Судьбу не обманешь

Заслуженный учитель России Раиса КОРКИНА рассказала о химии и педагогическом призвании

 «Учитель от бога» — эта крылатая фраза как-то стерлась из лексикона современной жизни. Но когда общаешься с такими педагогами, как Раиса Коркина, понимаешь, что это не просто красивые слова, за ними действительно стоят какие-то высшие силы. Заслуженный учитель России, больше полувека в профессии, на счету тысячи выпускников, а она, несмотря на свой преклонный возраст, все еще горит и зажигает новые звезды мирового масштаба.

Заслуженный учитель России Раиса КОРКИНА рассказала о химии и педагогическом призвании

 Покорили мир

Слава о Раисе Коркиной сегодня гремит не только на просторах России, но и, пожалуй, по всему мира. Воспитанники созданной почти сорок лет назад «Воскресной химической школы имени Менделеева» ежегодно становятся победителями всероссийских и международных олимпиад, а выпускники нарасхват в крупнейших научных учреждениях и корпорациях по всему миру.

Это сегодня Коркина «Народный» и «Заслуженный учитель России», которой жал руку сам президент. А четыре десятилетия назад ее идея о создании «Химической школы» в англоязычной гимназии воспринималась коллегами не то что скептично, а как-то даже враждебно.

— Химическая школа в образовательном учреждении, где все внимание приковано к английскому языку, — эта идея была воспринята как какой-то абсурд. Мне говорили: зачем и, главное, кому это нужно? Хотите заниматься химией, идите в другую школу и там внедряйте свои новации.

Но я никого не слушала, набрала учеников, начала работать. Был период, когда ребята ко мне на занятия к 6 утра прибегали, до основных уроков, а на улице — мороз за сорок, темно.

В первый же год, несмотря на трудности, мы вышли на городскую олимпиаду и стали первыми, обойдя барнаульскую физико-математическую гимназию № 42. Едем на краевую олимпиаду — и снова победа! Потом Сибирь, Дальний Восток, Россия и, наконец, международная Менделеевская олимпиада, в которой принимали участие «олимпионики» из 30 государств и 16 республик СССР. И везде мы — первые!

Буквально за три месяца я создаю лучший химический кабинет в России. При этом ничего ни у кого не просила, ни у директора, ни в районо. У меня такой принцип: «Мне никто ничем не обязан». Все собирала сама по крупицам. В те годы распадались научные лаборатории, оборудование списывалось, выбрасывалось, а я его собирала. И даже после этих успехов меня обвиняли в том, что я беру одаренных детей: мол, что же с ними не работать, не побеждать! Зачем осуждать, вы возьмите и сами попробуйте!

— А вы действительно берете в воскресную школу только талантливых, одаренных детей?

— Что значит одаренный ребенок? Тот, который может мыслить, рассуждать, а главное — знает, куда нужно смотреть. Таких детей сразу видно в общей массе: как он держится у доски, отвечает на вопросы — бьет прямо в точку или начинает трепать языком.

Есть сотни докторов наук, профессоров, о трудах которых никому ничего не известно. А имена таких ученых, как Ломоносов, Менделеев, Зимин, знает весь мир, от мала и до велика. А почему? Да потому что они работали до сумасшествия, знали, в каком направлении нужно идти, и их невозможно было сбить с пути. Именно эту мотивацию всю свою жизнь я прививаю своим ученикам. Они получают удовольствие от своей научной работы, у них горят глаза, они бегут ко мне на занятия.

— А были среди ваших воспитанников те, кто по остальным предметам учился ни шатко ни валко, и учителя не видели в них особого потенциала?

— Да сотни таких. Вот вам пример: мой ученик Володя Поддубный учился, как говорится, с тройки на четверку. Я его в пятом классе приметила и сказала: «Хочешь быть победителем, приходи ко мне на занятия». Он пришел. Первый год — ничего не выигрываем, второй, третий, четвертый — ничего. Но он не сдался, продолжал работать. И вот итог: в 11-м классе мы с ним одерживаем абсолютную победу на Всероссийской олимпиаде, а затем едем на международный конкурс, где он из тысячи участников из 99 стран мира становится первым.

Сейчас Володя уже окончил Московский государственный университет имени Ломоносова, учится в аспирантуре. Я без всякого хвастовства могу сказать, что не попади он ко мне — пропал бы. У него огромный внутренний потенциал, который просто необходимо было направить в нужное русло. Перед ним нужно ставить высочайшие планки, иначе ему будет скучно жить. И таких примеров можно привести множество.

Урок, как спектакль

— Честно признаюсь, всегда считала химию скучным предметом. Может, нам просто неправильно преподносили эту науку?

— Химия — это экспериментальная наука, ее невозможно преподавать лишь по учебникам. Мне попалась интереснейшая книга «Рассказы о тайнах домашней кухни». Сегодня здоровое питание — это актуальнейшая тема. Как правильно приготовить пищу, чтобы она приносила пользу, а не вред здоровью? Эту тему мы взяли для исследования. Или другой не менее важный вопрос — влияние сна на умственные способности человека. Сейчас над ним совместно с учеными АГМУ работает моя воспитанница из пятого класса. Еще один пятиклассник взялся изучать феномен облепихи. Вместе с учеными барнаульского НИИСС имени Лисавенко мы выяснили, что в июне в листьях облепихи больше питательных веществ, чем в самой ягоде. Это актуальная, интересная тема.

— В последние годы в образовании внедряются новые стандарты, не ограничивают ли они учебный процесс?

— Стандарты — это шаблоны, на которые нужно опираться, а дальше каждый учитель должен думать, изобретать, творить. Можно прийти на урок, зачитать детям главы из учебника, а можно разыграть целый спектакль. Например, я говорю своим ученикам: давайте представим, что ваш корабль потерпел крушение в Средиземном море. Что вы будете делать? Как искать дорогу домой? Где брать питьевую воду, если кругом только морская? Опираясь на знания по химии, они ищут выход из сложившейся трудной ситуации. Для каждой аудитории, урока нужно искать свою изюминку, чтобы заинтересовать, зажечь детей.

— А вы строгий педагог?

— Я очень требовательна. Мне важно все, начиная от внешнего вида ученика, его умения держать себя, рассуждать, мыслить. Мне очень хочется, чтобы наши дети до фанатизма любили свою Родину. Я не терплю «зубрилок», потому что вырастая они становятся серостью, а серая среда всегда агрессивна. Ко мне часто приходят недовольные родители и говорят: вот, мол, моя Маша или Саша всю ночь учили материал, а вы тройки ставите! Я отвечаю, что не надо заучивать, важно понять, осмыслить, сделать выводы. России нужны думающие, духовно богатые люди, именно таких личностей я и стараюсь воспитывать на своих уроках.

Только на позитиве

— И нужно отдать должное — вам это удается...

— Мои ученики — это моя гордость. Пусть не все стали великими учеными, но каждый из них — профессионал в своем деле, великий труженик. Практически со всеми выпускниками «Воскресной химической школы» я поддерживаю контакты. Сегодня они помогают мне воспитывать подрастающее поколение, где бы они в данный момент ни находились. Я держу прямую связь с Финляндией, США, Германией, где сегодня трудятся мои выпускники. Устраиваю научные посиделки, на которые приглашаю знаменитых алтайских профессоров, докторов наук, депутатов, врачей, священников, своих выпускников, которые являются достойным примером для подрастающего поколения.

— Кстати о поколении. Скажите, современные дети сильно отличаются от детей советской эпохи?

— В любом историческом периоде дети остаются детьми. И сегодня, как и много лет назад, меня окружает очень много умных, талантливых, интеллигентных ребятишек. Важно найти к ним подход, направить в нужное русло, научить их трудолюбию, привить любовь к Родине.

— А как научить ребенка трудолюбию?

— Большую роль в этом вопросе играют родители. Если в семье взрослые все время ноют, что им тяжело, что они устали, что им все надоело, то и ребенок становиться злым, раздражительным. О каком трудолюбии здесь может идти речь? Детей нужно воспитывать на позитиве. То же самое касается и педагогов. Весь негатив нужно оставлять за порогом школы и в класс заходить только с улыбкой. За пятьдесят лет у меня ни разу не было такого, что мне не хотелось идти на работу, потому что занятия с детьми мне доставляют огромное удовольствие.

— Как вы попали в эту профессию?

— Не мы выбираем профессию, а она дается нам свыше, важно почувствовать и принять этот дар. С детства я обожала математику, физику, но к химии у меня была какая-то особая тяга. Однако после школы поступила на юрфак, но очень скоро поняла, что это не мое призвание, перешла на химический факультет. Мне предлагали работу в научных учреждениях, но я выбрала школу, потому что учитель — это не профессия, это судьба, а ее\ не обманешь.

— Сегодня изменилось отношение к вашей «химической школе»?

— Коренным образом. Она получила статус регионального значения. Каждое лето мы проводим учебно-тренировочные сборы для одаренных учеников со всего края. Дети не хотят уезжать, несмотря на то, что весь сезон напряженно работают. А какие научные открытия мы делам! Вы приезжайте, посмотрите и сами убедитесь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру