В гости к Ирине и Илье Шабловым я напросилась субботним утром. Вся семья в этот день была дома, готовилась к приходу тети журналистки. На пороге меня встретили нарядные Ника и Вика, сестры-близняшки, и с ходу засыпали вопросами. Как зовут? На какой машине приехала? Где купила такой красивый шарфик? Терпеливо отвечаю на многочисленные детские «почему», стараясь не перепутать, кто же из них Ника, а кто Вика. Старший брат Яков, которому на днях исполнится 18, смекнув, что маленькие болтушки не дадут маме и корреспонденту пообщаться, уводит их в соседнюю комнату.
Ирина удивляется, почему это к их семье, в принципе ничем не выдающейся, вдруг проявили интерес журналисты.
— Ну, как же? У вас же четверо детей, в наше время это настоящий подвиг! — пытаюсь объяснить цель своего визита.
— Да какой же это подвиг? — смущается Ирина. — Просто так вышло. Мы никогда не думали, что у нас семья большая будет. Когда Яков родился, решили, что одним ребенком и ограничимся. Молодые были, хотелось для себя пожить. А когда сыну 12 исполнилось, девочку захотели. А родился Кирюша. Но мы от намеченного плана не отступили, и вот четыре года назад близняшки Ника и Вика появились на свет. Вот такое у нас большое семейное счастье вышло.
— А муж не был шокирован двойней? Ведь это такая ответственность — сразу два младенца, да и Кирюша совсем маленький...
— Настоящий мужчина ничего не боится, — не без гордости отвечает Ирина.— А вот бабушкам мы долго не говорили, боялись шокировать.
Услышав, что речь зашла о нем, к разговору подключается Илья.
— Я в семье один рос, все детство мечтал, чтобы у меня были братья и сестры. И вот теперь эта мечта воплотилась в детях. Не уверен, что мы на этом остановимся, — улыбаясь, поглядывает на жену Илья. Ирина смеется и прижимает к себе прибежавших вслед за отцом малышей.
Гляжу на эту семейную идиллию, а про себя невольно думаю: «Это, конечно, счастье — столько малышей. Но ведь их всех нужно обуть, одеть, накормить...» Наконец, решаюсь задать супругам Шабловым мучающие меня вопросы.
— Вы знаете, был у нас один ребенок — и финансы были ровно на одного. Стало их четверо, и денег стало на четверых. С каждым ребенком мир открывается тебе навстречу, появляются силы, новые возможности, перспективы. Наверное, это потому, что рождение детей — дело благое, — так вот просто объясняет Ирина.
— А почему у кого-то возможности появляются, а у кого-то куча детей, а кормить их нечем?
— Все зависит от того, какие цели ставить перед собой. Некоторые мужики, чтобы семью обеспечить, на пяти работах вкалывают, а другие дома сидят, на судьбу жалуются. Вот, мол, он такой работящий, хороший, а работу никак найти не может. А в том, что дети разуты-раздеты, государство виновато, — говорит Ирина.
— Кстати, о государстве... Сегодня на всех уровнях власти много говорится о том, что многодетным семьям нужно оказывать поддержку. Ощущаете вы ее на себе?
— Основная поддержка идет малоимущим семьям, а мы вроде как и сами справляемся. Хотя помощь, конечно, есть. Например, девочки у нас в детский сад по льготной очереди пошли, когда им исполнилось два года. Знаете, как сегодня с этим сложно. Наша семья освобождена от имущественного и транспортного налога. Еще вот землю под строительство дома обещали выделить. Сами мы уже вряд ли строиться будем, а вот Яков женится — ему земля-то и пригодится, — говорит Ирина.
Яков уже для себя решил, что в его семье будет как минимум двое детей — мальчик и девочка. «А там как получится, может, и больше», — улыбается он. Казалось бы, появление малышей для парня, который на протяжении 12 лет был единственным чадом у мамы и папы, не может принести особой радости. Но, похоже, это не про Якова.
— Несмотря на то, что Яков был у нас единственным ребенком, нам как-то удалось не избаловать его, он не вырос эгоистом. Я воспитывал его по-мужски, так сказать, в строгости. Сегодня, оглядываясь назад, бывает, думаю, что надо было бы с ним быть и помягче. Но парень у нас получился классный, — с гордостью добавляет Илья.
— А как ты отреагировал, когда узнал, что у тебя будет братик? — обращаюсь с вопросом к Якову, на котором повисли близняшки.
— Помню, я тогда подумал, что когда вырасту и у меня будет своя семья, родителям не будет одиноко, — совсем по-взрослому отвечает парень.
— Так они тебе, поди, покоя не дают, вон ни на шаг не отходят. А так бы сидел себе спокойно, телевизор смотрел или «в компьютер» играл, — пытаю его.
— Да у меня на все времени хватает: и родителям помочь, и с детьми поиграть, да и на себя тоже, — не поддается на провокацию Яков.
— А вам-то вдвоем удается побыть? В гости, в кино сходить? — вновь переключаюсь на родителей.
— С этим, конечно, пока сложно. Раньше, когда Яков у нас был один, могли его на выходные бабушке с дедушкой отдать, а сами поехать куда-нибудь отдохнуть. Сегодня такую ватагу надолго не оставишь, даже с самыми близкими и родными. Но мы выезжаем на отдых всей семьей. Это тоже здорово. К тому же дети так быстро растут, не успеем оглянуться, а они уже из родительского гнезда разлетятся. Вот, кажется, Яков еще совсем недавно ходить учился, а теперь уже о своей семье задумывается. Кирюше на будущий год в школу идти, и девочки совсем большие становятся. Хочется не пропустить ни один миг их взросления, — говорит Ирина.
— Ну а вы, Илья? Как же — с друзьями в гараже посидеть? Пива попить?
— Посиделки с друзьями закончились, как только женился. Да и не надо мне этого, в молодости погулял. А сегодня есть семья, дети — что еще нужно для полного счастья?