экспертизе пострадавших, и отдел особо сложных экспертиз. А раньше здесь были еще и все лаборатории. Сегодня же у нас есть хороший лабораторный корпус с 11 лабораториями, которые постепенно оснащаются современным оборудованием.
У нас появилась надежда, что на Алтае будет нормальная геномная лаборатория, чтобы заниматься полноценной идентификацией личности. У нас есть для этого надежные образованные эксперты, умеющие и знающие свое дело, неоднократно доказывавшие свои способности и возможности. Мы были первой территорией в Сибири, у которой в 1971 году появилась такая лаборатория. Но она, к сожалению, давно устарела. Сейчас уже совсем другие возможности установления личности, родства, принадлежности, которые так востребованы в тяжелое для страны время. Ура! Нас услышали! Надеемся на следующий год у нас, может, это все появится. Надеемся, восстановится и спектральный анализ, и еще много всего.
На Горе разместился двухэтажный танатологический отдел, где проводятся экспертизы погибших (самые обсуждаемые среди горожан). При больнице скорой медицинской помощи для спасения жизней пациентов с отравлениями (в том числе алкоголь, наркотики и пр.) круглосуточно и самоотверженно работает токсикологическая лаборатория. В этом году при поддержке прокуратуры ее оснастили новым современным оборудованием.
Еще большая гордость у нашей службы за город Бийск! Запущен просторный трехэтажный корпус со всеми необходимыми для крупного города отделениями. Он хорошо оснащен и справляется с обслуживанием всего юго-восточного Бийского региона. Успешно работает новое, современное отделение в Тальменке — воротах Алтайского края. Готов проект реконструкции здания современного межрайонного отделения в городе Рубцовске (юго-западная часть Алтайского края).
В планах законодателей центрального региона нашего края построить межрайонное отделение в центральной части территории края. Параллельно делаем ремонты приспособленных помещений, устраняем аварии, где-то оборудование приобретаем. В общем, стремимся наращивать старые мощности. Для того чтобы специальность развивалась, внимание к ней должно быть государственным. Судебно-медицинская экспертиза, или, в международном звучании, правовая медицина, — это заключительный экзамен, который сдают во всех медицинских вузах мира для того, чтобы получить диплом врача.