МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

«У нас чужих проблем не бывает»: первый замглавы Следственного комитета Алтайского края о своей работе

Следователь — это не просто профессия, а призвание, требующее не только глубоких знаний законодательства, криминалистики психологии и логики, но и уникальных личных качеств. Его работа начинается с момента обнаружения факта преступления и продолжается до завершения уголовного дела в суде. И именно от него во многом зависит, будет ли злоумышленник привлечен к ответственности, и восторжествует ли справедливость. В современном мире, где преступность принимает самые разнообразные формы, работа в силовых структурах становится все более сложной и многогранной. В преддверии Дня сотрудника органов следствия мы поговорили с первым заместителем руководителя следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю, полковником юстиции Михаилом Селюковым о профессиональных качествах, громких уголовных делах и о том, как избежать профдеформации.

Фото предоставлено: СУ СК РФ по Алтайскому краю

«Быть на страже порядка — семейная традиция»

Михаил Селюков родился и вырос в Белгородской области. Там же получил образование. Работал в прокуратуре, затем проходил службу в Следственном комитете региона, в том числе на руководящих должностях. В Сибирь Михаил Алексеевич перебрался в марте 2022 года — сначала трудился в СУ СК РФ по Томской области, а затем получил предложение занять должность первого заместителя руководителя Алтайского Следкома. Мужчина признается: работа в органах — это семейная традиция.

«Отец трудился в правоохранительной системе, брат продолжил семейную династию. Они не следователи, но работали в правоохранительной структуре. Можно сказать, что это у нас семейное», — рассказывает Михаил Алексеевич.

— В июне был год, как Вы живете и работаете в Алтайском крае. Какие в целом сложились впечатления о регионе?

— Самые замечательные. Скажу честно, очень красивый край, люди замечательные, коллеги — профессионалы своего дела, которые находятся на своем месте. С ними очень приятно работать. И цифры статистики говорят сами за себя — Управление по итогам полугодия находилось на восемнадцатом месте среди всех регионов, это очень хорошие показатели.

— Есть ли положительная динамика в сравнении с аналогичным периодом прошлого года? Удалось ли выполнить задачи, поставленные на первую половину этого года, и как в целом оцениваете криминогенную обстановку в регионе?

— Алтайский край больше тех субъектов, где я работал раньше. Здесь население более двух миллионов человек, соответственно и совершенных преступлений больше. В сравнении с прошлым годом, преступность примерно на том же уровне. Что касается уголовных дел, то сейчас доминирует расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Большое внимание уделяется делам коррупционной и экономической направленности, интернет-преступлениям и преступлениям, связанным с несовершеннолетними. Приоритетами также являются уголовные дела о невыплате заработной платы, переселение из аварийного жилья, нарушение прав детей-сирот и других социально-незащищенных категорий граждан.

— Долгое время Вы трудились в Белгородской области, затем — в Томской. Замечаете какие-то различия в работе между регионами?

— Есть различия в специфике определенных уголовных дел. Например, в Белгородской области нет таких масштабов вырубки деревьев или браконьерства. Что касается расследования уголовных дел, то, плюс-минус, все похоже.

Фото предоставлено: СУ СК РФ по Алтайскому краю

Взращивая профессионалов

В отборе молодых кадров для Следственного комитета Алтайского края Михаил Селюков принимает непосредственное участие — он является председателем аттестационной комиссии. Он уверен: в их работе главное — это терпение.

— Во многих сферах сейчас ощущается серьезная нехватка кадров. А как с этим обстоят дела в Следственном комитете, хватает ли людей?

— Не могу сказать, что у нас есть какая-то текучка, практически все места у нас всегда заняты. Конечно, бывает, что человек в процессе работы понимает, что такой ритм жизни не для него. В таких случаях мы стараемся помочь не бросить выбранное призвание и перевести туда, где меньше нагрузки. Часто студенты приходят к нам общественными помощниками — они работают вместе со следователем и под надзором руководителей. Это позволяет получить представление о профессии, опыт и понимание, правильно ли они выбрали свой путь.

— А из чего помимо расследования уголовных дел состоит работа следователя?

— Мы активно участвуем в общественной и воспитательной деятельности, в профилактических мероприятиях. Есть у нас подшефные кадетские классы. Ребята принимают участие во всех наших патриотических акциях. Также мы проводим мероприятия по профилактике преступлений среди несовершеннолетних. В летний период ведем просветительскую работу, направленную на предупреждение трагедий на водоемах, в зимний — на склонах при катании на тюбингах. Спектр профилактической работы очень широк.

«Следователь — это штучный вариант»

— Какими качествами должен обладать представитель вашей профессии, и без чего хорошего следователя просто не получится?

— Самое главное — это терпение. Потому что работа очень сложная, и на плечи следователя ложится огромный груз ответственности. Естественно, должны быть и хорошие знания уголовно-процессуального кодекса, и других правовых дисциплин. Но терпение — это основное качество, которым должен обладать каждый следователь. Еще он должен быть целеустремленным и наперед видеть результат уголовного дела. Нас учили: «начиная расследование, начинай писать обвинительное заключение». То есть, ты уже должен видеть логический результат, и к чему ты придешь в конце следствия.

— Это приходит с опытом или это врожденный талант?

— И то, и другое. Следователь — это вообще штучный вариант. Что-то, конечно, приходит и с опытом, но и должна быть врожденная предрасположенность к этому.

— В чем измеряется эффективность сотрудника следственного комитета? В количестве раскрытых дел или в чем-то еще?

— Конечно, эффективность, в первую очередь, заключается в грамотном и оперативном расследовании уголовных дел. Считается, что хороший следователь раскрывает два преступления в месяц. Но нужно понимать, что есть дела, составляющие определенную сложность — многоэпизодные, коррупционные, экономические, связанные с другими субъектами страны и даже за ее пределами. Есть некоторые дела, тома по которым привозят в суд огромными объемами, и это не шутка. Следователи, которые раскрывают такие преступления, тоже на хорошем счету.

— А бывает у следователей профессиональная деформация? Если да, то как ее избежать?

— Конечно, бывает, особенно когда долгие годы занимаешься, например убийствами. Как бы ни отличались детали дела, «скелет» у них все равно один, и они начинают со временем надоедать. Следователь — фигура творческая, и ему нужно иногда менять направление работы. Если человек хочет, то возможностей для профессионального развития в нашем деле много.

Фото предоставлено СУ СК РФ по Алтайскому краю

«Расследуем, пока не найдем»

Иногда факт совершенного преступления очевиден, однако, в силу обстоятельств, возникают сложности с предъявлением обвинений подозреваемым. Одно из таких дел — убийство Евгении Парубовой из села Косиха. Девушка пропала в сентябре 2021 года. Дома у нее остался годовалый сын, а знакомые характеризовали молодую маму исключительно положительно, поэтому подозрения о криминальном характере ее исчезновения появились сразу. В поле зрения следователей СК и оперативных сотрудников уголовного розыска МВД попала семья сожителя девушки, с которым она съехалась совсем недавно. Те свою причастность к совершению преступления отрицали.

Останки пропавшей не были найдены, и следователи по крупицам восстанавливали картину произошедшего. Старая присказка «нет тела — нет дела» в очередной раз не сработала — виновных нашли. Как установило следствие, девушку топором зарубила мать ее молодого человека во время ссоры. А сожитель женщины избавился от тела — завернул в ковер, вывез и сжег в печи для изготовления древесного угля, а останки утопил в болоте. Суд присяжных заседателей признал преступный дуэт виновным и не заслуживающим снисхождения. Женщину приговорили к восьми годам и восьми месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, ее сожителя за укрывательство — к одному году и восьми месяцам исправительной колонии строгого режима.

Михаил Селюков отмечает: Следственный комитет прилагает все усилия к раскрытию таких преступлений.

— Что делать следователю, если в деле нет подозреваемых? Как вы работаете в таких ситуациях?

— Расследуем, пока не найдем. Такие дела всегда в рабочем состоянии, они постоянно изучаются, по ним проводятся совещания. Мы пытаемся приложить максимум усилий, чтобы преступления, совершенные в условиях неочевидности, не оставались не раскрытыми.

— А как расследуются преступления, которые произошли 10, 20, 30 лет назад? С чего начинается работа, с повторного изучения вещественных доказательств, с опроса свидетелей?

— Чаще всего мы возвращаемся к изъятым с места происшествия объектам. Раньше, например, не было генетических экспертиз того уровня, который мы имеем сейчас. У нас есть свои экспертные центры, где мы проводим необходимые для следствия экспертизы. Также постоянно обновляются банки данных. Бывает так, что на момент совершения преступления совпадений по отпечаткам пальцев или ДНК нет, а спустя время человек совершает другое преступление, берутся его отпечатки и попадают в базу. В ходе следствия наши следователи применяют и свои психологические таланты, позволяющие вывести преступников на чистую воду. А бывает и такое, что люди со временем раскаиваются и сами приходят с повинной.

Один из ярких примеров такого дела — убийство, совершенное братьями Зайцевыми в 2003 году в Панкрушихинском районе. Решив ограбить владелицу местного магазина, мужчины вооружились топорами и проникли к ней в дом через окно. Женщину убили на глазах ее малолетнего сына, а затем расправились и с самим мальчиком. Преступники скрылись, прихватив с собой имущество и деньги, не оставив при этом никаких следов. Не нашлось и свидетелей, которые могли бы пролить свет на личность злоумышленников. Преступление, совершенное в условиях неочевидности, долгое время оставалось нераскрытым, пока в 2022 году старший из братьев вдруг не пришел в правоохранительные органы с явкой с повинной. Сознаться в совершенном злодеянии его заставили ночные кошмары — убитый ребенок снился ему каждую ночь. В ходе предварительного следствия младший из братьев сначала тоже признался в расправе и разбое, а затем отказался от показаний, утверждая, что родственник оговорил его. Однако следствием была проделана значительная работа по сбору и закреплению доказательственной базы, нашли даже орудия преступления, которые 18 лет лежали нетронутыми там, где их спрятали убийцы. Суд над братьями прошел в январе прошлого года. Мужчин признали виновными. Старшего из них приговорили к 15 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, а младшего — к 17.

«Каждый должен быть услышан»

— С какими проблемами к вам можно прийти на личный прием?

— Со всеми. У нас чужих проблем не бывает. Мы всегда пытаемся помочь человеку. Оперативно, быстро и качественно работать — это наша основная задача не только при расследовании уголовных дел, но и с людьми, которые приходят к нам с какими-то своими проблемами. Каждый должен быть услышан. Это не только мое мнение, но и позиция всего Следственного комитета.

Фото предоставлено: СУ СК РФ по Алтайскому краю

— В какие моменты Вы можете сказать себе «это мой лучший рабочий день!»

— У нас каждый день — лучший. Когда человеку нравится его профессия (а она мне нравится), то с удовольствием просыпаешься утром и идешь на работу. Когда понимаешь, что ты делаешь что-то хорошее и полезное для общества, это приносит удовлетворение, несмотря ни на какие сложности.

— Что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

— Здоровья и терпения — это самое главное. Ну и, конечно же, хочется пожелать каждому, кто в нашей системе работает, дальнейшего карьерного роста. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Поэтому хочу пожелать, чтобы у всех коллег, которые видят себя в определенных должностях и званиях, получилось достигнуть намеченных целей.

 

Справка: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю напоминает, что в ведомстве круглосуточно функционируют дистанционные каналы связи с сотрудниками. Граждане могут, не выходя из дома, подать обращение, уточнить информацию о ранее поданном заявлении, сообщить важную для следственных органов информацию посредством Интернет-связи и круглосуточных телефонных линий.

Для удобства граждан в следственном управлении действуют:

интернет - приемная, расположенная на официальном сайте ведомства 

приемная в официальной группе ведомства ВКонтакте 

приемная в официальной группе ведомства «Телеграм» канала 

Круглосуточно функционируют оперативные телефоны:

телефон дежурного: 8(3852) 29-80-02

телефон Доверия: 8(3852) 29-80-94

телефонная линия «Ребенок в опасности» 8(3852)29-80-95, для абонентов сотовых операторов 123

телефонная линия по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью 8(3852) 29-80-99

телефонная линия «Для жителей новых регионов России, а также беженцев с Украины» 8 (3852) 29-80-94

телефонная линия «Для участников специальной военной операции, мобилизованных и членов их семей» 8 (3852) 29-80-77

Прием граждан, работа с обращениями и заявлениями всегда была и остается приоритетным направлением деятельности органов Следственного комитета России.

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах