Кирилл Науменко, исполнительный директора Союза строителей Алтайского края:
— Для строительной отрасли важны плановость и постепенность, ведь стройка очень инертна. В Алтайском крае еще ощущаются последствия кризиса 2014-2015 годов. В этот период с рынка ушли и не вернулись Заринский ЖБИ, Новоалтайский ЖБИ, а это десятки потерянных рабочих мест. Сейчас в отрасли создается искусственный кризис. Такие резкие перепады и простои могут вновь привести к снижению объемов строительства, и, как следствие, возникновению дефицита жилья, росту цен на недвижимость.
Юрий Гатилов, руководитель компании «Жилищная инициатива»:
— На самом деле идет передел рынка в пользу банков, под прикрытием проблемы обманутых дольщиков, которая на самом деле сильно преувеличена. И новые законы — уже не первый звонок. В 2015 году, после перехода к распределению участков под застройку на аукционах, отрасль лишилась земельного ресурса. Остро стоит проблема взаимодействия строителей с поставщиками тепловой электрической энергии, водоснабжения. Федеральные ресурсовики не считаются даже с краевыми властями, а уж простого застройщика запросто могут зажать в кулак. Постоянно вводятся новые технические регламенты. Каждое ведомство считает, что их необходимо усилить во «благо человека». В итоге работать по ним практически невозможно. И последний удар «под дых» падающему строительному комплексу нанесен тем, что у нас отобрали долевое финансирование.
Юрий Фриц, генеральный директор группы компаний «Сибирь Контракт», председатель Правления Алтайского союза предпринимателей:
Провал по выдаче разрешений на строительство, который мы наблюдаем эти три месяца, обусловлен существенными изменениями в законодательстве. На мой взгляд, в этом законе много неопределенностей и факторов, которые могут серьезным образом изменить соотношения сил в строительном бизнесе. Он несовершенен, недоработан, в нем много пробелов. Все это привело к тому, что застройщики, опасаясь работать по новым правилам, массово получали разрешения на строительство в первом полугодии, тем самым создали задел на какой-то промежуток времени. Другое дело, что такая ситуация не может продолжаться бесконечно. Строители все же будут вынуждены работать по-новому. Как это будет на практике? Пока не знает никто. Думаю, возникнет немало трудностей, и они будут серьезными. Мы получим сокращение объемов строительства вводимого жилья.