«Барнаульская пятёрка»
Первой в серии похищений, которые были на слуху, стала 16-летняя Юлия Техтиекова. Она исчезла 29 июня 2000 года. К стенами политеха ее привез отец. Спустя месяц, 28 июля, пропала Лилиана Вознюк. Говорят, перед исчезновением она была в университете. Через три дня бесследно исчезает Ольга Шмакова. Она так же пошла в вуз, чтобы посмотреть списки на зачисление.
8 августа Анжела Бурдакова из Камня-на-Оби пришла в АлтГТУ, чтобы внести изменения в договор. Девушка взяла заявление и вышла из кабинета приемной комиссии. После этого ее никто не видел.
Последней пропала Ксения Киргизова.15 августа она зашла в главный корпус политеха и исчезла. Спустя несколько дней после исчезновения Киргизовой о пропаже девушек начали писать городские газеты.
Как заявляют авторы фильма, некоторые родственники пропавших девушек были недовольны работой милиции летом 2000 года. Якобы в местном отделе сотрудники отказывались принимать заявление о пропаже от отца Ольги Шмаковой. Как пояснили мужчине, его дочь могла попросту «загулять» и вернуться домой позже. Тогда он поговорил с преподавателями политеха и узнал, что Ольга — не первая пропавшая этим летом в университете. Мужчина пошел прямо к начальнику УВД по Барнаулу Николаю Турбовцу. Только после этого заявление от обеспокоенного родителя приняли.
Как рассказал сам Турбовец, специальную розыскную группу в МВД создали после второй пропажи. Именно тогда милиция поняла — между случаями есть связь. Недоволен работой правоохранительных органов тогда был и отец Ксении Киргизовой Владимир. К слову, влиятельный бизнесмен из Бийска. Он, используя свои связи, самостоятельно начал поиски пропавшей дочери.
«Где была эта группа, ведь это уже пятая девочка пропала? Эта группа должна была появиться спустя 15 минут в университете и всех опрашивать. Тогда бы я поверил в существование этой группы», — возмущается Владимир Киргизов на видео одной из телепередач тех лет.
Читатели «МК на Алтае», которые поступали в политех в том году, вспоминают, что тогда, в 2000-м, о пропаже абитуриенток мало кто знал — все это замалчивалось, а новости из газет могли не все прочитать. При этом, как нам рассказали несколько абитуриенток приемной кампании 2000 года, при поступлении в вуз им о пропаже девушек не говорили.
В то лето Барнаул готовился к празднованию юбилея города — 270 лет. А взволнованные родители начали сами действовать — одни расклеивали по городу листовки с сообщениями о пропаже, другие, как отец Киргизовой, опрашивали возможных свидетелей. К слову, бийский бизнесмен попал на прием к губернатору региона и прямо заявил — в политехе появился маньяк.
Нагоняй и новый виток
19 августа в Барнаул приехали с проверкой из Москвы. Местной милиции досталось уже на ближайшей планерке. Тогда организовали спецгруппу в 100 человек. Игорь Беспалов, бывший в 2000-ом старшим оперуполномоченным уголовного розыска Алтайского края вспоминает, что в группе состояли сотрудники разной компетенции. Тогда, на вопросы Беспалова по поводу их неопытности руководство ответило: «Вот и учите их».
Спустя некоторое время появились первые слабые зацепки. У предполагаемого маньяка, вероятно, была машина, в которую девушки садились добровольно. При этом все пропавшие были разными по характеру, внешности и психотипу. Объединяло их только одно — все они имели отношение к политеху. Тогда же в Барнаул приехал известный криминалист Михаил Виноградов. Изучив дело, эксперт посоветовал следствию искать маньяка среди 35-40-летних семейных мужчин, работающих по свободному графику. У похитителя, по мнению Виноградова, были дети и автомобиль. Возможно, он не нашел счастья в браке.
Кости в Калманском районе
В сентябре нашлась первая находка. В лесу около поселка Южного обнаружили клочки одежды и записной книжки Ксении Киргизовой. Среди того, что осталось от вещей Ксении, нашли заявление о переводе на бюджетное отделение. Соответственно, полиция посчитала, что маньяк мог предлагать девушкам помощь в поступлении или переводе на бесплатное обучение.
Вторую страшную находку обнаружили 1 октября в Калманском районе — это были останки Анжелы Бурдаковой. Еще через неделю около трассы в том же Калманском районе нашли труп Ксении Киргизовой. От тел девушек практически ничего не осталось. Причины смерти не установили. При этом криминалисты сделали вывод, что девушки скончались примерно тогда, когда пропали — то есть в августе.
Около той же трассы Барнаул — Рубцовск через десять дней после обнаружения останков Киргизовой нашли «новые» кости и женскую одежду. Они находились недалеко от села Шадрино Калманского района. В дальнейшем эксперты выяснят, что останки принадлежали сразу трем людям. Личность одной из погибших установили быстро — жертвой стала 53-летняя Валентина Михайлюкова, которая пропала, побывав в здании Аграрного университета 14 июля 2000 года.
Спустя некоторое время криминалисты установили еще двух жертв. О них в газетах не писали. Одна из пропавших — Елена Анисимова. Исчезла 12 июля 2000 года. Другая — уроженка Тувы Чодураа Ооржак. Она приехала в Барнаул поступать в политех еще летом 1999 года. Тогда же Чодураа пропала без вести.
Сначала эти три случая не связывали с «барнаульской пятеркой». А правоохранители продолжали работать и опрашивать всех, кто как-либо мог быть связан с пропажей абитуриенток. Спустя некоторые время задержали первого подозреваемого. Поводом для этого стали показания одной свидетельницы. Девушка рассказала, что в политехе к ней подошел некий мужчина и предложил помощь в поступлении на экономический факультет, которого тогда не было в вузе. Та отказалась. В итоге «ректор», как он представился, скрылся. Чуть позже Анастасия встретила этого мужчину на одном из рынков Барнаула — тот продавал там обувь. Так этот торговец стал основным подозреваемым в деле «барнаульского маньяка».
Кололи, да не раскололи
Кроме того, на мысль, что мужчина с рынка может быть маньяком, следствие натолкнули несколько фактов. Александр Анисимов — отец троих детей, у него свободный график работы, ему 45 лет, женат. Кроме того, у него есть белая машина. Он имел две судимости, а в его гараже нашли старый обрез, топор и наручники. Скажем сразу — все это не имеет никакого отношения к пропаже девушек.
Как рассказывает оперативник Игорь Беспалов, в первую ночь в камере Анисимов хотел повеситься — он достал шнурок из своей куртки и попытался покончить с собой. Но шнурок оборвался. По воспоминанием милиционера, продавец первое время молчал или говорил вещи, которые вряд ли были связаны с убийствами. На одном из допросов он бросил фразу о том, что за ним есть некий проступок. Но никакой ясности он после этого не дал. На следующий день допрос начался с застолья — по словам Беспалова, следователи решили «подпоить» подозреваемого и «расколоть» его. Авантюра не удалась, Анисимов молчал.
В это время в Барнаул приехал московский генерал-полковник Владимир Колесников. Выступая перед журналистами он сказал, что правоохранители якобы знают, кто стоит за убийствами и похищениями девушек, и что в течение 10 дней виновник признается в содеянном. К слову, генерал Колесников считается экспертом по маньякам — в свое время он лично задерживал Чикатило.
Как выяснится позже, Анисимов был не одним главным подозреваемым. Кроме него в разработке был один из профессоров политеха, именно его собирались задерживать в течение 10 дней. В его гараже нашли женское белье в крови. Об этом фигуранте знали только три человека из розыскной группы и сам генерал Колесников. Позже преподавателя проверят и исключат из списка подозреваемых.Но внезапно, на следующий день после заявления Колесникова, в убийствах признался торговец обуви. Как полагают некоторые оперативники, он мог услышать обращение генерала по радио в камере ИВС.
Как вспоминают правоохранители, тогда в виновность Анисимова мало кто верил. Во-первых, мотивом убийств, по словам фигуранта, стало ограбление. При этом скромные золотые украшения носили только две жертвы. И они не пропадали с тел погибших.
Следствие торопил генерал Колесников. По его приказу Александра сразу же повезли к скупщику, которому якобы подозреваемый продал золото девушек. Хотя по идее задержанный сначала должен был в подробностях рассказать о похищениях и убийствах. Подозреваемый привел силовиков в дом на улицу Георгия Исакова. Там он должен был показать квартиру «барыги». Но в подъезде Анисимов выпал с девятого этажа. Главный подозреваемый в деле «барнаульского» маньяка оказался мертв.
Новая разработка и жертвы
Казалось бы, дело закрыто. Розыскную группу частично расформировали. Из оставшихся членов создали отдел по расследованию особо тяжких преступлений. Но тень «политеховского» маньяка продолжала висеть над городом. Даже спустя несколько лет многие опасались, что кровавый убийца снова поднимет голову. Как рассказала «МК на Алтае» читательница, в 2005 году она переводилась в одну из барнаульских школ. При подаче документов, директор учебного заведения заставил маму школьницы написать расписку о том, что в случае, если с девочкой что-либо случится по дороге на уроки или домой, семья не будет иметь к нему претензий.
«Объяснил он это тем, что кто-то из пропавших в 2000 году абитуриентов учился в его школе, и его в то лето, якобы, замучили полицейские допросами, а я живу далеко от школы и мало ли что. Законность данной расписки, конечно, спорная, но судя по всему, следователи все же отрабатывали разные версии», — рассказывает читательница.
Но многие продолжали верить в то, что виновник найден, а дело закрыто. Уверенность эта пропала в 2023 году. Тогда, спустя 24 года после пропажи девушек «барнаульской пятерки», в деле появился новый подозреваемый — Виталий Манишин, бывший чиновник в Калманском районе.
Как же спустя столько лет правоохранители нашли новый след маньяка? Сначала некоторые СМИ писали, что на него вышли благодаря ДНК. Якобы он сдавал его не то, когда хотел получить новую должность на госслужбе, не то по делу о ДТП с участием своего пасынка. Спустя некоторое время ДНК в базе показали совпадение, и Манишина задержали, предъявив неопровержимые материальные доказательства. Как это было при поимке ангарского маньяка Попкова. Baza в это не верит.
По заверениям создателей фильма, ДНК Манишина в массиве данных действительно есть, причем взяли его около 10 лет назад, когда мужчина сам оказался потерпевшим по одному из имущественных преступлений. Но сопоставлять биоматериал не с чем. Журналисты Baza ссылаются на то, что за столько лет ДНК на уликах, найденных вместе с останками девушек, могла просто деградировать — такое понятие, к слову, существует в науке. Проверить, так ли это, они не смогли, во всяком случае, во время следствия. Правоохранители эту и другую информацию из фильма не комментируют. А если ДНК Манишина все-таки не ключ к тайне «барнаульского» маньяка, то как следствие вышло на жителя Шадрино?
Назад в Зелёную Дубраву
Оказалось, что еще в начале 2000-х следствие отрабатывало все версии и все «источники», например, звонки очевидцев. Последних, как говорят правоохранители, фиксировали тысячами. Тогда, в 2000-ом, в отдел полиции позвонила неизвестная женщина и заверила, что похититель девушек — Виталий Манишин из Калманского района. Она положила трубку. Эту информацию зафиксировали. Но среди множества подобных сообщений не сделали приоритетной.
Несколько лет назад силовики подняли дело «политеховского» маньяка и создали специальную группу. Они занялись расследованием заново. Версию с Анисимовым представители «новой школы» сразу исключили и начали изучать дела остальных подозреваемых. В этом списке был Виталий Манишин — ветврач и экс-чиновник из Калманского района. И тут на сцену выходят сразу несколько фактов, за которые можно было бы «зацепиться».
Выяснилось, что силовики всегда считали, что фигуранта нужно искать там, где нашли трупы девушек — в Калманском районе. Полиции стало известно, что у Манишина был несчастливый брак. После развода бывшая жена запретила мужчине общаться с двумя детьми. Весной 2000-го года он пытался устроиться в алтайский политех, но в августе того же года забрал документы из вуза. В те времена у него была белая машина.
«Разрабатывая» сельчанина, следователи выяснили, что еще в 1989 году он фигурировал в качестве подозреваемого в убийстве 17-летней сельчанки в Зеленой Дубраве Родинского района — деревне, где вырос мужчина. Тогда его вину не доказали — в деле было много странностей. Поэтому следователи начали «копать». В какой-то момент Манишин остался одним из немногих подозреваемым в деле «барнаульского маньяка». Но сначала о том самом первом убийстве.
Известно, что останки девушки нашли в лесополосе около села в 1990 году, спустя год после смерти жертвы. Страшную находку обнаружил местный пастух. Манишина и других подозреваемых задержали, но потом отпустили. Доказать его вину не удалось.
Спустя почти 30 лет главным подозреваемым в деле об убийстве девушки стал Виталий. Его привезли в родную деревню — там он и рассказал, что случилось в тот вечер, в 1989 году. По его словам, он стал приставать к собеседнице, она ему отказала. Тогда молодой человек изнасиловал ее и задушил. После этого отвез тело погибшей на коне в лесополосу и закопал там. По словам местных жителей, их земляк мог так поступить. Но в то же время другие местные утверждают — не похож он на кровавого маньяка.
Манишин начал говорить уже через пару недель после задержания. По его словам, первой жертвой в Барнауле стала Чодураа Ооржак, останки который позже найдут в Шадрино Калманского района. Фигурант, рассказал, что привез жертву в лес, там они вступили в добровольную интимную связь. После этого она начала угрожать ему заявлением в полицию — испугавшись расправы, парень задушил ее.
По словам Манишина, чаще всего он знакомился с девушками около политеха и предлагал помощь в поступлении или в переводе на бюджет. О его даре убеждения говорят и знакомые. Ни одна из жертв, по словам фигуранта, не задавала вопросов до конца роковой поездки. Это сделала только Ксения Киргизова. Она, вероятно, поняла, что ее везут «не туда», стала кричать и требовать, чтобы ее выпустили. Тогда Манишин остановился около Ленточного бора, изнасиловал и задушил.
При этом он утверждает, что изнасилование было только в случае с Киргизовой, другие вступали в половой контакт добровольно. Эта версия тоже находится под сомнением, потому что большинство девушек «барнаульской пятерки» были тихими и, как говорится, домашними. Заняться сексом в машине с посторонним мужчиной, спустя пару часов после знакомства? На них это непохоже.
Также авторы расследования выдвинули предположение, что убийства не были целью преступлений, Манишин похищал женщин ради удовлетворения своих потребностей. Это подтвердила и психиатрическая экспертиза — некоторые данные попали в руки журналистов. Убивать ему не нравилось, на преступления он шел, испытывая сильное сексуальное влечение. А, получив желаемое, расправлялся с жертвами, чтобы избежать наказания. Ведь они, узнав что новый знакомый наплел им про связи в политехе и соблазнил обманом, могли разозлиться и обратиться в милицию.
Ксения Киргизова, пропавшая 15 августа, стала, вероятно, последней жертвой возможного маньяка. Согласно данным психиатрической экспертизы, Манишин перестал убивать по нескольким причинам. Одна из них — страх быть наказанным. Во-первых, он очень боялся попасть за решетку. А позже узнал, кто отец Ксении Киргизовой и испытал «паническую атаку». «Крупный бизнесмен из Бийска — человек, которого в 1990-е стоило бояться», — полагают журналисты Базы.
Кроме того, в 2000-ом году у Манишина завязываются отношения с женщиной, с которой он в дальнейшем проживет до самого ареста. Можно сказать, именно тогда он нашел свою «тихую гавань» — это тоже считают одной из причин «завязки». Вместе они держали скот, работали и строили свою жизнь. К слову, жена не верит в виновность мужчины. Свою роль в прекращении убийств сыграла и гибель подозреваемого Анисимова. Узнав об этом, другой фигурант решил, что это — самый подходящий момент, чтобы выйти «сухим из воды».
Так или иначе, сейчас Манишина подозревают в 11 убийствах.
Напомним, останки девяти жертв нашли в Калманском районе, недалеко от села, где проживал подозреваемый. Часть останков десятой жертвы, Лилианы Вознюк, обнаружили около села Новороманово — место показал именно Виталий Манишин. Правоохранители об этой точке не знали. Наряду с признаниями подозреваемого, его информация о месте захоронения и последующая демонстрация фрагментов тела Вознюк стали весомым вкладом в копилку доказательств.
Суд по делу «барнаульского маньяка» состоится в 2024 году. При этом мужчина отказывается от услуг адвокатов. В суде планируют рассмотреть как минимум шесть эпизодов — убийство Обидиной в 1989 году и девушек из «барнаульской пятерки». Из источников известно, что по другим эпизодам Манишин запросил сделку со следствием.
Читайте также:
Суд оставил возможного политеховского маньяка Манишина в СИЗО.