«Выгорел» на удаленке за пандемию: как вновь стать эффективным работником

Прошедший год стал символом удаленной работы для специалистов самых разных сфер. Тон задала вынужденная самоизоляция в связи с пандемией. В этот период люди начали всё чаще поднимать тему профессионального выгорания. О том, как нужно справляться с этим явлением рассказали психологи, а о своем личном опыте борьбы с выгоранием - специалисты самых разных сфер из Алтайского края.

«Выгорел» на удаленке за пандемию: как вновь стать эффективным работником
pixabay.com.

По данным Центра исследований политической культуры России, которая входит в аналитическую структуру КПРФ, в обществе сегодня преобладают три морально-психологических состояния: опасности (23% мнений), разочарования (22%) и страха (16%). Из позитивных ощущений только 10% респондентов сказали о «спокойствии».

Уровень пессимизма вернулся к показателям начала 2000-х. То есть негатив 2020 года превысил позитив в четыре раза. Подобные тенденции деструкции сознания отмечались в 1989 году накануне распада СССР.

Корень проблемы специалисты призвали искать как раз в выгорании работников. Несмотря на то, что в России фраза «сгорел на работе» используется в обиходе многие годы, к вопросу предотвращения выгорания сотрудников в стране официально никак не подходят. Да, есть опыт различных компаний-гигантов вроде Яндекса, Мегафона и так далее, но это исключительные случаи. О том, борются ли с выгоранием работников работодатели в Алтайском крае - неизвестно.

Исследование института Gallup выявило связь выгорания и удаленной работы. Несмотря на изначальную радость жителей страны, из-за свалившихся выходных и коррекции графика, многим пришлось решать вопрос с приобретением техники для удаленной работы, а для семей с детьми работа из дома в период «дистанта» и вовсе не показалась отдыхом.

Жительница Барнаула Анна рассказала, что наличие дома мужа и троих детей в период самоизоляции дали ей понять, как сильно она любит работу в офисе.

– Детям нужно дистанционно обучаться, делать уроки. Мне нужно также быть у компьютера. У мужа получалось выбираться на работу в офис. Это был какой-то кошмар. Спустя небольшой промежуток времени я также начала делать «набеги» на свой офис, тогда жить стало легче, – рассказала женщина.

Ее слова подтверждает аналитика Gallup, где в качестве меры снижения стресс-фактора упоминается мера «гибридного» формата работы (часть на удаленке, часть в офисе).

В СМИ было написано несколько материалов о самих журналистах, которые испытывали эмоциональное выгорание из-за переживаний, которые они испытали, описывая тяжелые истории из жизни разных людей.

Незаслуженно не была упомянута профессия корректора, предполагающая чтение всех без исключения материалов. Корректор ИА «Толк» Наталья Кокшарова, по долгу работы, каждый день читает каждую новость и у нее нет выбора, в отличие от рядового читателя.

– На протяжении 10 лет я работаю корректором. Моя задача – блюсти грамотность, проверять на наличие ошибок и неточностей все тексты, которые выходят на новостном сайте. Вообще все. Например, о том, как хозяин «накормил» свою собаку взрывчатым веществом. Она выжила, но прошла через настоящий ад. Помню, эта история буквально выбила меня из колеи. Хотелось уволиться и больше никогда не читать новости ни на сайтах, ни в соцсетях. А еще об Ольге Бузовой, смертельных ДТП и издевательствах над детьми. Я не могу выбирать контент как читатель или журналист. Поэтому порой мне, особо впечатлительной натуре, приходится тяжело. Со временем я научилась не так остро реагировать на прочитанное, но «отключить» внутренний фильтр до сих пор не всегда получается, – поведала Наталья.

Несмотря на подобные «перегибы контента» девушка говорит, что в ее профессии есть и свои плюсы.

– Моя работа предполагает минимум телодвижений, а на удаленку я ушла еще до того, как это стало мейнстримом. В общем, тружусь в тихой и спокойной атмосфере. Эту работу необходимо любить и быть настоящим «буквоедом», чтобы она не стала бременем и не превратилась в рутину, потому что монотонность и однообразие способны перечеркнуть все плюсы, – подытожила Наталья Кокшарова.

У большинства специалистов, работа которых связана с риском для жизни или видом людских страданий и смертей, таких как сотрудники правоохранительных органов, врачи, спасатели, в какой-то момент формируется атрофия эмпатии. Но здесь речь идет скорее о профессиональной деформации личности. Психологи говорят, что деформация личности из-за профессии и выгорание – совершенно разные вещи.

Клинический психолог из Барнаула Евгения Вострикова объясняет, что выгорание связано с откладыванием работы, чувством усталости, отсутствии радости даже при продуктивном выполнении задач. Поэтому, если человек часто болеет и плохо спит, в свободное время не хочет ни с кем разговаривать, а мысли о том, что скоро на работу вызывают тревогу, то нужно бить тревогу.

– Часто о проблемах нам сигнализирует наше тело. Думаю, многие слышали про психосоматику. Это вполне конкретные механизмы влияния стресса на организм. Люди должны обратить внимание, когда у них ухудшается иммунитет, обостряются старые хронические заболевания, повышается утомляемость, головные боли и так далее, – говорит Вострикова.

Евгения Вострикова в своем аккаунте в Instagram дает советы для нормализации общего состояния. В случае с выгоранием психолог дала следующие рекомендации: 

- Установите границы. Работайте только в рабочее время, не берите задачи на выходные и на вечер;

- Нормальный отдых. Не читайте рабочие чаты, гуляйте, делайте то, что нравится и что не получается делать в будни. Очень помогает спорт;

- В работе старайтесь делать короткие паузы;

- Оценивайте задачи. Что-то делегируйте и не берите на себя лишнего;

- Подумайте, нравится ли вам ваша работа;

- Не геройствуйте. Скорее всего вы сильно погрязли в рабочей рутине и вам нужен отпуск или психолог.

Бизнес-коуч из Барнаула Анна Немчинова, также добавила, что выгорание бывает двух видов. Первый случай выгорания идет от утомления из-за неподъемного массива задач. Из-за этого идет некачественное распределение энергетических ресурсов. Второй вид выгорания происходит, когда работник перерос тот уровень работы, на которой он находится.

– В первом случае, вам нужно разобраться в том, какие обязанности у вас лишние и сказать «нет» своим коллегам. Нужно также применять фокусировку. То есть если пили чай, то нужно только пить чай. Если гуляете, то нужно гулять, а не проверять рабочие чаты или обсуждать профессиональные моменты, – объяснила бизнес-коуч.

Второй случай выгорания, по словам Немчиновой, должен послужить поводом обратиться к профессиональному коучу, который поможет заново найти себя и определиться с новым направлением деятельности.

Отметим, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в мае 2019 года внес профессиональный синдром эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней. Хотя тут стоит уточнить, что этот синдром там фигурирует не как «медицинское состояние», а как фактор, который влияет на состояние здоровья. Уточняется, что синдром возникает из-за хронического стресса на работе, который не был успешно пройден.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру