В Алтайском крае прошли Гущинские чтения

В них участвовали родные и близкие нашего земляка, почитатели его таланта, а также алтайские поэты и прозаики

15 октября в краевой столице прошли девятые чтения, посвященные памяти известного алтайского писателя Евгения Гущина. В них участвовали родные и близкие нашего земляка, почитатели его таланта, а также алтайские поэты и прозаики.

В них участвовали родные и близкие нашего земляка, почитатели его таланта, а также алтайские поэты и прозаики

Чтения прошли сразу на двух площадках: в Барнауле, в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), и на малой родине Евгения Гущина в Алтайском районе. В краевой столице гостям представили письма, фотографии из личного архива писателя.

«Творчество Евгения Гущина будет вечным. Темы, которые он затрагивал в своих произведениях, — отношения человека и природы, сближения с природой, экологическое мышление, — они всегда будут волновать нас и останутся актуальными, — подчеркивает Игорь Коротков, директор ГМИЛИКА. — Его творчество отмечено и кинематографом, многие его рассказы экранизированы. Традиционно чтения проходят два дня: у нас и в Алтайском, куда отправится фотовыставка, посвященная памяти Евгения Гущина».

Тема природы — главная в его творчестве. Взаимоотношениям человека и окружающего мира посвящена большая часть его работ. О проблемах природы он знал не понаслышке. Евгений Геннадьевич работал помощником лесничего в Алтайском государственном заповеднике, а позже часто уезжал на зимовье и осеннюю охоту, поэтому герои книг Гущина — жители тайги. Об особом отношении автора к природе говорили на встрече все, кто лично его знал. Один из гостей чтений Анатолий Кирилин, алтайский писатель, был в гостях у Гущина в Алтайском районе.

«Евгений провел большую часть своей жизни не в затворничестве, но все-таки в близком к этому состоянии. Он жил в охотничьих избушках в тайге и был писателем до мозга костей. Гущин вобрал в себя очень много от этих лесных поселков, от Телецкого озера, от заповедника, столько, что у него не хватило времени отписаться и изложить все задуманное на бумаге, — рассказывает Анатолий Кирилин. — Это было у него в крови. Бывает, что человек встречает любимую на всю жизнь, а бывает, как Гущин, — природу на всю жизнь. Его можно было бы назвать счастливым человеком, но наступали моменты, когда он был вынужден сидеть в городе. Конечно, он тосковал. И его любимая лайка тоже: она же охотничья, без тайги не может. Выходило, что и охотник, и собака не у дел. И вот, они мечутся по квартире... Он тапочек положит на шкаф, из воздушки по нему стрельнет, а собака лает — белку гоняет».

Произведения Евгения Гущина сегодня входят в золотой фонд алтайской литературы. Его книги учителя рекомендуют школьникам, которых, кстати, на открытии чтений было несколько десятков. Признание к писателю пришло еще при жизни. В 1984-1986 годах он был ответственным секретарем Алтайской краевой писательской организации. Первая книга автора вышла в 1969 году — сборник рассказов «Чепин, убивший орла». По-настоящему народную известность автору принесли романы «Правая сторона», «Ведьмин круг» и повести «Облава», «Пришедшая из тьмы», «Небесное созданье».

В 1975 году писатель получил премию журнала «Наш современник» за повесть «По сходной цене», за «Бабье поле» — звания лауреата премии ВЦСПС и Союза писателей России за лучшее произведение о колхозном крестьянстве. Позднее — дважды лауреат краевой премии им. В.М. Шукшина. Награжден медалью Петровской академии наук и искусств «За развитие литературы на Алтае».

В память о писателе из уст коллег и друзей звучали отрывки его произведений. Студенты новоалтайской театральной студии исполнили любимые музыкальные композиции автора, а актеры краевого театра драмы им. Василия Шукшина инсценировали рассказ Гущина «Красные лисы».

Однако в день его памяти говорили не только о природе края, но и о других волновавших его темах. Так, например, в повести «Бабье лето» автор пишет о тракторной бригаде и впервые затрагивает тему женского труда. По советским временам это было очень смелым решением. Друзья писателя говорят, что это было в духе Евгения Гущина.

«Женя — мой лучший друг. Мы больше четверти века общались. И он широкоформатный человек. Мы пересекались с ним по классической музыке. Также он приобщал меня к своим поездкам по краю, это было всегда интересно, потому что в нашем крае много захватывающе интересных людей, — рассказывает Владимир Соколов, поэт. — Иногда мы вместе читали стихи. И однажды я заметил, как он делает пометки на полях. Одно осталось в моем архиве, и совсем недавно я наткнулся на него. Почерком стоят замечания. Так что он очень разбирался в поэзии и был квалифицированным специалистом. Не знаю, почему он не опубликовал ни одного своего стихотворения. Наверное, считал, что не достиг какого-то определенного уровня совершенства».

Завершились чтения на приятной ноте: в ближайшее время в Барнауле, на проспекте Социалистическом, разместят мемориальную доску памяти Евгения Гущина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 21 октября 2015

Заголовок в газете: Широкоформатный человек

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру