Берите свой — алтайский: муниципалитеты края рассказали о прохождении отопительного сезона с углем Мунайского разреза

Алтайский край — энергодефицитный регион с точки зрения твердого топлива. В советское время поставки здесь выстроили так, что большую часть угля завозят с Кузбасса и меньшую — с Казахстана. Сейчас районы края продолжают испытывать дефицит в связи с резким ростом цен и перебоями в поставках. Большая часть кузбасского топлива идет мимо нас на экспорт. Власти пытаются справиться с возросшими ценами и пересмотреть механизм субсидирования закупок для муниципалитетов.

В нашем регионе есть только одно место, где можно добывать уголь в промышленных масштабах, — Мунайский разрев в Солтонском районе. Несколько лет назад туда пришел инвестор и запустил производство. Там добывают бурый уголь, который, как показывает практика, ничуть не уступает каменному. Им топятся большинство районов бийской зоны, поэтому сложности с поставками их не коснулись. Отопительный сезон проходит здесь стабильно и без сбоев, как среди организаций бюджетной сферы, так и среди населения. А потенциала и объемов Мунайского разреза хватит, чтобы закрыть большую часть потребностей Алтайского края. Ситуации разобрали на совещании в администрации Целинного района, где обсудили вопрос топливной безопасности региона.

Берите свой — алтайский: муниципалитеты края рассказали о прохождении отопительного сезона с углем Мунайского разреза
Министр строительства и ЖКХ края Иван Гилев и глава Целинного района Виктор Бирюков (слева направо). Фото: Лариса Селезнева

Платежная дисциплина — залог бесперебойного теплоснабжения

В совещании участвовали главы администраций районов, руководители теплоснабжающих организаций, представители региональных органов власти. Площадку для обсуждения выбрали неслучайно. Целинный район — один из первых муниципалитетов Алтайского края, тепловой комплекс которого перешел на уголь Мунайского разреза.

Сегодня на разрезе добывают более 100 тысяч тонн угля, при этом цена значительно ниже той, что нам предлагают другие субъекты РФ. Если совместно развивать это направление, то появится возможность поднять производительность до 300 тысяч тонн, соответственно, снизится уровень себестоимости и конечная цена.

«На фоне сложной рыночной ситуации, когда поставщики не могут выполнить контракты, мы выполняем все свои обязательства в полном объеме, — рассказал один из соучредителей ООО «Мунайский разрез» Юрий Анцупов. — Мы отыграли торги в августе по этой цене и будем реализовывать по ним. Топливо поставляем четко и вовремя. Проведена серьезная работа: разработаны проекты по добыче и реализации угля, вложены большие средства в собственную технику и производство, продукция прошла все необходимые сертификации. На сегодняшний день инвестировано уже 700 млн рублей».

Но покупатели в лице муниципалитетов постоянно задерживают оплату за уголь. Сегодня разрезу должны 126 млн рублей.

«У нас работают 200 человек, им нужно платить зарплату, — продолжил Юрий Анцупов. — Нам тоже нужна помощь. Если нам не будут платить, мы не сможем поставлять. Не можем дальше инвестировать без отдачи. В течение всего сезона у нас фиксированная цена. Мы открыты и готовы к диалогу. Всегда идем навстречу и оперативно решаем любые вопросы. Если Министерство строительства и ЖКХ примет такое решение, то мы дополнительно сможем поставить на край еще 100 тысяч тонн угля».

Фото: Лариса Селезнева

Вздохнули свободно

Сегодня 12 муниципальных образований широко применяют мунайский уголь марки 3БР в котельных. У него есть специфика горения. Котельные и небольшие кочегарки его могут с успехом потреблять. Правда, нужно более внимательно следить за поддувом воздуха, своевременно подкидывать уголь в топку. При соблюдении оптимального режима расход его приравнивается к каменному, а стоит он заметно дешевле. Калорийность на немного ниже, но за счет стабильного качества топлива и понятного поставщика можно выиграть.

«Несколько лет назад у нас был предприниматель, который поставлял нам уголь, — вспоминает глава Целинного района Виктор Бирюков. — Мы в полной мере ощутили нестабильность цен, отсутствие графиков поставок, низкое качество угля, дефицит топлива на площадках. Это страшно, особенно когда на улице минус 40 градусов. Мы были вынуждены экономить уголь, как бы чего не случилось. В результате потребители получали услугу не в полном объеме. После перехода на топливо Мунайского разреза мы спокойно спим уже четвертый год, точно зная — топливо будет. Наши кочегары по достоинству оценили качество бурого угля, научились работать с ним. Все мы ощутили соотношение цена-качество».

Глава Целинного района Виктор Бирюков, замминистра строительства и ЖКХ края Евгений Григоренко, соучредитель ООО «Мунайский разрез» Юрий Анцупов (слева направо). Фото: Лариса Селезнева

Чем больше объем, тем дешевле поставка

А ведь несколько лет назад некоторые якобы «эксперты» утверждали, мол, заявленные свойства мунайского угля завышены. Поэтому муниципалитеты столкнутся с «пережогом». На деле же теплотехники предприятия помогли персоналу котельных и кочегарок, разъяснили, как правильно работать с бурым углем. В результате пережог достиг минимальных значений, сообщил заместитель главы администрации Целинного района по экономическому развитию Андрей Артаманов.

«Еще раз призываю работать с теми поставщиками, которые рядом, которые надежны и так же зависят от вас, как вы от них, — уточнил министр строительства и ЖКХ Алтайского края Иван Гилев. — Чем больше объем поставки угля, тем дешевле добыча на разрезе. Это специфика любого добывающего предприятия. Чем больше загрузки вы дадите разрезу, тем больше маневров для снижения цены. Наша задача — развивать собственные месторождения. Важно использовать уголь, который на них добывают: здесь работают наши предприятия, трудятся и получают зарплату наши жители, в бюджет поступают налоги».

По итогам совещания представители Мунайского разреза заверили участников, что компания готова взять на себя дополнительные обязательства по обеспечению региона качественным топливом. Нужна лишь политическая воля на местах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру