Тройной осмотр
В технической документации сканер указан как «Взрывобезопасный внутритрубный дефектоскоп». На деле он представляет собой целый телеуправляемый диагностический комплекс с роботом, способным передвигаться по тепловым сетям без дополнительного раскапывания грунта и разбирания канала теплотрассы.
Принцип его действия чем-то похож на УЗИ, только вместо внутренних органов — металл труб, а вместо медицинского работника — специалист, следящий за процессом диагностики в припаркованном поблизости фургоне. Все, что «видит» робот на мониторе видит и оператор. Аппарат комплексно сканирует теплосеть: визуальным, магнитным и ультразвуковым способами, что позволяет выявить все проблемные места — разрывы, коррозию, вмятины, а также участки, где истончился металл. Как пояснил Александр Гросс, для развернутого анализа специалистам необходимо время, однако некоторые дефекты видно сразу.
В Барнаул привезли сразу два робота-сканера, которые различаются диаметром и подходят для разного размера труб. Вес каждого из них около 100 кг. Внутрь трубопровода сканер попадает через специально подготовленное технологическое отверстие.
«Для этого нужны определенные условия. Труба должна быть без воды, остужена и провентилирована. В ней вырезается специальное технологическое окно, от 800 до 600 миллиметров, куда помещается робот. На нем стоят прожекторы и камера, которая по мере движения осматривает трубопровод. Такой визуальный анализ нам очень важен и позволяет выявить некоторые проблемы. Но самое главное — это магнитный метод измерения остаточного ресурса: на металл подается ток различных характеристик, и в зависимости от диаметра создается магнитное поле. Датчики фиксируют изменения этих магнитных полей, и на основании полученной информации компьютер высчитывает остаточный ресурс металла. При этом исследуется каждый миллиметр», — рассказал Александр Гросс.
«Код — красный»
Результаты анализа трубопроводов представляют в виде цветовой схемы: зеленый — остаточный ресурс металла больше пяти лет, синий — от трех до пяти, желтый — до трех. Красный цвет — критический, на таких участках в течение года может произойти повреждение. Главная цель использования современного метода проверки труб — минимизирование аварий и, соответственно, перерывов в теплоснабжении в зимний период. В этом плане робот-сканер выигрывает у гидравлических испытаний, не дающих полной картины состояния трубопровода и выявляющих лишь наиболее критические участки. Фактически, робот-сканер способен обнаружить дефект за несколько месяцев до его появления и предотвратить прорывы и утечки, которые произошли бы во время отопительного периода.
Есть в работе диагностического комплекса и минусы. Так, например, робот помещается не во все тепловые сети, диаметр трубопровода должен соответствовать определенным характеристикам. Еще один нюанс — это скорость работы, поскольку для проведения диагностики необходимо создать определенные условия. Однако, по сравнению с получаемым результатом, эти минусы кажутся несущественными. Аппарат уже использовался в ряде российских городов и хорошо зарекомендовал себя. В Барнауле только начинают применять робота-сканера, однако, у компании уже расписан план работы с новой технологией на несколько лет вперед.
«Сейчас мы проводим диагностику на участке улицы Георгия Исакова. В планах работы на Ленина, Молодежной, Титова. Всего в этом году с помощью робота-сканера мы продиагностируем семь километров основных стратегических магистральных тепловых сетей. На следующий год планируем уже 20, а на ближайшие три — 65», — поделился Александр Гросс.
Думают в компании и над тем, чтобы приобрести такого робота на предприятие, обучить специалистов и проводить обследования собственными силами. Ведь уже сейчас, оценив его в действии, коммунальщики уверены: в отопительный сезон на тех участках, которые продиагностировали, повреждений не будет.