Ольга Казанцева: «Накануне ко мне обратилась мама несовершеннолетнего, по поводу ситуации, возникшей в лицее № 101 города Барнаула. Она связана с систематическим унижением ребенка и причинением ему побоев, легкой степени. Мною уже инициирована проверка со стороны учредителя лицея № 101. Это комитет по образованию города Барнаула, который будет проводить проверку соблюдения 34 статьи ФЗ «Об образовании», по обеспечению психологической и физической безопасности детей в образовательных организациях. Я обязательно войду в состав комиссии, для обеспечения объективности изучения всех фактов.
Мною инициировано письмо в прокуратуру Алтайского края для проведения независимой дополнительной проверки обстоятельств и фактов, изложенных в обращении. Дополнительно информационное письмо, с просьбой обеспечить защиту прав, направлено в МВД РФ по Алтайскому краю. Проводим изучение возможности участия СУ СК РФ по Алтайскому, через работу их консультативного совета.
Повторюсь, для исключения случаев необъективного рассмотрения, я буду участвовать во всех мероприятиях, которые происходят с участием законного представителя ребенка и несовершеннолетнего на этапе рассмотрения обращения. Безусловно, мама с ребенком не останутся один на один с системой. Уже оперативно оказана поддержка семье, ребенок получает квалифицированную медицинскую и психологическую помощь, в зависимости от потребностей и согласия законного представителя. Все детали данного инцидента требуют тщательной, детальной, проверки. После которой можно будет сделать выводы и принимать системные меры.
Администрациям образовательных учреждений следует учиться видеть случаи травли детей и признавать их. Потому что без системных мер, один психолог или социальный педагог, ситуацию с травлей ребенка в образовательной организации, переломить не сможет. Отношение со стороны администрации «всякое бывает», «всегда так было», «подумаешь, пнули», «детские шалости», является просто недопустимым.
Администрации образовательных организации, при взаимодействии с родителями, иногда относятся к ним с презумпцией виновности. И виновность эту видят в части неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Подобное негативное отношение, с точки зрения виновности родителей, принципиально разрушает возможности взаимодействия школы и родителей в интересах ребенка. Пострадавшим в этой части, от отсутствия сотрудничества, является, конечно, ребенок.
Хочу обратиться к родителям Алтайского края, дети которых подвергаются психологическому или физическому унижению. Обращайтесь ко мне за защитой прав и законных интересов детей. Ситуация систематической травли, унижения, в школе — недопустима и приводит к психологическому неблагополучию ребенка, нарушению климата в классе и, безусловно, нарушению его прав.
Вопросы журналистов
Корр: - Что можете сказать о детях, которые, возможно, издевались над этим мальчиком? Установлено, кто они? Из каких семей?
Ольга Казанцева: - В связи с тем, что обращение поступило от мамы накануне, с утра сегодняшнего дня, я приступаю к изучению всех объективных обстоятельств дела. Дополнительную информацию мы сможем с вами обсуждать несколько далее. В настоящее время принимались меры по обеспечению безопасности ребенка и по психологической поддержке.
Корр: - Директор школы прокомментировал нашим коллегам, что это все произошло за забором. В школе такого не было, соответственно «мы не знаем». Сейчас учителей принято обвинять во всем: недоглядели, недосмотрели, надо было за ручку отвести домой. Если эти факты подтвердятся, что систематически унижали и обижали мальчика, грозит ли какая-то ответственность классному руководителю и директору этой школы?
Ольга Казанцева: - По результатам, повторюсь, тщательной и детальной проверки обстоятельств и фактов, изложенных в обращении мамы, будет произведен анализ ситуации, обеспечивалась ли безопасность и соблюдали ли должностные лица, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе и директор свои должностные обязанности. Безусловно, один из механизмом защиты прав ребенка — привлечение должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Но, повторюсь, о данных мерах можно будет говорить только после тщательной проверки всех обстоятельств.
Корр: - Как много к вам поступает обращений в связи с возможным насилием в школе? Возможно, какие-то еще дела есть у вас на контроле?
Ольга Казанцева: - За 2018 год ко мне поступило восемь обращений. На мой взгляд, скорее всего, таких фактов в школах больше. Не всегда законные представители и дети информированы о возможности получения поддержки. И не всегда понимают, что ситуация с травлей, психологическим унижение и оскорблением является ненормальной. Обращаться за помощью и поддержкой нужно. Только совместными усилиями, с привлечением внешних структур по обеспечению прав несовершеннолетних, учредителей, всех заинтересованных структур, возможно принятие системных мер. Одиночные действия результатов не приносят.
Напомним, 15 ноября, Ульяна написала пост в Facebook о школьной травле и буллинге. Директор школы, с котором первыми побеседовали корреспонденты «МК на Алтае» назвал информацию «не соответствующей действительности».