«Ему не сойти с высоты…»

Алтай простился с Алексеем Скурлатовым, прославленным ветераном Великой Отечественной войны

Кажется, что сама природа оплакивает потерю чего-то доброго и дорогого. В этот день в небольшом ДК села Налобиха Алтайского края сотни людей. Они пришли проводить в последний путь своего знаменитого земляка Алексея Ивановича Скурлатова, ветерана Великой Отечественной войны. Человека, ставшего прообразом солдата-освободителя, увековеченного в памятнике в болгарском городе Пловдив. Звучит песня «Алеша» — символ величия подвига русского солдата, беззаветно преданного своей великой Родине.

Алтай  простился с Алексеем Скурлатовым, прославленным ветераном Великой Отечественной войны
Фото: Александр Захаров

С каждым годом ветеранов той великой войны становится все меньше, а печальных поводов вспомнить героев — все больше. В конце октября Алексей Иванович почувствовал себя плохо, но знаменитый разведчик отказался ложиться в больницу. 3 ноября Алексей Иванович вместе с дочерью Нелли Куйруковой хотел поехать в гости к правнуку, но решил отменить визит из-за плохого самочувствия. Сходил на почту, а вернувшись домой, прилег на диван. Родня вызвала скорую, врачи приняли решение срочно везти Алексея Ивановича в Барнаул. Тем же вечером родственникам сообщили страшную весть. Сколько раз «Алеша» выходил победителем в битве со смертью. В годы войны получал ранения, контузии. Родные дважды получали похоронки. А потом выяснялось: ошибочка вышла. «Мама, я живой», — писал солдат домой. Пять лет назад Скурлатов снова победил смерть, поборов тяжелую болезнь. К сожалению, так не могло продолжаться всегда…

…В ДК играет национальный гимн, все встают. Разные люди собрались, среди них —курсанты военно-патриотических клубов и ветераны ВОВ. Панихида продолжается, диктор зачитывает отрывки из биографии…

«Этот вроде живой!»

Алексей Скурлатов родился 30 марта 1922 года в селе Налобиха Косихинского района Алтайской губернии (ныне Алтайский край). Узнав о войне, Скурлатов пришел в военкомат записываться на фронт добровольцем. На войну он уйдет в сентябре 1941-го. Впереди — битва под Москвой, на Курской дуге, освобождение Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии. Победу Скурлатов встретил в Болгарии. Солдата наградят орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В одном из сражений Скурлатов убьет 18 солдат противника и пятерых возьмет в плен. Но все это будет потом, а пока 19-летний алтайский парень Алеша, задыхаясь морозным воздухом, двигается на лыжах в заснеженных подмосковных лесах, до цели еще десятки километров, но двигаться надо быстро. Его лыжно-стрелковый батальон должен успеть проникнуть в тыл противника и своей внезапной атакой помочь основным силам. Задача — засечь огневые точки немцев и передавать информацию для ведения прицельного огня. Вскоре последовало первое ранение и первая похоронка домой.

Второй раз героя ранило возле деревни Веревкино под Ленинградом. Накрыло взрывом, сбило с ног и засыпало землей, почти полностью, только лицо и рука на поверхности. Солдату сутки пришлось пролежать в этой могиле, пока проходившие мимо санитары не додумались осмотреть местность. «Уходим, здесь все мертвы, — приказал командир. А потом: — Погоди, этот вроде живой, глазами моргает...»

…У кого-то заиграла мелодия телефона, и это возвращает в реальность. Люди вокруг продолжают слушать диктора…

…1944 год, армия СССР вступает на территорию Болгарии. Ранение заставило артиллерийского разведчика освоить еще одну специальность — связиста. Алексей Иванович налаживал связи на линии София — Пловдив. С болгарами советские солдаты были дружны, да и языки схожи. Скурлатов крепко сдружился в участником болгарского Сопротивления, связистом Методи Витановым. На Берлин ушли другие подразделения Красной армии, а Алеша с товарищами остались в Болгарии — удерживать тылы. Именно здесь, в Пловдиве, парень с Алтая встретил известие о Победе. На радостях все бросились плясать, а Алеша, словно былинный богатырь, принялся танцевать, усадив себе на плечи двух болгар. Вот если бы до Победы еще дожили два его родных брата!..

«Я нашел тебя, Алеша!»

Сейчас многие знают, что Алексей Скурлатов является прототипом памятника «Алеша». Монумент из железобетона высотой 11 метров стоит в болгарском городе Пловдив. Скульптура была сделана в 1957 году болгарским скульптором Василом Родославовым. Черты лица советского солдата-освободителя выполнялись с фотографии Алексея Скурлатова, которая случайно попала к скульптору. Памятник и сегодня стоит на Холме Освободителей. В 1967 году здесь впервые прозвучала знаменитая песня «Алеша». На многие годы именно эта песня стала неофициальным гимном Пловдива.

В 1974 году бывший связист Методи Витанов решил разыскать друга, который послужил прообразом славного памятника. Обратился во все военкоматы, архивы, но результата не было. И тогда он решил подключить прессу. Витанов рассказал в журнале «Огонек» о том памятнике: почему называется «Алеша», о том, как трепетно к нему относится местное население. «Огонек» был тогда очень популярным журналом, его читали даже в Налобихе, куда Алексей Иванович вернулся после войны. На ремзаводе в соседнем селе Овчинниково, где Скурлатов работал слесарем, он имел неосторожность сказать, мол, я и есть тот самый Алеша. Но только ребята из бригады ему не поверили: ну, не бывает таких совпадений, кто бы поставил тебе памятник?! С тех пор Алексей Иванович, будучи человеком скромным, решил забыть эту историю и никому о ней больше не рассказывал. А матери солдат со всей огромной страны писали письма в Москву: «Может, в песне поют про моего Алешу?»

Лишь в 1980 году заслуженная слава придет к герою. Со Скурлатовым это случится не один раз, но пока он об этом не знает. Не знает он и что в один из вечеров 1980 года, на отдыхе в Белокурихе, под песню «Алеша» вели беседу учитель из Свердловска Леонид Голубев и рабочий с Овчинниковского ремзавода Андрей Усольцев. Именно после этой встречи Алексей Скурлатов проснется по-настоящему знаменитым. Учитель рассказал своему новому знакомому, что после публикации в «Огоньке» он ищет героя этой песни, а Усольцев возьми и скажи, что работает с фронтовиком, который считает себя этим Алешей, но ему никто не верит. Учитель списался со Скурлатовым. В письме он попросил у солдата фотографию и, получив снимок, переслал его в Болгарию. Однажды утром в дом Алексея Скурлатова пришло письмо… «Братушка Алеша, я тебя нашел!» — прочитает Алексей Иванович.

…Возле гроба и сцены ДК курсанты военно-патриотических клубов несут почетный караул. «Поправь берет, что ты его так криво натянул», — наставляют старшие ребята молодого парнишку, который через минуту должен сменить товарища на почетном посту. Наверное, спустя годы эти мальчишки будут рассказывать внукам, какая честь им выпала — участвовать в проводах великого человека.

…1982 год, Болгария, Пловдив. У трапа самолета много людей, еще больше на площади возле памятника. Наконец-то свершилось — русский богатырь Алеша приехал в гости к своему каменному двойнику. Весь город высыпал смотреть на гостя с Алтая. Каждый болгарин норовил обнять фронтовика или подарить цветок ему, живому символу дружбы русского и болгарского народов. И даже местные политики периода 90-х не смогли победить «Алешу», хотя сколько раз заикались о том, что памятник надо снести. Мол, не освободитель это, а оккупант, что «коммунистическим» символам в Болгарии не место. Но народ организовывал возле памятника круглосуточные дежурства, и «Алешу» отстоял, не дал в обиду. Кстати, болгары тоже не раз будут приезжать в гости к ветерану.

Всю свою долгую жизнь после войны Алексей Иванович прожил в родной Налобихе. Никогда не стремился уехать в большой город, хотя, несомненно, достиг бы успехов во многих областях. Дел и дома много. Скурлатов работал слесарем, водителем, комбайнером. К свалившейся на него славе относился иронично, любил пошутить по этому поводу, да и по другим тоже.

«Добрый, отзывчивый, всегда с улыбкой на лице, — рассказывает жительница Налобихи Надежда Логутова. — Такое ощущение, что он любил всех, не было в нем даже искорки негатива. Сколько раз к нему в дом приезжали журналисты, ребята из военно-патриотических клубов. Алексей Иванович никому не отказывал, всем улыбался и отвечал на вопросы. Любил ходить в лес полюбоваться природой, а возвращался с полными корзинами ягод и грибов. Буквально две недели назад пришел в наш сельсовет, просто так, проведать. Со всеми поздоровался, пошутил и вышел. В тот момент я и подумать не могла, что вижу его в последний раз».

В 2012 году Скурлатова нашла еще одна военная награда. Губернатор края Александр Карлин вручил Алексею Ивановичу второй орден Красной Звезды, к которому он был представлен еще в 1944 году, но так и не получил. К счастью, наградной лист сохранился, и спустя 68 лет справедливость восторжествовала.

Гроб выносят из Дома культуры, процессия движется на кладбище. Дождь усиливается, дорогу размыло, под ногами лужи, а в душе пустота. Уходят ветераны Великой Отечественной… Алексей Скурлатов не любил говорить о смерти и такие разговоры пресекал шуткой…

Возвращаясь с кладбища, односельчане «Алеши» и гости говорят о том, как они увековечат память Алексея Ивановича. Наверное, уже скоро… Но главное сделал сам Скурлатов. Оставил о себе память — в песне, книгах, в сердцах миллионов людей… 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру