«Старый базар» Барнаула прирастает новыми павильонами: интересна ли эта локация бизнесу

28.09.2019 в 14:16, просмотров: 797

На улице Мало-Тобольской в Барнауле снесли старые киоски, стоящие там со времен «Старого базара» и строят новые торговые павильоны. Так называемый «Барнаульский Арбат» призван стать новой локацией для бизнеса, который должен заманить сюда горожан и туристов. Одни наблюдатели считают, что это запоздалый, но правильный шаг для оживления территории. Другие уверены, что нужно менять всю концепцию туркластера и привлечь народ на пешеходную улицу это не поможет, а арендаторы киосков вскоре прогорят.

«Старый базар» Барнаула прирастает новыми павильонами: интересна ли эта локация бизнесу
Фото: Александр Захаров

«Не жду хорошего от этой затеи»

Автором проекта по возвращению торговых рядов на пустующий туркластер стал архитектор «Алтайгражданпроекта» Евгений Башкиров. По его эскизам вдоль всей пешеходной зоны Мало-Тобольской установят павильоны под навесами. Неподалеку появятся туалет, зоны отдыха, сцена для праздников. Всего на Мало-Тобольской планируют поставить несколько десятков павильонов.

— Бизнесу это может и будет интересно, но мы опять вернемся к базару, который не очень хорошо выглядит: мусор, асоциальные личности, — полагает руководитель барнаульского отделения общественной организации «Гражданский патруль» Игорь Берг. — Из этого не получится явно красивого туристического рынка. Если вспомнить «Старый базар», то было нелицеприятное зрелище. Нет такой притягательности у туркластера, чтобы в нем можно разместить ларьки связанные с туристическим брендом. Боюсь, что это превратится в вещевой или продуктовый рынок. Непонятные забегаловки, мусор на площади. Я от этого не ожидаю ничего хорошего.

По его мнению, для привлечения гостей нужно восстанавливать туристические объекты. В первую очередь старинные здания. Без туристов это будет обычный базар, не отличающийся от других городских рынков.

— Надо, чтобы турист туда пришел, посмотрел, взял этот алтайский продукт, — продолжает собеседник. — Ради чего он туда пойдет? Ну стоит сейчас пустой Арбат, мощенный плиткой. Я и многие люди хотим видеть там место для общественного пространства. Власти пытаются сделать это. Проводят городские праздники. Скоро мы можем потерять площадь Сахарова, понадобится новое место. На Арбате будет тесно и неудобно. В итоге занимаем площадь ларьками с непонятным содержимым. Не ожидаю ничего хорошего от этой затеи. Нужно полностью менять концепцию туркластера.

«Когда хочу побыть в одиночестве, гуляю по Арбату»

Недавно в Барнауле провели фестиваль «Фабрика-завод», посвященный организации городского пространства, в том числе и туркластера. Один из приглашенных экспертов рассказал, как в его родной Казани оживили улицу Профсоюзную, которая раньше считалась захолустьем. Из нее сделали «улицу баров». На маленьком участке поставили 31 бар: пивные, коктейльные, авторских напитков. Теперь это достопримечательность Казани. Туда началось паломничество горожан и туристов.

Один из представителей пивной отрасли рассказал «МК на Алтае», что пока размещение на барнаульком Арбате ему неинтересно.

— В том-то и дело, что там мало людей ходит, — поделился Антон Гамаюнов, соучредитель сети магазинов крафтового пива «Биршоп ДНК». — Нужны условия, а народу там нет. Вроде застраивается район рядом, но когда все будет... Сейчас там пока мертвая зона. Я живу в центре и знаю о чем говорю. Всегда вечером гуляю по Арбату, чтобы побыть в уединении. В Нагорном парке народ есть, а на Мало-Тобольской — никого.

По одной из версий, в случае прихода крупного инвестора эти торговые ряды можно быстро демонтировать в любой момент.

— Появление торговых рядов для оживления этого места оправданно, — считает архитектор Александр Деринг. — Хотя бы народ появится, движение какое-то. Будет ли это интересно бизнесу? Тут есть два момента. Те, кто там работает, конечно, они подтянутся. Это будет своеобразный «Старый базар 2.0», только немного переделанный и реанимированный. Немножко с новыми функциями. Более, так скажем, цивилизованный. Может быть, в какой-то степени, это оживит или притянет другой бизнес. Но глобальная проблема не решается. Не изменится капитальная застройка, которая формирует туркластер. Там нет программы развития. Бизнес не понимает, что там будет происходить, стоит ли туда вкладывать деньги и прочее. Нужно конвертировать эту часть проекта, прорабатывать инвестиционную составляющую и предлагать ее бизнесу.

Ларьки — один из вариантов привлечения трафика

Согласно проекту, при заключении арендных соглашений с бизнесменами, приоритет отдадут алтайским производителям. Одна из задач концепции обновленного «Старого базара» — гастрономический туризм. Планируется, что на этой территории в будущем будут проходить различные фестивали меда, сыра, молочной продукции, а зимой на пешеходной зоне поставят снежный городок, который простоит до весны.

— Мне страшновато там работать, у нас немного другой формат, — поясняет Борис Родионов, сооснователь сети кофеен Kennedy`s Coffee. — Надо еще понять, всесезонные эти ларьки или только на лето. Я там недавно гулял, видел их, мне показалось, что это летний формат. Но вопрос больше не к алтайским производителям, которые могут там торговать, а вопрос к людям. Готовы ли они зимой, в холод, приезжать сюда и что-то покупать? У меня это вызывает сомнения. Возможно, власти что-то сделают. У нас не такой туристический город, что можно за лето отбивать вложения. На каком-то постоянно проходимом месте это одно, а там... Летом, можно сделать несколько точек общепита, соединенных в формате некоего фудкорта, чтобы у людей был выбор. Надо смотреть, что сделают, оценивать, просчитывать. Ларьки нам не интересны. В здании «Старого базара» — может быть. Но полного плана я пока не видел и не знаю, когда откроют здание. Насколько я помню, предполагалась пешеходная зона без уличных павильонов. Люди должны были подходить к зданию «Старого базара», где располагается общепит. Никаких конструкций между ними не было. Боюсь, данные ларьки могут стать заменой этой идеи, поскольку здание рынка не спешат открывать.

Ранее говорилось, что в здании «Старого базара» планируют организовать пространство для мастер-классов шеф-поваров. Здесь же обещают сделать современный рынок, площадью 3400 квадратных метров, кофейню, ресторан, аптеку, винный магазин, табачные и сувенирные лавки. Территорию оборудуют вместительной парковкой на 170 машин. Продуктовый рынок разместят на двух этажах с эскалатором, лифтом и лабораторией. А еще в 2019 году должно начаться проектирование продолжения набережной реки Барнаулки, которая протянется до проспекта Красноармейского. Власти надеются реализовать проект за счет государственно-частного партнерства.

— Бизнес идет туда, где есть поток людей, это — аксиома, — высказался Владислав Вакаев, депутат АКЗС. — Будут люди — будет битва за места там. Пока на Арбате нет людей, точнее практически нет. Это слаборазвитая зона. Но это не значит, что нужно отвернуться и ничего не делать. Надо стараться организовать туда поток. Поэтому ларьки — один из вариантов привлечения трафика. В Барнауле очень мало мест, куда можно привести туристов, показать им что-то. Я всегда выступаю, чтобы туркластер действительно стал точкой притяжения. Для этого нам нужно приложить массу усилий. Нужно работать и с собственниками помещений на Старом базаре. Им пора выходить из формата палаток с дешевыми куртками.

В числе мер депутат предлагает восстановить сереброплавильный завод, сделать пешеходной вторую улицу — Льва Толстого — от Ленина до Социалистического. Превратить в музей руины на площади Свободы — фундамент старинного храма. Их политик предлагает закрыть стеклом. Реконструировать и восстанавливать ряд исторических зданий в старом центре.

— В туризме есть такой термин «must see» (должен увидеть, - англ.) — перечень объектов, которые ты должен посмотреть в этом городе, — подытожил Вакаев. — Когда в Барнауле эта точка войдет в такой перечень, тогда мы сможем запустить эту территорию. Движение идет в правильном направлении, но темпы наверное недостаточны, надеюсь активность повысится.