Кто и как делает экстракорпоральное оплодотворение на Алтае

Для некоторых семейных пар ЭКО - это единственный шанс забеременеть

Весь октябрь Росстат будет подсчитывать количество младенцев, рожденных в этом году. Это позволит выявить демографический потенциал страны. Алтайский край — один из регионов, в которых в последние годы рождаемость только растет. В том числе благодаря ЭКО, родителями становятся те, кто уже не надеялся на это.

Для некоторых семейных пар ЭКО - это единственный шанс забеременеть

Почти чудо

Когда Мария и Сергей узнали, что станут родителями, заплакали. Не сдержался даже глава семьи. Ребенка пара ждала больше семи лет. Марии еще в школьные годы удалили один яичник. Шансы забеременеть доктора сводили к нулю.

«Я на первом УЗИ думала, что у меня сердце остановится, так я переживала. Ходила до последнего и боялась, что придем, а нам скажут: «Вы не беременны», — рассказывает Мария. — А когда доктор начала водить по животу «помпочкой», я сразу ее увидела, пятнышко такое на экране. Нам доктор даже еще ничего сказать не успела, а я уже начала реветь от счастья. Потом думала: как же это заметила? Видимо почувствовала нашу Ангелину сердцем».

Сергей рассказывает, что ЭКО решили сделать на второй год после свадьбы. Почти полтора месяца ушло на обследования, еще несколько — стояли в очереди.

Потом сделали первую попытку — она закончилась неудачей. Спустя полтора года попробовали еще раз.

«Маша уже не верила в то, что это нам поможет. И я тоже сомневался, но при жене старался говорить обратное. Когда сдали анализ ХГЧ и нам сказали, что беременность есть, мы как-то... не поняли, наверное, а может, боялись. На УЗИ — вот где до нас дошло, что станем родителями, — вспоминает Сергей. — И я в этот момент понял, что самое главное мы совершили. Ощущения были непередаваемые. Я на свадьбе так не волновался».

Екатерина и Алексей стали родителями зимой этого года. Алексей младше Екатерины на 11 лет. У него со здоровьем все замечательно, у Екатерины — напротив. Сейчас ей 44 года. До 25 она даже не задумывалась о том, чтобы заводить детей. Потом вышла замуж.

«Я была замужем до того, как встретила Алексея. С первым мужем беременность все не наступала, и я пошла к гинекологу. Он назначил лекарства, чтобы ускорить процесс. Через два месяца у меня произошла внематочная беременность, удалили маточную трубу. Больше забеременеть не смогла. И через четыре года попыток мы с мужем развелись. Он нашел здоровую, — говорит Екатерина. — Время шло. Я была одна, думала об ЭКО, но не решалась, а когда встретила Алексея и мы поженились, рассказала о своей идее. Он поддержал. Забеременели с первого раза! И сейчас у нас Миша и Гриша».

Пробирка как решение

Таких историй в России с каждым годом становится все больше, но мало кто знает, что такое ЭКО вообще и как оно «работает».

Экстракорпоральное оплодотворение — это вспомогательная репродуктивная технология, используемая в случае бесплодия. Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно «в пробирке», или, как ее еще называют, чашке Петри, полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение трех-пяти дней, после чего переносят в полость матки для дальнейшего развития.

Свой детский сад

Главная «мама» в Краевом центре сохранения и восстановления репродуктивной функции — Маргарита Важенина. Всего год назад она пришла сюда из гинекологического отделения Краевой клинической больницы. Несмотря на это, книга отзывов рядом с кабинетом Маргариты Николаевны «толстеет» от записей благодарных пациенток. Стоит ввести имя врача в интернет-поисковик, как на экране тут же появляются рассказы алтайских мам с почти фантастическими историями материнства.

«Я пришла сюда, потому что здесь мне работа показалась более интересной. Ее у нас много. В этом году, так как количество квот увеличилось, возросла и нагрузка. За спиной уже свой детский сад, — шутит Маргарита Николаевна. — В день в цикл ЭКО вступает около 10-15 пациенток».

Начинается процедура ЭКО со стимуляции роста фолликулов: женщине назначают нужные препараты и один раз в два-три дня проводят УЗИ. Как только фолликулы достигают нужных размеров, проводят пункцию и получают яйцеклетки. Пункция фолликулов — это болезненная процедура, поэтому проводится под наркозом. В день, когда гинекологи-репродуктологи проводят забор яйцеклеток, эмбриологи проводят их оплодотворение и следят за дальнейшим развитием эмбрионов. Через три-пять дней, в зависимости от качества эмбрионов, происходит их перенос в полость матки. Еще через  14 дней женщина сдает анализ ХГЧ, и становится понятно, есть беременность или нет. В случае если все прошло хорошо, еще через неделю на УЗИ можно будет увидеть плодное яйцо (одно или несколько), спустя 14 дней — услышать сердцебиение.

ЭКО — это то, чего так ждут все обратившиеся в центр пары. Для большинства пациентов это единственный шанс забеременеть, но не все так просто. Прежде чем врачи перейдут к активным действиям, паре нужно пройти множество проверок.

«Путь пациентов начинается с приема врача-репродуктолога. На этом этапе мы узнаем о здоровье семейной пары. Для этого у нас есть лист опроса, где выявляются даже те болезни, которыми они переболели в детстве, назначаются обследования, и, исходя из результатов, у нас складывается картина о состоянии здоровья пациентов, — поясняет Маргарита Важенина. — И главное, конечно, нам нужно выяснить, почему не наступает беременность».

Она не преувеличивает: проверяют действительно все. Иногда поход по врачам может затянуться больше чем на месяц. Женщину проверяют на наличие гормонального дисбаланса, инфекционных заболеваний, соматических патологий и многих других. И только после всего этого врачи принимают решение: делать ЭКО или можно помочь другим способом.

Если после полного обследования становится ясно, что только ЭКО сможет помочь пациентам стать родителями, их заносят в реестр бесплодных пар.

В среднем по России процедура ЭКО стоит около 120 тысяч рублей. В Алтайском крае большинство таких процедур проводят бесплатно для пациентов.

«В связи с тем, что число квот на ЭКО у нас увеличилось в четыре раза по сравнению с предыдущими годами, большинство супружеских пар из реестра получили свой шанс стать счастливыми родителями в этом году, и для них эта процедура бесплатна, — объясняет доктор. — Если же беременность не наступает, пациенты вновь вносятся в реестр бесплодных пар, но уже в конец очереди.

Конечно, можно сделать операцию за плату, тогда будет быстрее, но очень важно, чтобы с момента предыдущей попытки прошло не меньше трех месяцев, так как организм женщины должен восстановиться».

Большинство алтайских женщин настойчивые и после первой неудачной попытки не опускают руки. Некоторые прибегают к ЭКО несколько раз, прежде чем наступит беременность. Эффективность ЭКО в крае держится на уровне мировых показателей — беременность наступает в среднем у 35% женщин.

«Наши пациентки в большинстве случаев все понимают. Они начитанные, некоторые берут книги по репродукции и самостоятельно изучают. И все, что происходит с ними, им совершенно ясно», — продолжает Важенина.

Подавляющее большинство обратившихся в центр — семейные пары, в среднем это люди в возрасте от 27 до 40, но есть и исключения. Законом они не запрещены.

«Самой молодой пациентке нашего центра было 18 лет, ей из-за воспаления удалили маточные трубы. Она рано вышла замуж, и ей захотелось ребенка. С мужем они обратились к нам и стали родителями. Есть и «возрастные» пациентки — старше 40-45 лет. Там, конечно, свои трудности. Надо понимать, что после 35 лет шансы забеременеть резко снижаются», — утверждает врач.

Радость в кубе

Двойни в Краевом центре сохранения и восстановления репродуктивной функции — частое явление, так как обычно в полость матки переносят два эмбриона. В отдельных случаях, когда женщина настаивает на том, чтобы выносить троих малышей, доктора идут ей навстречу. Пациентка просто пишет заявление о своем желании. Так, только в этом году в центре уже было две тройни. По статистике каждая третья беременность после ЭКО оказывается многоплодной.

«Когда пациенты узнают о том, что у них все получилось, они очень радуются, — рассказывает Маргарита. — На УЗИ мамы плачут и смеются одновременно. Некоторые зовут мужей, не верят своему счастью. Папы, как мне кажется, радуются еще больше, но реагируют иначе. У них в этот момент нет слов, но в глазах счастье».

После четвертой недели беременности женщин направляют наблюдаться в женскую консультацию, работа репродуктолога на этом окончена. Уже после родов большинство счастливых родителей снова приходит в центр, но уже не за помощью — сказать спасибо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 14 октября 2015

Заголовок в газете: Счастье в чашке Петри

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру