Проблемные маршруты
В Барнауле функционирует 79 маршрутов, из них постоянных — 63, еще 16 — садоводческие маршруты. Из 63 по нерегулируемому тарифу работают 19 перевозчиков, оставшиеся 44 — регулируемые, то есть они получают субсидии из бюджета города. Недовыпуск на линию составляет около 20% — его процент растет в выходные дни, рассказал замглавы по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев.
К проблемным маршрутам, говорит чиновник, можно отнести те, у которых наименьший выпуск и автобусы, не справляющиеся с пассажиропотоком. Главная «боль» города — спальные районы — жители вынуждены ездить в переполненном транспорте в часы пик.
«Например, 47 маршрут — перевозчик выпускает примерно 100% единиц. Но автобусы не справляются с пассажиропотоком, который идет из новых микрорайонов. К «проблемным» я бы также отнес маршруты №1,10. Из нерегулируемых — №65. У больших автобусов №20, 55, 53, 57 высокий выпуск на линию и неплохая регулярность, но в час-пик все равно происходит давка», — объяснил Шеломенцев.
Глава Барнаула Вячеслав Франк рассказал, что власти ищут пути решения этой проблемы. И один из вариантов — продление троллейбусного маршрута №7 осенью 2023 года. На данный момент появился проект, после займутся поиском подрядчика. Обойдется это в 180 млн рублей — источники финансирования мэрия будет искать совместно с правительством края.
Для чего повышают цены на проезд?
По словам представителей мэрии, главная проблема сейчас — дефицит кадров. В основном водителям работают люди пенсионного и предпенсионного возраста. Молодежь отказывается идти в эту сферу. Для сравнения, в 2020 году выдали около 90 прав категории «Д», в 2022 — около 39.
«Работа водителем — очень тяжелая. Постепенно снижается престижность профессии. Горожане порой многое себе позволяют в отношении простых трудяг. Считаю, что водители должны получать больше. Мы собираемся в дальнейшем разработать соцпакет для водителей, меры поддержки», — считает глава краевой столицы.
С 1 января в Барнауле поднимется стоимость проезда в общественном транспорте на регулируемых маршрутах до 30 рублей. Как отмечают перевозчики, эта мера поможет проиндексировать зарплаты водителям.
«В последний раз после повышения тарифов мы проиндексировали зарплаты водителям на 20%. Сейчас повысим, как минимум, на тот процент, на который увеличилась стоимость проезда», — рассказал генеральный директор «Евробус-Плюс» Роман Арапов.
Вячеслав Франк добавил, что перевозчик получает непосредственно ту сумму, которую пассажир платит за проезд.
«Разве не растут цены? Два года не повышался тариф. А что здесь такого? А что, это самый большой тариф, что вы так упёрлись в него? Посмотрите стоимость проезда в других городах России — Томске, Новокузнецке, у нас еще не самая высокая. Есть уровень инфляции, и что-то должно меняться», — добавил глава Барнаула.
Напомним, с предложением поднять стоимость проезда в транспорте обратились перевозчики. По их мнению, одна поездка должна стоить от 32 до 34 рублей. Они отметили, что выросли расходы на капремонт автобусов, а водителям необходимо индексировать зарплаты. Барнаульцы смогут сэкономить на проезде. Так, по «единому проездному» стоимость поездки вырастет на 1 рубль и составит 24 рубля. Настолько же увеличится цена за проезд для школьников, студентов и пенсионеров — она составит от 9 до 16 рублей за поездку. По «электронному кошельку» — на 2 рубля и достигнет 26 рублей.
Последний раз стоимость проезда в общественном транспорте Барнаула поднимали с 1 декабря 2021 года. Она выросла до 28 рублей.
Справка
Представители администрации Барнаула провели брифинг, посвященный теме общественного транспорта, в контексте поручений губернатора Алтайского края Виктора Томенко, которые он озвучил в ходе прямой линии, состоявшейся 2 декабря