Чуйский тракт: от вьючной тропы к современной трассе

Одна из красивейших дорог мира и популярный туристический маршрут, Чуйский тракт уносится с течением горных рек, накидывает петли на тонущие в облаках вершины и рассекает гладь степей. Это путешествие не только в пространстве, но и во времени. Его история, с подъемами и спусками, звучит в унисон с дорогой и отражает эпохи. Их немало, ведь Чуйский тракт, уверены местные, был всегда.

«За тем Чуйским трактом, что мы видим сегодня, стоит тяжелый, героический труд наших предшественников, их судьбы и жизни. Меньшее, что мы можем сделать, – прилагать все усилия, чтобы продолжать традиции: строить на совесть и для людей».

Ярослав Долинский, начальник ФКУ Упрдор «Алтай»

Чуйский тракт: от вьючной тропы к современной трассе

«Шелковый путь» Алтая

Сколько лет Чуйскому тракту в действительности – вопрос дискуссионный. Одно из первых российских письменных свидетельств о дороге до Китайского царства относится к XVI веку и встречается в «Книге Большому Чертежу» с подробным описанием карты России и соседних государств: «А от усть Бии и Катуни рек степью до Китайского царства ход есть».

Картографические изображения Чуйского тракта датированы XVII-XVIII веками. Но широкую известность Чуйский торговый путь получил со второй половины XVIII века. В 1756 году императрица Елизавета отзывается на просьбу алтайских зайсанов и подписывает указ о принятии алтайцев в российское подданство. С тех пор предприимчивые жители Змеиногорска и Бийска ездили в Горный Алтай и вели торговлю с алтайскими племенами.

И единственное, что сдерживало развитие торговли по Чуйской тропе… сама тропа. Караваны верблюдов ходили по горным серпантинам и бомам – высоким отвесным утесам, обрывающимся к руслу реки.

Понять, каким был торговый путь в те времена, помогают записки бийского исправника Замятина: «Чтобы иметь представление о современном пути на Кош­-Агач, нужно видеть его в натуре. Так, например, на Чуйских бомах есть места, где вьючные и верховые лошади прыгают с камня на камень, по временам ударяясь боком о скалу, поднимающуюся вверх от тропинки. Проезжая по таким путям, самый искусный верховой ездок рискует на каждом шагу упасть с лошади и убиться до смерти». И убивались. Дорога возле бомов – не более метра-­полутора шириной. Зимой и осенью, когда начинались распутица или гололед, вести здесь караваны было сложно, а разъехаться – и вовсе нереально.

Только в 1902 году удалось построить первый участок колесного тракта: от Бийска до Кош­-Агача стало возможным проехать на телегах. В 1911 году Чуйский тракт перевели в ведение Министерства путей сообщения, это возродило надежды бийских предпринимателей. А в 1922 году дорога получила статус государственной, и с этого момента работа по ее реконструкции закипела.

Управлять дорогой

Чуйский тракт сегодня – транспортная артерия, соединяющая три сибирских региона, Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай, и Западную Сибирь с Монголией и Китаем. Он берет начало в Новосибирске, протяженность составляет 963 км. В оперативном управлении подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Алтай» 856 км – в Алтайском крае и Республике Алтай. За 15 лет работы были и значимые проекты, преображающие дорогу, и работы по достижению основной цели – приведение в соответствие современным требованиям. Все, что меняло тракт, превращая его в безопасную и комфортную трассу.

В 2007 году по заданию Росавтодора разработали проектную документацию на его реконструкцию в Республике Алтай. При подготовке проекта было предложено несколько вариантов строительства дороги. В итоге был выбран наиболее эффективный с точки зрения повышения комфорта и безопасности жителей региона и всех участников дорожного движения – в обход села Майма. Реконструкция на шестом и седьмом пусковых комплексах, общей протяженностью 8,4 км, шла с 2011 по 2013 год. В 2016 году дорожники ввели в эксплуатацию первый пусковой комплекс – на въезде в Республику Алтай. В 2019 году дорожники запустят первый этап обхода Маймы, здесь построят первую в Республике двухуровневую развязку.

В Алтайском крае за эти годы был завершен один из крупнейших проектов – строительство обхода Бийска. Первая очередь введена в 1995 году, после чего реализацию объекта приостановили, оставался десятикилометровый «разрыв». Строительство возобновилось в 2012-­м. Уже в 2013­-м один из самых востребованных объектов – 20-­километровый транзитный коридор – был открыт для автомобилистов. Это позволило снизить нагрузку на уличную дорожную сеть Бийска и улучшить экологическую обстановку в городе.

Существенно перераспределили нагрузку на трассу двухуровневые развязки у населенных пунктов Казачий, Новоалтайск, Бийск и на выезде к Заринску. С завершением реконструкции участка «Чуйского тракта» Белоярск – Новоалтайск было продолжено движение в сторону Новосибирска. В 2011 году введен 19-­километровый участок дороги первой технической категории Белоярск – Цаплино. Большая стройка идет в Тальменском районе, с 150 по 158 км. Здесь возводят новый мостовой переход длиной 305 метров, а трассу на протяжении 8 км расширят до четырех полос. В проект входят две транспортные развязки в разных уровнях. Следующий на очереди – участок с 173 по 183 км, проектная документация на него уже готова и прошла госэкспертизу.

Основной цели – привести в соответствие нормативам – федеральные дорожники достигли. На территории Алтайского края требуемые показатели обеспечены более чем на 90% протяженности Чуйского тракта, и основная задача сегодня – его расширение и увеличение числа полос. В Республике Алтай цифра меньше, порядка 80%, но работа идет: только в 2019 году повысят транспортно-эксплуатационные характеристики на 90 км, из них 37-м – отремонтируют капитально.

За последние пять лет на Чуйском тракте построено 42 км линий электроосвещения, установлено 60 осветительных комплексов, работающих автономно, и 5 новых светофорных объектов, обустроено 40 переходно-скоростных полос. Фиксируется позитивная динамика по снижению аварийности. За тот же период, с 2014 по 2018 год, на федеральных дорогах Алтайского края и Республики Алтай число ДТП сократилось на 36%, на треть снизилось количество человек, получивших травмы, и почти вдвое, со 118 до 60, – число погибших. На Чуйском тракте в 2018 году по сравнению с 2017-м количество ДТП почти не изменилось (243 против 245), но снизился показатель тяжести, он составил 9 человек на 100 пострадавших, тогда как в 2017 было 12.

Безусловно, работу в этом направлении необходимо продолжать, и такие планы есть: весь комплекс мероприятий на предстоящий сезон в начале года разрабатывают совместно с региональными управлениями ГИБДД. Главная цель – комфорт и безопасность автомобилистов, развитие инфраструктуры. Все для удобства – на современной скорости.

Укрытый горами, погруженный в историю

Прокатиться на машине по Чуйскому тракту советуют многие известные путешественники. Стремительные реки, бьющие из-под земли ледяные родники и водопады, цветистое разнотравье, величественная тайга и горы. Горы здесь особенные: невысокие и зеленеющие лугами, за ними тонущие в облаках исполины, а впереди заснеженные вершины и ледники; еще полчаса – по одну сторону неприступные скалы, по другую – поросшие лесом гиганты, чуть дальше – бескрайняя степь, а горы уже ушли к горизонту – пастельные, Рериховские. И перевалы, дорогу по которым прокладывали такими невероятными усилиями герои-строители прошлого века. Семинский, затяжной и коварный, подъем по которому для человека почти незаметен и только машина дает понять, что уже, и вековые кедры кругом. Чике-Таман, покоренный и вполне комфортный, но кажущийся все таким же неприступным, как и век назад.

Чуйский тракт занимает пятое место в рейтинге красивейших дорог мира по версии международного журнала National Geographic. «Проехать по нему – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек... А уже через сотню километров кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта», – пишет официальное издание Национального географического общества.

На Чуйском тракте переплетаются не только пейзажи, это понимаешь, даже просто читая указатели. В Алтайском крае – село Полковниково, родина космонавта Германа Титова и музей; Бийск, современный и купеческий сразу, с Музеем Чуйского тракта как раз на историческом нулевом километре; Сростки, Василий Шукшин и его фильм «Живет такой парень» – о шоферах Чуйского тракта. Не водителях, а именно шоферах. И его: «Есть на Алтае тракт – Чуйский. Красивая стремительная дорога, как след бича, стегнувшего по горам».

Памятник Шишкову в Республике Алтай, тому самому инженеру, чья экспедиция метр за метром наносила дорогу на листы ватмана так, что и сейчас специалисты поражаются, как аккуратно и точно все сделано под руководством будущего известного писателя, автора «Угрюм-реки» и «Емельяна Пугачева». Памятник Кольке Снегиреву – дань благодарности всем шоферам, как и песня о нем же: «Есть над Чуей-рекою дорога, много ездит по ней шоферов…».

Дальше – Цаплинский мост, или Ининский, – уникальное сооружение, памятник архитектуры. В 1936 году через Катунь в районе села Иня построили первый в мире двухкабельный висячий мост. Проект подготовил студент-пятикурсник Сергей Цаплин. Это была его дипломная работа. Он сам претворял проект в жизнь: был главным инженером и начальником строительства. Возводили конструкцию заключенные, они руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с помощью задней оси грузовика. С 1970 года подвесной мост не используется – рядом построили новый железобетонный.

Все это среди самобытной, уникальной культура Алтая. Петроглифы и шаманы, древние захоронения – прошлое и настоящее вдоль тракта. Эти традиции федеральные дорожники тоже чтят. Так, обустраивая въезд в Республику, использовали национальные атрибуты. Коновязь, что стоит у любого алтайца возле юрты: отсюда он уходит и сюда возвращается, здесь встречает гостей. Очаг, ведь не существует большего, чем огонь – начало семьи. Особый, неповторимый взгляд на мир, этническая культура Алтая, уникальная природа и богатая история – по всей дороге.

Рассказывать о Чуйском тракте, удивительных, трагичных и прекрасных поворотах его истории, можно бесконечно. Описать все, что найдет здесь путешественник, – нереально. Просто нужно хотя бы один раз увидеть…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру