Детский омбудсмен: «Мама с ребенком не останутся один на один с системой»

Уполномоченный при губернаторе Алтайского края по правам ребенка прокомментировала ситуацию с травлей мальчика в барнаульском лицее №101

16.11.2018 в 08:34, просмотров: 1441

Восьмиклассник барнаульского лицея № 101 несколько месяцев подвергался издевательствам со стороны других учеников. Такую информацию обнародовала его мать, Ульяна, в социальных сетях. Последней каплей стал разбитое лицо сына. В таком состоянии он вернулся с занятий 12 ноября. Администрация школы не считает себя виноватой, уверяя, что все происходит за пределами учебного заведения.

История получила большой резонанс. Сегодня, 16 ноября, Ольга Казанцева, Уполномоченный при губернаторе Алтайского края по правам ребенка, сделала специальное заявление для прессы и ответила на несколько вопросов журналистов. Приводим расшифровку диалога.

Детский омбудсмен: «Мама с ребенком не останутся один на один с системой»
pixabay.com

Ольга Казанцева: «Накануне ко мне обратилась мама несовершеннолетнего, по поводу ситуации, возникшей в лицее № 101 города Барнаула. Она связана с систематическим унижением ребенка и причинением ему побоев, легкой степени. Мною уже инициирована проверка со стороны учредителя лицея № 101. Это комитет по образованию города Барнаула, который будет проводить проверку соблюдения 34 статьи ФЗ «Об образовании», по обеспечению психологической и физической безопасности детей в образовательных организациях. Я обязательно войду в состав комиссии, для обеспечения объективности изучения всех фактов.

Мною инициировано письмо в прокуратуру Алтайского края для проведения независимой дополнительной проверки обстоятельств и фактов, изложенных в обращении. Дополнительно информационное письмо, с просьбой обеспечить защиту прав, направлено в МВД РФ по Алтайскому краю. Проводим изучение возможности участия СУ СК РФ по Алтайскому, через работу их консультативного совета.

Повторюсь, для исключения случаев необъективного рассмотрения, я буду участвовать во всех мероприятиях, которые происходят с участием законного представителя ребенка и несовершеннолетнего на этапе рассмотрения обращения. Безусловно, мама с ребенком не останутся один на один с системой. Уже оперативно оказана поддержка семье, ребенок получает квалифицированную медицинскую и психологическую помощь, в зависимости от потребностей и согласия законного представителя. Все детали данного инцидента требуют тщательной, детальной, проверки. После которой можно будет сделать выводы и принимать системные меры.

Администрациям образовательных учреждений следует учиться видеть случаи травли детей и признавать их. Потому что без системных мер, один психолог или социальный педагог, ситуацию с травлей ребенка в образовательной организации, переломить не сможет. Отношение со стороны администрации «всякое бывает», «всегда так было», «подумаешь, пнули», «детские шалости», является просто недопустимым.

Администрации образовательных организации, при взаимодействии с родителями, иногда относятся к ним с презумпцией виновности. И виновность эту видят в части неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Подобное негативное отношение, с точки зрения виновности родителей, принципиально разрушает возможности взаимодействия школы и родителей в интересах ребенка. Пострадавшим в этой части, от отсутствия сотрудничества, является, конечно, ребенок.

Хочу обратиться к родителям Алтайского края, дети которых подвергаются психологическому или физическому унижению. Обращайтесь ко мне за защитой прав и законных интересов детей. Ситуация систематической травли, унижения, в школе — недопустима и приводит к психологическому неблагополучию ребенка, нарушению климата в классе и, безусловно, нарушению его прав.

Вопросы журналистов

Корр: - Что можете сказать о детях, которые, возможно, издевались над этим мальчиком? Установлено, кто они? Из каких семей?

Ольга Казанцева: - В связи с тем, что обращение поступило от мамы накануне, с утра сегодняшнего дня, я приступаю к изучению всех объективных обстоятельств дела. Дополнительную информацию мы сможем с вами обсуждать несколько далее. В настоящее время принимались меры по обеспечению безопасности ребенка и по психологической поддержке.

Корр: - Директор школы прокомментировал нашим коллегам, что это все произошло за забором. В школе такого не было, соответственно «мы не знаем». Сейчас учителей принято обвинять во всем: недоглядели, недосмотрели, надо было за ручку отвести домой. Если эти факты подтвердятся, что систематически унижали и обижали мальчика, грозит ли какая-то ответственность классному руководителю и директору этой школы?

Ольга Казанцева: - По результатам, повторюсь, тщательной и детальной проверки обстоятельств и фактов, изложенных в обращении мамы, будет произведен анализ ситуации, обеспечивалась ли безопасность и соблюдали ли должностные лица, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе и директор свои должностные обязанности. Безусловно, один из механизмом защиты прав ребенка — привлечение должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Но, повторюсь, о данных мерах можно будет говорить только после тщательной проверки всех обстоятельств.

Корр: - Как много к вам поступает обращений в связи с возможным насилием в школе? Возможно, какие-то еще дела есть у вас на контроле?

Ольга Казанцева: - За 2018 год ко мне поступило восемь обращений. На мой взгляд, скорее всего, таких фактов в школах больше. Не всегда законные представители и дети информированы о возможности получения поддержки. И не всегда понимают, что ситуация с травлей, психологическим унижение и оскорблением является ненормальной. Обращаться за помощью и поддержкой нужно. Только совместными усилиями, с привлечением внешних структур по обеспечению прав несовершеннолетних, учредителей, всех заинтересованных структур, возможно принятие системных мер. Одиночные действия результатов не приносят.

Напомним, 15 ноября, Ульяна написала пост в Facebook о школьной травле и буллинге. Директор школы, с котором первыми побеседовали корреспонденты «МК на Алтае» назвал информацию «не соответствующей действительности».