Треть лифтов в Алтайском крае может остановиться к 2020 году

Их обновление только в Барнауле обойдется в 3,5 млрд рублей

В России срок эксплуатации пассажирского лифта составляет 25 лет. Требования Ростехнадзора жесткие: если срок вышел — подъемник не запускают, пока не проведут его диагностику или замену. Все это стоит немалых денег. К 2020 году обострившаяся проблема может обернуться социальным взрывом. К этому времени в Алтайском крае будет 1 671 лифт, подлежащий замене, — треть от всех работающих. Их обновление только в Барнауле обойдется в 3,5 млрд рублей. Эта сумма не под силу бюджету города и края. А попытка взять деньги из карманов жителей грозит бешеным ростом коммунальных платежей.

Их обновление только в Барнауле обойдется в 3,5 млрд рублей
Фото: pixabay.com

Износ не успевает за модернизацией

Первые дома с лифтами в Алтайском крае сдали в 1973 году. Из-за ударных темпов ввода жилья во времена СССР количество остановившихся в регионе каждый год прибавляется на 200-300 единиц. Робкие попытки хоть как-то купировать проблему начались в середине нулевых. В 2006 году за счет бюджета Барнаула заменили 15 штук. Потом на помощь пришел ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Он хорошо работал несколько лет. Тогда поменяли 424 лифта, к федеральным деньгам добавлялись средства муниципалитетов и собственников. По ряду причин ФЗ № 185 изжил себя. В 2012 году не обновляли совсем, в 2013-14-х — по 30 подъемников.

Тогда государство разработало новый механизм — обязательный сбор денег с жителей на капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД) под патронажем регионального оператора. Теперь смена лифтового оборудования выполняется в рамках краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы. По мнению большинства участников круглого стола, посвященного этой проблеме, соответствующая статья расходов точно не в почете у алтайского регоператора, который гораздо чаще ремонтирует кровли и подвалы. Мероприятие организовала общественная организация «Краевая ассоциация жилищного самоуправления». На встрече собрались депутаты, чиновники, представители ТСЖ и управляющих компаний. Но универсального решения так никто и не предложил.

За два года реализации программы регоператор поменял 206 кабин. С 2017 года темпы немного выросли. В 2017-2019 годах пока только обещают поменять еще 400 в 120 домах. Но и этого недостаточно. Если темпы сохранятся на прежнем уровне, то лифты будут изнашиваться быстрее, чем их смогут модернизировать. «Новых лифтов, которым менее пяти лет, у нас 817, до десяти лет — 765, — поделился статистикой Борис Мартынов, директор Алтайского инженерного центра «Союзлифтмонтаж». — Сегодня нужно было заменить 1 300 единиц, в следующем году добавится 126, в 2019 — 148. Итого на 1 января 2020 года мы получим 1 671. Каждый стоит 2,1 млн рублей. Общая сумма — 3,5 млрд, и собрать ее с жильцов невозможно».

Кредиторов освистали

Решить проблему в одиночку жильцам и властям не получится. Скорее всего, придется объединяться на условиях софинансирования. Но большую часть расходов должно взять на себя государство. Либо стоило начать думать об этом раньше, чтобы разбить затраты на приемлемые суммы, как это сделали в Новосибирской области. Там удалось поставить 1 000 новых подъемных машин. В похожем графике идет Кемеровская область. Среди регионов Сибири мы пока в отстающих.

Видится, что роста платы за капремонт нам не избежать. Но чтобы успеть заменить все лифты за три года местным властям придется повысить ее раз в пять. С нынешних 4,73 рубля за квадратный метр, которые платят жильцы домов выше пяти этажей, поднять до 25 рублей. Тогда владелец «трешки» на 60 кв. м в «брежневке» увидит в квитанции ежемесячную плату за капремонт в размере 1 500 рублей вместо прежних 300. По мнению участников круглого стола, власти не пойдут на столь непопулярную меру. Они отмечают, что прецедентов, когда жители сами полностью скидывались на новые лифты, не было не только в Алтайском крае, но и вообще в стране. И наивно полагать, что в текущей экономической ситуации это случится.

Генеральный директор ООО «Лифтовая компания» Иван Карпов раскритиковал популистские подходы чиновников в середине 2000-х. Так, до 2006 года жители первых этажей в Барнауле вообще освобождались от расходов на содержание лифтового хозяйства, а остальные отчисляли копейки.

В ходе бурных дискуссий к трибуне прорвался представитель Карачаровского механического завода. Он запустил слайды с «Программой ускоренной замены лифтов» и стал бодро убеждать собравшихся, что край должен срочно вписаться в нее, а то потом будет поздно. Выяснилось, что за проектом стоит серьезный капитал, лоббирующий ее на федеральном уровне. Под видом «инвестиций» он рассказывал об обычном кредите. Банк дает заводу деньги в долг, который ставит лифты в регионах с учетом уже заложенных процентов. Стало быть, тому самому жильцу из панельной «трешки», при условной ставке в 18%, надо будет платить уже не 25 рублей за квадратный метр, а 29,5.

Слушавшие его руководители ТСЖ, преимущественно женщины, встретили это «коммерческое» предложение неодобрительным гулом, немного смутив выступающего. Они выразили недовольство, что впервые слышат об этой программе, способами донесения информации до общественности и малым количеством внимания этого вопросу.

«Банки и заводы посадят нас на кредитную иглу, и мы ничего не сделаем, — с неудовольствием отметил Иван Карпов. — Даже если рассрочка растянется на десять лет, как ее потянут наши управляющие компании и собственники? Инвестор к нам не пойдет, а как жилец осилит платежи без помощи на федеральном уровне?»

В обсуждении участвовала начальник управления по ЖКХ Минстройтранса Алтайского края Людмила Штайнепрайс. Ее риторика была более сдержанной — обновить максимальное количество лифтов своими силами и ждать помощи из Москвы. Она не согласна, что у нас медленные темпы замены, и пообещала, что в 2018-2019 годах они будут расти. Досталось от нее и МКД, отказавшимся от услуг регоператора и собирающим средства на специальных счетах, которые предпочитают тратить их здесь и сейчас, пока чего не вышло. Нередко они идут на разные мелочи, вроде обустройства парковки или систем видеонаблюдения. «Деньги на спецсчетах расходуются неэффективно, — подчеркнула Штайнепрайс. — Накопили 100 тысяч за год, и начинается: пропадут, инфляция «сожрет». Так они никогда не соберут. Пока на федеральном уровне не решат вопрос поступления денег, проблема не уйдет».

Представители ТСЖ также выразили недоумение, что делать им. Ведь они тоже аккумулируют средства на спецсчете и не могут рассчитывать на регоператора. Им напомнили о некоторых плюсах такой системы. Например, при остановке лифта они могут сразу пригласить монтажников и запустить его хоть завтра, только платите. Правда, в долг им никто не даст: нет государственных гарантий. В то время как регоператор должен проводить длительный отбор подрядчиков и конкурсы.

Кто лоббирует замену?

Надежду на благополучный исход выразил Анатолий Суворов, депутат АКЗС, руководитель МУП «ДЕЗ № 1» Ленинского района Барнаула, вспомнив, «как долго запрягаем и быстро едем». «Придет время, и мы все, что есть в карманах, вывернем и займемся лифтами, — уверен он. — А сегодня должны обратиться к населению, которое само идет в управляющие компании. У меня есть шесть примеров, когда жители наших домов провели собрания и решили менять лифты в первую очередь. В том числе через повышение платежей. И этот алгоритм работает. Нужно с ними советоваться и доносить информацию. Я не говорю, что мы заменим все, но в некоторых домах люди согласятся. А когда говорят про кредиты от банков и заводов, то напомню, что бесплатный сыр только в мышеловке».

В неофициальных беседах специалисты отрасли рассказали корреспонденту «МК на Алтае», что в Барнауле есть лифты, работающие уже по 30-40 лет, просто каждый год они проходят экспертизу пригодности, которая тоже стоит денег (гораздо меньше, чем 2 млн рублей) и потом запускаются до следующего года. В первую очередь надо менять расходники: лебедка, шкивы, тросы. Остальное вполне может работать по 50-100 лет: направляющие для кабины, двери, ригели. Не исключено, что за полной заменой стоит некое лобби, в том числе того же крупного капитала, настаивающего на обязательных покупках новых лифтов...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 8 ноября 2017

Заголовок в газете: Дальше пешком

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру