Молодые преподаватели рассказали, что их держит в школах

Не корысти ради: профессия — учитель

Ежегодно до 500 учителей, в том числе недавние выпускники, трудоустраиваются в школах края, утверждают в региональном Министерстве образования и науки. В числе самых востребованных — математики, информатики, физики, преподаватели английского языка. При этом зарплата наставников остается ниже средней по краю. Кто сегодня идет работать в общее образование и чем привлекает молодое поколение благородная, но низкооплачиваемая профессия, «МК» рассказали вчерашние студенты педвуза.

Не корысти ради: профессия — учитель
Фото: из архива Виталия Еременко

Дети цифрового века

Виталий Еременко, учитель истории и обществознания, победитель муниципального этапа конкурса «Педагогический дебют», Кулунда:

«В школу пошел сразу после получения диплома, в 2015-м. Вливаться в работу прошлось с места в карьер. Последнее лето в статусе студента провел с поисковым отрядом в экспедиции и вернулся только 31 августа. А 1 сентября перешагнул порог школы и зашел в незнакомый класс. На следующий же день — в расписании шесть уроков. Вообще, вся первая неделя прошла в режиме большой физической усталости. Но со временем привык к графику.

В Кулунде шесть школ, в нашей учатся почти 400 детей. Я веду занятия у 5-8-х классов, и в одном 11-м, это 150 человек. Плюс классное руководство у шестиклассников. Есть еще один историк, поэтому нагрузка по обществознанию, праву и истории делится на двоих. Наш школьный коллектив — опытные учителя, в статусе молодого педагога только я. Благодарен за то, что в свое время меня приняли по-отечески и помогли влиться. Так бывает далеко не везде, привыкать к работе в спартанских условиях не пришлось. Вернулся домой, в Кулунду, целенаправленно, так же как семь лет назад окончательно определился с профессией. Самому всегда нравилось заниматься предметом и помогать с историей одноклассникам. Я и документы то подавал только в один вуз.

Самое тяжелое теперь, не в учении, а в бою, — постоянные отчеты. Этому не учат в вузе. Каждый день начинается с того, что заходишь в учительскую, думаешь, что нового тебя ожидает, и смотришь на доску объявлений. Там может появиться одна, две, три «бумажки». Иногда сложно увидеть новые, за целой кипой накопившихся запросов: подготовить и провести очередное воспитательное мероприятие, сделать отчет об успеваемости, обосновать неудовлетворительные оценки в журнале. В целом на это уходит до 40% времени. Добавляют работы изменения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), задача учителя — подстраиваться. За счет большой нагрузки складывается такой график: после уроков учитель приходит домой и продолжает работать. Зато, скажет кто-то, у нас есть три месяца лета.

Не просто к каждому ученику в классе найти свой подход. Но в этом плане молодой педагог находится, на мой взгляд, в лучшем положении: у нас больше шансов найти взаимопонимание со школьниками за счет возраста. Что-то можно объяснить доступнее, не пренебрегая сленгом. Вообще же, даже за те семь лет, пока получал образование, ученики изменились. Удивить современного школьника очень сложно, они «прокачанные» в гаджетах, социальных сетях — дети цифрового поколения, увлеченные всеми новинками. Когда начался повальный интерес к селфи-палкам — в школе они были у каждого первого. Но любопытство проходит так же быстро, как появляется. Зато они менее физически подвижные. Когда начинается практика или приходит время внеклассных занятий, видишь, что большинство равнодушно сидят, уткнувшись в планшеты и телефоны. У учителя весь энтузиазм пропадает. Но мне с классом повезло: они легкие на подъем.

Работа со школьниками интересна тем, что это непрерывное живое общение. Никогда не знаешь, что ждет тебя каждый день! Звенит звонок, дети рассаживаются — и все идет не так, как ты рассчитывал. То, что казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у класса, а возникает совершенно неожиданный вопрос. Такое постоянное взаимодействие мне нравится! Но энтузиазм разделяют не многие. Чтобы оценить интерес к профессии, достаточно будет сказать, что на моем потоке в вузе работать по специальности пошли не больше 10-15%. Большинство — в торговле или в банках.

В целом мне нравится профессия, несмотря на все ее минусы. Врачи должны лечить, а учителя — учить! Да, пускай зарплата небольшая, приходится перерабатывать огромное количество бумаг. Но, когда видишь успехи учеников, как они готовятся, отвечают и даже самые слабые пытаются что-то сделать, чувствуешь себя полезным!»

«Один мой урок стоит 2,15 рубля»

Фото: Геннадий Черкасов

Вероника Семенова, учитель истории, Рубцовск:

«Моя мама — преподаватель русского языка и литературы с 35-летним стажем. Сама я никогда не хотела быть учителем. Но семь лет назад поступила в педагогический, на истфак. После практики на пятом курсе, решила все-таки попробовать себя в педагогике. За несколько лет успела поработать в двух школах: во время учебы в магистратуре — в одной из частных в Барнауле, после, вернувшись домой в Рубцовск, — в государственной, которую оканчивала сама. Неизменно, что детей вообще, как из обеспеченных семей, так и из обычных, которые учатся в государственных школах, могут удивить и заставить влюбиться в предмет только блестящие знания учителя. Другие способы не работают.

В частной школе нагрузка была не самой тяжелой — 27 часов в неделю. Это позволяло больше времени уделять подготовке к урокам. В классах здесь меньше учеников, чем в обычных средних школах (всего 5-10 человек на одного педагога), а зарплата примерно такая же. Но везде свои сложности. Занятия я вела с 5-го по 11-й класс по целому перечню предметов — истории, обществознанию, праву, экономике. За год получилось попреподавать 15 разных дисциплин. Мозг «взрывался» от информации! Плюс ко всему учеников выпускных классов нужно было готовить к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Вернувшись в школу спустя семь лет после выпуска, делаю вывод: многое за это время изменилось в образовании, начиная от новых стандартов, заканчивая тем, что сами ученики стали другими: знают свои права, но забывают про обязанности. Родители стали заметно более заинтересованными в хорошем образовании для детей.

Адаптироваться было легко везде. Я знала, куда иду. Конечно, сложности были: с детьми нужно найти контакт, ведь они все разные, важно постоянно мотивировать их на учебу. В первые месяцы пришлось столкнуться с написанием рабочих программ по предметам, тематическим планированием. Сразу ощущается практическая нехватка знаний: на теоретическом уровне они были, да только как все это воплотить в жизнь? Но опытные коллеги очень помогали.

В нашей работе сложности каждый день: дисциплина, пропуски, успеваемость. Но уважение к детям и желание помогать им познавать мир вдохновляет на работу. Потому профессия считается одной из самых благородных. Жаль только, что именно у молодых учителей довольно скромная зарплата: нет ни категории, ни опыта работы. Один мой урок стоит 2,15 рубля (за одного ученика). Но, как любил повторять один мой преподаватель в вузе: «Нет проблем. Есть задачи, которые надо решать». А если что — всегда можно уйти в бизнес!»

Диалог на одном языке

Фото: из архива Софии Стальской

София Стальская, учитель английского языка гимназии №22, победитель конкурса «Педагогический дебют», Барнаул:

«Мечтала ли я когда-нибудь стать учителем? Возможно, ведь у меня самой были прекрасные, вдохновляющие учителя. Знала ли я, что значит работать в школе? Только отчасти, ведь ни статус ученика, ни педагогическая практика в университете не отражают большинства тех задач, которые встали в первый год работы в гимназии. Нужно успеть все и сразу: и найти общий язык с коллегами и учениками, и правильно рассказать о себе родителям, взволнованным из-за нового, неопытного педагога, и разобраться с документами и программами. Мало знать свой предмет — нужно уметь объяснять его школьникам на понятном языке. Поначалу, признаюсь, положение дел явно пугало. Не покидало чувство, что эта профессия предназначена только для избранных. Как тихо сидели ребята на других уроках, и какими непоседами они приходили в мой кабинет! Как много они спрашивали! Как много хотели узнать — и как много интересовались они чем-то посторонним, не относящимся к теме урока.

Со временем все чаще стала отвечать на вопросы «А как?», «А что?» простым и таким понятным для современных детей «погугли». Мне, как учителю английского, пожалуй, доставляет особое удовольствие говорить с детьми, обращаясь к квинтэссенции молодежного сленга, иностранной культуры и родного языка. Для многих становится открытием, что полюбившееся слово «лол» пришло к нам из английского, что у глагола «гуглить» есть зарубежный аналог.

Очень долго я вызывала в классах неподдельное удивление и вопросы вроде «Вы и Интернетом пользоваться умеете?», «И знаете, о чем мы разговариваем?», «И можете перечислить достоинства операционной системы Windows 8?». Мы действительно можем поговорить и о музыке, и о современных художниках, обсудить популярные фильмы и сериалы, комиксы, дать друг другу совет. Возможность получить ответ на животрепещущие для них вопросы только подогревает интерес, видеть в глазах учеников искорки любопытства — бесценно. Идет уже третий год моей работы в гимназии: ко многому привыкла, а что-то все еще кажется странным, но я тоже учусь — и у руководства, и у более опытных коллег, и у самих школьников. Особенно приятной стала их поддержка в конкурсе «Педагогический дебют», который принес мне призовое место. По моему мнению, важно не только кем, но и с кем ты работаешь, а я работаю с очень хорошими людьми».

P. S.: Некоторые имена по просьбе героев материал изменены.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: Не корысти ради: профессия — учитель

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру