В Барнауле сирота не может получить положенную по закону квартиру

На руках у девушки решение суда, постановление приставов, но не ключи от собственного жилья

Анастасия Колесникова — выпускница рубцовского детского дома. Она успела поступить в училище, доучиться, выйти замуж и стать мамой маленькой Наташи, но положенной по закону квартиры до сих пор так и не получила. На руках у девушки решение суда, постановление приставов, но не ключи от собственного жилья.

На руках у девушки решение суда, постановление приставов, но не ключи от собственного жилья

Аренда в ползарплаты

Анастасии Колесниковой 23. Вместе с мужем и дочкой Наташей они снимают комнату в старом доме. Малышке всего полтора года, поэтому работает пока только глава семейства. Примерно половина зарплаты уходит на оплату аренды, но другого выхода нет: Анастасия до сих пор не получила положенного ей по закону жилья.

«В очередь на получение квартиры я встала не сразу. Как только приехала учиться, мне предоставили общежитие, то есть особой потребности не было, да и, что говорить, ветер в голове гулял, — рассказывает Анастасия. — Только в 2013 году собрала документы, и меня включили в общий краевой список на получение жилья. Чуть позже получила постоянную регистрацию (у родственников мужа), и меня записали в очередь по городу».

Одновременно с этим Анастасия вышла замуж, позже родила ребенка, и своя квартира стала насущной необходимостью. Несмотря на это, очередь из сирот едва двигалась. Ждать больше девушка не могла, обратилась в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (Главстрой) с просьбой предоставить ей внеочередное жилье, поскольку семье негде проживать, но там, по ее словам, только отнекивались.

Тогда Колесникова написала письмо президенту России Владимиру Пyтину. Спустя некоторое время пришел ответ, что обращение перенаправлено в городскую администрацию.

«В общем, просьбу проигнорировали, — утверждает Анастасия. — Тогда написала Владимиру Жириновскому. Он вроде пообещал помочь, но дело с мертвой точки не сдвинулось, и я подала в суд».

Решение суда

Суд Центрального района Барнаула 4 марта этого года подтвердил законность требований Колесниковой, постановив, что Главстрой Алтайского края обязан в течение полугода с момента оглашения вердикта предоставить сироте благоустроенное жилье площадью не менее 33 квадратных метров на территории краевого центра.

После этого, по словам Колесниковой, в Главстрое и вовсе на звонки отвечать перестали. Тогда девушка поехала туда лично. Ее ждала радостная новость: квартиру нашли, как утверждали сотрудники ведомства, «благоустроенную, с ковролином» в поселке Силикатном.

«Увидев жилище, мы удивились. Там, во-первых, не было 33 кв. м. Во-вторых, в одной комнате действительно было постелено то, что когда-то было ковролином. Под ним не пол, а доски ДВП, в которых щели заткнуты пенопластом, — утверждает Анастасия. — Стены обклеены потолочной плиткой, даже рядом с плитой — вот так начнешь готовить и загоришься. Поверх плитки наклеены обои. В ванной со второго этажа течет, но самое страшное, что стены расползаются — дом рушится, а в подъезде — бутылки и шприцы.

Я сказала, что отказываюсь от этой квартиры, и попросила показать другие варианты. Тут же мне предложили написать заявление в Главстрой с указанием причины отказа. В нем я объяснила, что жилье непригодно для проживания».

И так как в положенный по суду срок, до 4 сентября, семью не заселили, молодая мама обратилась за помощью к приставам, которые выдали предписание Главстрою предоставить квартиру в течение пяти дней. Но своего угла у Анастасии нет до сих пор. Несмотря на то, что за неисполнение решения суда чиновникам выписали штраф — 50 тысяч рублей.

«Что делать, не знаю. По данным на октябрь прошлого года, в очереди я под номером 4 022. Это значит, что мне нереально получить жилье даже к 30 годам», — сокрушается Анастасия.

Юристы говорят

Юристы, ознакомившись с этой историей, пояснили нам, что, согласно постановлению администрации Алтайского края от 28.07.2014 г. № 351, обеспечение жилыми помещениями нуждающихся выпускников детских домов осуществляется с помощью строительства или приобретения жилых помещений. Кроме того, постановлением администрации Алтайского края от 31.10.2014 г. № 503 утверждена региональная государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014-2020 годы» с подпрограммой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилые помещения предоставляются нуждающимся согласно списку, сформированному Главстроем Алтайского края.

«Предусматриваются требования, которым должно отвечать жилье, предоставляемое сиротам. Во-первых, согласно законодательству (п. 1 ст. 8 ФЗ-159) оно должно быть благоустроенным, то есть обеспеченным электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой. Все перечисленное должно находиться в рабочем состоянии.

Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления, канализации, водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами. В противном случае жилье считается непригодным для проживания, и сирота может от него отказаться, — утверждает юрист Людмила Жгун. — Площадь определяется на основе расчетной нормы, установленной администрацией региона. В Алтайском крае она составляет 33 квадратных метра. Также жилье должно находиться в пределах того населенного пункта, в котором сирота зарегистрирована. Если требования не соблюдены, можно отказаться от жилья и требовать предоставления другого, отвечающего всем требованиям».

Вторая сторона

За прояснением ситуации «МК» обратился в региональное ГУ строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Информацию там подтвердили: обязанность по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот возложена на Главстрой Алтайского края.

Также пояснили, что действительно по решению суда Главстрой до 4 сентября этого года обязан предоставить Анастасии Колесниковой благоустроенное жилое помещение.

«На момент вступления решения суда в законную силу в Главном управлении находилось на исполнении более 50 судебных решений о выдаче жилых помещений детям-сиротам с более ранними сроками предоставления, — говорится в официальном ответе на запрос «МК». — Колесниковой было предложено для осмотра и дальнейшего проживания благоустроенное жилое помещение, расположенное на улице Весенней, общей площадью 33 квадратных метра, приобретенное в собственность Алтайского края 28 сентября этого года. 8 октября Колесникова в письменной форме отказалась от него».

Также в сообщении говорится, что квартира пригодна для проживания, соответствует требованиям решения суда и аукционной документации. По информации Главстроя, жилой дом построен в 1982 году, и на данный момент процент износа составляет менее 40%. Кроме того, письменный отказ Колесниковой направлен в службу судебных приставов для рассмотрения и принятия решения о пригодности либо непригодности данной квартиры для проживания.

«В случае признания квартиры пригодной к проживанию, она будет предложена другому гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Иные варианты жилья Колесниковой будут предложены не ранее 2016 года», — говорится в ответе.

Не единичный случай

Анастасию такой ответ не устраивает. Сейчас она занимается поиском тех, кто столкнулся с похожей проблемой, чтобы вместе искать правду. Откликнулось уже почти 30 человек.

Одна из получивших квартиру — Виктория Ульянова. Девушке 23 года, 11 из которых она провела в детском доме Каменского района.

«Когда мою маму лишили родительских прав, мне было два года, нас сразу поставили на регистрационный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. У меня даже есть соответствующая справка. То есть получается, я стояла в этой очереди с трех лет. Потом был общекраевой список, затем, в 2010 году, я переехала в Барнаул и, после того как получила постоянную регистрацию, встала в городской». Девушка утверждает, что также неоднократно обращалась в Главстрой с просьбой предоставить квартиру, но приходил отказ на том основании, что очередь еще не подошла, а внеочередной не предусматривается. Виктория отчаялась и, как и предыдущая сирота, подала в суд. Заседание состоялось в марте прошлого года. Суд постановил, что ответчик должен предоставить Виктории жилье до 5 октября 2014 года.

«Жилье мне предоставили только 27 ноября 2014 года. Квартира была в ужасном состоянии. В ней зимой было два градуса тепла из-за плачевного состояния окон. В ванной даже крана не было, вода прямо из труб лилась. Отопление все текло. Пол сгнил», — утверждает Виктория.

Сейчас девушка сделала в квартире ремонт. За свой счет. Вышло в кругленькую сумму — несколько сотен тысяч рублей. Все чеки, кредитные договоры и отказы хранит — на всякий случай…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 28 октября 2015

Заголовок в газете: Сироткины слезки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру