«Рассматривается начало строительства международной магистрали до Новосибирска и далее в Монголию и Китай», — отметил глава правительства. Правда, о сроках реализации и стоимости проекта пока нет никакой информации. Не совсем понятно, что это будет: железная дорога или автомобильная трасса. Вероятно, она пройдет через Алтайский край и Республику Алтай.
Россия давно ищет короткий путь железнодорожного сообщения с Китаем. РЖД ранее обращали внимание на небольшой участок границы между этой страной и Республикой Алтай. Но главная сложность проекта — горный рельеф. Для прокладки ветки придется строить туннели или эстакады. Плюс придется учитывать вопросы экологии. Такие же сложности касаются и автомобильной трассы.
Сейчас в Республике Алтай вообще нет железных дорог. Еще во времена Советского Союза говорили об идее соединить этим видом транспорта хотя бы Бийск и Горно-Алтайск, но планы остались на бумаге. Поднимали эту тему и в 2019 году. Об этом говорил глава региона Олег Хорохордин перед своим избранием.
Республика Алтай граничит с китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом на участке в 55 километров. Этот узкий пограничный переход расположен в коридоре между Монголией и Казахстаном. Возможно, монополист пустит обходные пути через эти страны или в районе Приаргунска Забайкальского края. Но эти варианты не очень нравятся компании. Проход через Алтай — самый короткий выход в Китай. А пока приходится преодолевать большие расстояния по БАМу и Транссибу в сторону Дальнего Востока.
При этом данный вопрос еще не обсуждали с Китаем, хотя с их стороны прокладка путей будет более легкой. Напомним, после обсуждения этого проекта в советские времена тема железнодорожного пути в Китай через Сибирь вновь стала актуальна в 2000 годы. Тогда допускали возможность его строительства вместе с газопроводом через Алтай. Но после шума от экологов тему пока заморозили.
Также звучали идеи о включении железной дороги через Горный Алтай в масштабный проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия» — железнодорожного коридора, который должен соединить транспортные сети Европы и Азии. Протяженность линии Пекин — Москва — Берлин должна составить 9447 км.
Стоимость российского участка оценивалась в 3,58 трлн рублей, первым отрезком магистрали должна была стать дорога Москва — Казань, цену которой оценивали в 1,7 трлн рублей. Запустить ее планировали до 2024 года, но в 2019 году из соображений экономической целесообразности президент Владимир Путин решил отложить этот проект и сконцентрировать средства на ВСМ «Москва — Санкт-Петербург».