Центр реабилитации «Свобода» отметил двенадцатилетие

12 лет шаг за шагом, по 12 ступеням, зависимые наркоманы и алкоголики идут к свободе. К своей свободе от зависимостей через реабилитационный центр.

Центр реабилитации «Свобода» отметил двенадцатилетие

Для меня День рождения реабцентра начался с поездки в деревню Нижняя Петровка. А точнее, с автобуса. А вы представляете, что такое ехать вместе с мамами выздоровевших и выздоравливающих наркоманов и алкоголиков?

Думаете, разговоры все и были что об их тяжелой судьбе? Или о детях, которые мучительно боролись со своими недугами? Нет. В поездке — песни: «Один раз в год сады цветут», «Одинокая ходит гармонь», «Катюша», «Взвейтесь кострами…» и другие, тексты которых предусмотрительно распечатали и раздали мамам.

Трогательно, мелодично и неторопливо, порой, не попадая в такт, а порой заливаясь смехом, женщины всю дорогу поют. Поют, потому что им хорошо и спокойно. Поют, потому что знают, что делать дальше и как жить с родными, которые вернулись или в скором времени вернутся домой.

Водитель, улыбаясь, приглушает звук радио:

— А вы с нами ездили уже? — спрашивает кто-то их женщин.

— Да. Уже ездили, — отвечает он.

— А Саша где? А где Саша, который постоянно нас возит? — интересуются дамы и тут же сами отвечают со смехом: Саша нас не выдержал!

Путь к свободе непрост и извилист

«Турба» — так звали Любу во времена, когда она восстанавливалась и забывала здесь о своем пристрастии к алкоголю, когда она училась быть свободной и независимой, когда ее, уже «возрастную» женщину, дочь и друзья отвезли в реабцентр. Когда забирают зависимого на восстановление, все делают быстро: собирают быстро, везут быстро, оформляют быстро. Минуты промедления могут стоить этому человеку жизни. Путь к свободе действительно непрост, а путь в «Свободу» — открыт для всех.

Реабилитационный Центр «Свобода» расположен в деревне Нижняя Петровка, что мимо Бобровки. Я, честно говоря, даже и не знала о существовании такого местечка в 70 км от Барнаула. Дорога туда извилиста и не всегда хороша. Зато вокруг лес и дышится по-другому уже километров через 25. А когда приехали на место, первая мысль, возникшая в голове, — я хочу остаться здесь жить. Правда, райское место. С ограничениями, конечно, для тех, кто здесь выздоравливает, но в остальном — мечта! В просторном по деревенским меркам доме есть все, что необходимо для проживания пары десятков человек. Больше сюда не берут, хотя желающие есть. Роман Викторович объясняет это тем, что если будет больше человек, то с ними не будут работать так качественно, как сейчас. Дежурным или консультантам, попросту времени и внимания не хватит на всех. Психолог тоже физически не сможет выслушать в день столько людей, чувств и эмоций.

На довольно большой территории — и огород, где уже растут помидоры, и спортивный уголок с тренажерами, и шикарная беседка, внутри которой место для костра, и мягкие кресла с диванчиками, и большая баня, которую топят каждый день, чтобы выздоравливающие выводили из организма всякие вредные вещества. А потом после бани — в речку окунуться. В загончике — свиньи, в клетках — кролики, в сарайке — куры. Планируют еще обзавестись коровами, чтобы и молоко свое было.

Конечно, сначала им трудно, говорит Турба, которая провела в этом центре два года, было не просто трудно, а ужасно трудно.

— У нас подъем был в 7 часов. Пять минут на то, чтобы умыться, заправить постель и одеться. А еще и в туалет нужно было сходить. А он, кстати, на улице, — вспоминает она. — Мне было трудно привыкнуть к режиму. Зато на кухне я была в своей стихии! Но дежурили и варили все по очереди. Конечно, не шиковали, но и голодными не были.

Сейчас трезвости Турбы уже шесть лет. Она смеется, когда рассказывает, что нафуфырилась и взяла с собой чемодан на колесах, полный белых брюк и кофточек модных. Ей тогда сказали, что везут в санаторий. Но все вещи, собранные ею, остались дома. С собой — только спортивный костюм и кеды.

— Когда я здесь была, у нас было большое хозяйство, большой огород. Мне неинтересно было месяц где-то. Я не могла простить близких, друзей, семью за то, что они меня сюда отправили. А потом привыкла. Пекла пирожочки, булочки, варила борщи. Помню, с нами был парнишка, глазастый такой, так он ко мне подошел как-то и сказал: «А как у тебя такой борщ красный получается? Ты расскажи мне, я вернусь и маме расскажу, пусть она такой же приготовит». Такой трогательный. До сих пор его глаза перед моими стоят. Теперь все, с кем я здесь отдыхала, — мои друзья. Роднее не придумаешь. Все сердце отдала бы им, — с душевной теплотой рассказывает Турба.

Созависимость — это тоже болезнь

Членов семей, кто живет вместе с алкоголиками и наркоманами, называют созависимыми. Потому что им приходится ой как нелегко справиться и с эмоциями, и с болью, и с последствиями такой жизни. Специально для них при центре есть группы, где с мамами и женами работают психологи. Они учат их жить так, чтобы после реабилитации общение с выздоравливающими проходило гладко и с меньшим стрессом.

— Я с детства в этом всем. У меня и папа, и брат, и муж, и дети — все алкоголиками стали. Выздоравливаю вместе с ними уже больше 10 лет. Оглядываясь назад, могу сказать, что это небо и земля. Я благодарна и Центру и детям за то, что я на этом пути, — говорит Ольга, созависимая по сыну алкоголику. — Трезвость — выбор сильных. До реабцентра я очень себя жалела. После пришло понимание. У моего сына, когда он вернулся, сначала обида была, а теперь все наладилось. Вас ждут дома родные, близкие. Будьте всегда трезвыми и смотрите с любовью на жизнь, — обратилась она к сидевшим в комнате выздоравливающим ребятам.

— Привет всем. Меня зовут Сергей. Я алкоголик, — привычно начал парень, который вместе с нами приехал из Барнаула. — Я сюда приехал, как домой. Я начинал здесь выздоравливать в 13 и 14 годах. Вот действительно, когда дома не бываешь долго, а потом приезжаешь — все знакомое. Все родное. Я не могу передать это чувство. Вы сейчас, как дети маленькие, только учитесь ходить. Ребенок — шлеп-шлеп, падает. Так и вы. Это трудно все. Очень трудно. Ребят, я понимаю. Себя менять трудно. Я вам желаю, чтобы шажки ваши в этой жизни стали уверенными. Главное — себя принять. В спектакле, который нам показали, звучали слова: «Бог о нем позаботится». Помните, Бог позаботится о вас только тогда, когда вы найдете его в себе, построите храм внутри. Поздравляю с Днем рождения! Выздоравливайте!

— Ребята, друзья. Мне через три месяца исполнится 55 лет, и я вдруг понял, что 28 из них я пробухал. Спустил жизнь в канализацию. 16 месяц выздоравливаю — и кайфую, — взял слово Анатолий. — Если будет возможность, сходите на группу созависимых на улице Льва Толстого. Когда я увидел рыдания жен, матерей, я понял, что в их словах нет ненависти, злости или обиды, только вера, надежда и любовь. В этой безумной пучине употребления вам нужно остановиться, посмотреть на все это, отринуть и смотреть только вперед. Я радуюсь жизни. Прекрасного в жизни много. Нужно двигаться. Вас ждут. Вас любят. Желаю всем выздоровления. Пусть сначала ноги дойдут сюда, голова потом дойдет. И знаете что, не катитесь на обидах, потому что те, кто на обидах катится, скатываются снова в употребление. И никогда не питайте иллюзии, что вы сможете употреблять и контролировать себя. Кто так считал, все возвращались к алкоголизму.

— Вы приходите с новым поведением, а мы остаемся со старым, — делится Ирина, созависимая по сыну наркоману. — И чтобы женщине понять, как вести себя с мужем, сыном, ей необходимы знания. Это не просто солидарность. Это основа четкого понимания того, как себя вести с выздоравливающими. Мы ведь слепы, мы безумно любим своих детей. А эта любовь мешает.

В Центре «Свобода» выздоравливают и жители Калининграда, и Нижневартовска, Москвы и других городов — география центра обширная. Как говорит Роман, один из руководителей центра, люди везут сюда своих родственников со всей России. Ведь Алтай — это и экология, и красота, и дух свободы, наконец. Ну и, конечно, родственники выздоравливающих стараются держать их подальше от соблазнов и напоминаний о прошлой жизни.

— Хочу выразить благодарность руководству и самому Центру за билет в новую жизнь. Я действительно вышел отсюда и начал жить заново. В итоге — семья, работа. Все налаживается. Подарки трезвости есть. Я теперь здесь работаю консультантом. Езжу раз в неделю. Нас таких несколько человек, мы помогаем ребятам, делимся своим опытом. Чтобы они не совершали ошибок, — сбивчиво говорит Денис, и в его словах чувствуются и искренность, и реальная благодарность. Просто выражает он ее больше поступками своими, а не словами.

Подарок со смыслом

О театре «Факел», что работает при Фонде помощи матерям нарко- и алкозависимых, мы писали в одном из номеров. На день рождения Центра театр привез спектакль «Жертва» по психологическим сказкам эльфиков. Это 25-минутное представление можно рекомендовать каждому человеку. Оно про мам, жен и вообще женщин, которые приносят в жертву семье и детям личную жизнь, отношения, интересы, спокойствие, радость от жизни, таланты. О том, что эти жертвы, по сути, и не нужны никому. Этот спектакль — программная вещь для созависимых мам. Он помогает им любить себя и уважать.

Кстати, Ольга, художественный руководитель театра «Факел», в этот же день отмечала и свой маленький праздник: четыре года трезвости. Хотя для зависимых это совсем не маленький праздник. Это огромное достижение. Шанс, дающий право на жизнь.

Редакция «МК на Алтае» присоединяется к поздравлениям и желает Центру «Свобода» долгих лет, на протяжении которых он будет помогать людям бороться с зависимостями. А тем, кто находится в Центре — здоровья, независимости и свободы. С Днем рождения!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 29 мая 2019

Заголовок в газете: 12 лет Свободы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру