На Алтае котята снежного барса сломали видеоловушку

Профессиональная камера была установлена 1 июля в горах Республики Алтай, в долине реки Талдура. На днях камера зафиксировала, как котята снежного барса выходят на поляну, один из них подходит к камере, нюхает, сваливает ее лапой и катает по земле. Камера записывает последние смазанные кадры и отключается, но резервная видео­ловушка, установленная напротив, зафиксировала все, что делает барсенок, сообщает пресс-служба Сайлюгемского национального парка.

На Алтае котята снежного барса сломали видеоловушку
Барсы отлично маскируются на фоне горного пейзажа. Фото: Илья Труханов

У пятнистого вандала шерсть взъерошена, видны следы крови. Вероятно, котята только что пообедали и могли кататься на месте добычи — такое поведение обычно. Звери сыты и игривы, а тут на пути как раз попался новый незнакомый предмет.

Впервые на Алтае снежные барсы, ломающие камеру, зафиксированы не стандартными видеоловушками, а полноформатной профессиональной камерой, которую установил с сотрудниками Сайлюгемского нацпарка член Попечительского совета, фотограф дикой природы, бизнесмен Илья Труханов. Камера защищена пластиковым боксом, оснащена дистанционным датчиком движения и питается от автомобильного аккумулятора.

«Я влюбился в Горный Алтай, много раз приезжал сюда и снимал пейзажи, но хотел запечатлеть и хозяина Алтайских гор — ирбиса, — рассказывает Илья Труханов. — В декабре мы познакомились с директором Сайлюгемского нацпарка Денисом Маликовым и придумали проект по установке профессиональных фотоловушек. Первый раз нашу камеру сломал медведь, ни одного кадра мы не получили, а второй раз повезло, я счастлив получить такие кадры и помочь Сайлюгемскому нацпарку в изучении снежного барса».

Дикие звери часто ломают или сваливают автоматические камеры. Их ломают медведи, росомахи, ирбисы нюхают, скребут, метят. Так, в Бурятии самка ирбиса даже получила имя Гроза фотоловушек.

«Поведение котят ирбиса стандартное, они, как и все кошачьи, очень любопытны, барсята увидели новый предмет на тропе, — объясняет директор Сайлюгемского национального парка Денис Маликов. — Облизать, поиграть с камерой — вполне нормально. Однако тут ирбисенок решил просто свалить видеоловушку. В нашем нацпарке мы впервые зафиксировали профессио­нальное видео, которое поможет не только изучить поведение зверя, но и рассмотреть рисунок пятен на шерсти, который поможет в дальнейшем следить за этими ирбисами, отличая их от других».

Однако от зубов и когтей снежных барсов страдает не только техника, но и скот, который хищники воспринимают как добычу. В Республике Алтай чабанам будут компенсировать потерю скота из-за нападений снежного барса.

Сайлюгемский национальный парк обещал компенсировать чабанам ущерб по количеству убитых снежным барсом голов скота. Средства для компенсации предоставит Межрегиональная ассоциация «Ирбис». Первое подобное возмещение ущерба состоялось весной этого года. Хозяйка стоянки, которая потеряла 27 баранов из-за нападения самки ирбиса с котятами, получила компенсацию. Такая схема работает в соседней Республике Тыва, а ее задача — предотвратить убийство редкого снежного барса животноводами в отместку за добычу домашнего скота.

«На Южно-Чуйском хребте обитает минимум 13 ирбисов, это второй важный очаг обитания ирбиса в Горном Алтае после долины реки Аргут, где фиксируют до 20 ирбисов. Необходимо вести постоянные наблюдения, так как на территории разрешена охота, а летом растет беспокойство со стороны неорганизованных туристов. Во время экспедиции мы видели и сибирских горных козлов, и алтайских горных баранов, значит, пища у ирбиса есть, но охотничий пресс также высок. С чабанами договорились об оперативном сообщении о нападении ирбиса на скот. Сотрудники Сайлюгемского нацпарка выедут на место происшествия, и в случае подтверждения нападений ирбиса, а не волка, чабаны получат компенсацию», — говорит заместитель директора Сайлюгемского нацпарка Денис Гуляев.

Участниками экспедиции стали природоохранники Республик Тыва, Алтай, Бурятия, Монголии и Киргизии. Полевики проверили и установили новые автоматические камеры. Ученые подтвердили деление группировки ирбиса на хребте на западную и восточную части, а в средней части хребта эксперты установили больше фотоловушек и надеются, что здесь также удастся выявить снежных барсов. Биологи также насчитали минимум пять известных экспертам ирбисов, среди которых самцы снежного барса Сайлу и Т03, также самка и котята в возрасте до двух лет.

«Если в Монголии и Киргизии численность и активность ирбиса выше, камеры ставят, как говорится, «по низам», то в Республике Алтай снежные барсы ходят по хребтам, наши камеры стоят на высотах до 3000 метров над уровнем моря в труднодоступных суровых местах, работать в России сложнее. Сотрудники Сайлюгемского нацпарка накопили колоссальный опыт работы по изучению и охране снежного барса, и нам было чем поделиться с коллегами», — резюмирует Денис Гуляев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру