Будем ходить пешком? Ждет ли Алтайский край дефицит лифтового оборудования на фоне санкций

Крупнейшие западные производители лифтов остановили поставки в Россию. Американская Otis не принимает новые заказы, финская KONE временно прекращает поставки. Как рассказали «МК на Алтае» алтайские застройщики и представители лифтовых компаний, это практически не заденет отрасль — дорогие иностранные лифты ставят в домах бизнес-класса, торговых и бизнес-центрах. В Барнауле их можно пересчитать по пальцам.

Но что касается важных комплектующих, которые используют в производстве кабин, то они в основном закупались в европейских странах. Теперь застройщики ищут замену на внутреннем рынке и в Азии. Повлияет ли кризис на жилищное строительство в регионе, как будет работать программа по замене лифтов в многоквартирных домах в нынешних реалиях и отразится ли ситуация на кошельках граждан — в материале «МК на Алтае».

Будем ходить пешком? Ждет ли Алтайский край дефицит лифтового оборудования на фоне санкций
Фото: pexels.com

Большинство — российского производства

Как сообщили в ответ на запрос «МК на Алтае» в министерстве строительства региона, порядка 70 процентов установленных в прошлом году в России лифтов — отечественного производства, 13 процентов закуплены в странах дальнего зарубежья, еще 15 процентов — в Белоруссии. Ряд подрядчиков закупил кабины для возводимых жилых домов на весь объем строительства. Некоторые пытаются выйти на новых поставщиков оборудования и комплектующих. По данным ведомства, в России выпуском лифтового оборудования занимаются свыше 20 производителей, «во многом поставки лифтов будут зависеть от того, как они организуют свою работу по производству, в том числе по импортозамещению отдельных комплектующих», отметили в министерстве.

В беседе с редакцией главный инженер компании «Селф» Александр Жокин рассказал, что сегодня все лифтовые компании столкнулись с дефицитом импортного оборудования и автоматики, которые ранее завозили из-за рубежа. К примеру, чипы для лифтов в России не производят, их завозят в основном, из Тайваня и Китая. Однако азиатские производители в той ли иной мере тоже опираются на западные, в первую очередь, американские технологии.

«Часть оборудования и автоматики, частотные преобразователи, итальянские лебедки покупались в основном в европейских странах. Сейчас они ищут выходы новых поставщиков, пытаются как-то заменить», — пояснил Жокин.

Сама же компания работает с китайскими производителями кабин. «Китайские партнеры настроены с нами работать. Стараемся определять тех, кто занимается полным циклом производства — от завоза листового железа до автоматики. Если будет альтернатива, выгодная цена и качество, будет рассматривать местного производителя», — рассказал собеседник.

Фото: Анастасия Чебакова

Подорожали на 80 процентов

Директор компании «Евро-Лифт» Александр Куликов заявил, что перебоев с поставкой кабин нет, поскольку, по его личным подсчетам, 95 процентов лифтов в Барнауле — российские или белорусские.

«Российские и белорусские заводы могут в год выпускать до 54 тысяч штук, в то время как потребность страны — 20-25 тысяч. Сейчас они стоят загруженные. Вчера встречались с директором белорусского завода, они работают в две смены, могут за месяц выпускать четыре тысячи лифтов. Импортных KONE в Барнауле можно по пальцам пересчитать, от Otis тоже все отошли и не используют. Проблем не будет», — заверил Куликов.

А вот переходить на лифты китайского производства хотят далеко не все — в связи с ковидом и логистическими проблемами их доставка затягивалась на полгода — при том, что раньше кабина шла полтора месяца, отмечают собеседники.

«Если сгорит двигатель отечественного лифта, через два часа он уже поедет — на складе всегда лежат запчасти. А если выйдет из строя китайский, нужно ждать несколько месяцев», — сказал Куликов.

Генеральный директор «Адалин-Строй» Игорь Дублей не спешит оценивать последствия сложившейся ситуации. Впрочем, он уверен: без лифтов край точно не останется. По его словам, перебои с поставками импортных кабин — лишь малая часть глобальной проблемы.

«Сначала будет ажиотаж, не хватать первое время. Но потом все наладится. Темпы строительства снизились в три раза. Соответственно и лифтов потребуется меньше. Строительство идет с фундамента, с железобетона. Если нет финансирования, разрешения на возведение, дом даже не будет закладываться. Поэтому в первую очередь кризис ляжет на плечи кирпичного производства, кровелищиков, потом отделочников. А потом уже лифты. Пока это не самое страшное», — отметил собеседник.

По словам застройщиков, после введения санкций лифты подорожали на 70-80 процентов — и это без учета монтажа. Выросли в цене металл, комплектующие, электроника. В конечном итоге это приведет к еще большему подорожанию квартир, уверяют собеседники.

Фото: Анастасия Чебакова

Замена на «стоп»?

По программе капитального ремонта в 2021 году в Барнауле, Бийске, Белокурихе, Заринске и Зато Сибирском заменили 117 лифтов из которых 77 белорусского производителя и 40 — производства АО «Щербинский лифтостроительный завод». В 2022 году планируют заменить 116 лифтов в 36 многоквартирных домах, следует из ответа Минстроя региона. 

«Региональным оператором принимаются все необходимые меры по недопущению срыва поставленных задач в рамках выполнения мероприятий краткосрочного плана капремонта», — отметили в министерстве.

В ведомстве также добавили, что Алтайский край участвует в пилотном проекте по предоставлению финансовой поддержки на проведение замены лифтового оборудования с использованием механизма факторинга — отсрочки платежей. Проект ведет Фонд содействия реформированию ЖКХ. Алтайскому краю одобрили заявку на получение 14,3 млн рублей «на возмещение в 2022 году недополученных доходов организации-фактора». По нему в Барнауле удалось заменить 40 лифтов с истекшим сроком службы в семи многоквартирных домах города, сообщили в министерстве. В дальнейшем механизм планируют расширить на весь регион.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру