МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Алтайские сироты рассказали, как пытаются выжить без дома и без регистрации

Тысячи выпускников детских домов годами скитаются по съемным квартирам, родственникам, знакомым в ожидании жилья, положенного им по закону. Даже решения судов, как показывает практика, не ускоряют этот процесс. Алтайские сироты рассказали «МК на Алтае», как выживают без собственного угла и как им удается преодолевать трудности, связанные с отсутствием постоянной прописки.

фото Анны Камаловой

Просто ждите

Варвара Коробейникова на вид совсем еще девчонка. Сложно поверить, что она уже мама двоих детей, младшему из которых исполнилось полтора годика. Вот уже несколько лет молодая женщина скитается по чужим углам, а последние годы с маленькими ребятишками на руках.

В пять лет Варя осталась круглой сиротой и оказалась в детском доме. Оттуда ее забрала приемная семья, но мама, так называет она приютившую ее женщину, по состоянию здоровья не смогла воспитывать приемную дочь и девочка вновь вернулась в детдом.

Варвара Коробейникова скитается по съемным квартирам, имея на руках решение суда о предоставлении ей жилья

После выпуска, как многие сироты поступила в колледж, чтобы иметь койкоместо в общежитии, затем в Алтайский аграрный университет. На втором курсе взяла академический отпуск, так как на свет появился первый ребенок, а затем и еще один.

- Мне очень хочется закончить учебу, но я понимаю, что вряд ли смогу это сделать. Мне нужно думать, как обеспечить детей, помощи ждать не от кого. С их отцом мы расстались. Живем на мое пособие по потере кормильца. Из этих денег нужно 12 тысяч рублей отдать за аренду квартиры. Остается тысяч 7-8. На это и живем втроем. Была бы своя квартира, конечно, было бы проще, - рассказывает Варвара.

Еще в 2017 году суд обязал краевые власти обеспечить ребенка-сироту квадратными метрами. Но чиновники не торопятся исполнять это решение. На вопрос: «Ну, когда же?», ответ один - «Ждите».

- Когда я в последний раз звонила в региональное жилищное управление, попросила специалистов сообщать мне по телефону, если будут какие-то новости по поводу квартиры, так как у меня нет адреса для отправки корреспонденции. Они удивились, мол, как это так. Объясняю, что за год уже сменила четыре съемных квартиры, где буду жить завтра - не знаю, - рассказывает молодая женщина.

Диплом без дела 

Андрей Посухов учась в колледже, а затем в АГАУ, не сомневался, что после окончания обучение, он получит положенное ему по закону жилье. «Ведь так не бывает, чтобы человека из общежития выписали прямо на улицу», - рассуждал парень. Спустя годы он констатирует: «Наивным я был». Прошло уже восемь лет, как он ждет ключи от квартиры, три из них с момента вступления решения суда в законную силу.

О жизни в родительском доме парень помнить только вечно пьяную мать, постоянно голодного младшего братика. Когда детей изымали из семьи, отец отбывал наказание в колонии. Андрею тогда было 10 лет, брату - три.

Он помнит, как плакал, когда увозили от матери. «Мама есть мама, какой бы она не была», - говорит он. Спустя несколько лет она скончалась, чуть раньше умер отец. Так они с Сашей остались сиротами, без дома, без близких людей.

- Дом у нас был совхозный, после смерти родителей его забрали. Так что возвращаться было некуда. Думал, получу профессию, дадут жилье и я смогу строить взрослую жизнь, создам семью. Но все это оказалось иллюзией. Диплом о высшем образовании есть, но работать по специальности не могу. В приличное место без прописки устроиться невозможно. У меня был шанс работать в банке менеджером, заработную плату достойную предлагали. Но пока решал вопрос с регистрацией, искал где купить фиктивную, взяли другого человека, - вспоминает молодой человек.

Вместе с младшим братом, который год назад окончил колледж, где учился на плотника, хотя мечтал стать учителем физкультуры, подрабатывают где придется. В ближайшее время планируют уехать на заработки на Север, где им пообещали хорошие деньги.

Куда мы их денем?

У Сергея Шапошникова история похожая - родители-алкоголики умерли от пьянки. Его вместе со старшим братом отправили в детдом, сестру отдали под опеку бабушке. Парень не жалуется на жизнь, говорит, что в принципе всем доволен: есть интересная работа (трудится на стройке каменщиком), любимая девушка, но нет собственного угла, где он мог бы создать семью. Суд на предоставление жилья он выиграл полтора года назад, но судя по тому, как исполняются судебные решения, ждать ему предстоит еще очень долго.

С героями публикации мы беседуем в общественной организации опекунов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Доброе сердце». Ее руководитель Лилия Новикова, слушая разговор, добавляет: «Ребята молодцы, стараются выбраться из сложной ситуации, в которой оказались не по своей вине. Были случаи, когда к нам приходили голодные, ободранные сироты, которые вынуждены жить на улице. Они просят пристроить их хоть куда-нибудь, хоть на какое-то время, потому что устали от бездомной жизни. А куда мы их денем? В центр «БОМЖ»? Почему в крае всего одно общежитие для выпускников детских домов, которое находится в Бийске? Почему нет для них адаптационного центра? Государство вкладывает в сирот пока они в детдомах огромные деньги, а потом как котят выкидывает на улицу».

***

На одном из совещаний глава алтайского Минстроя Иван Гилев, назвал тему предоставления жилья детям сиротам - болезненной. Чиновники признаются, проблем, особенно в Барнауле много. Казалось бы, в этом году Алтайскому краю на эти цели из федерального бюджета и краевого бюджетов 512 млн на примерно 400 квартир. Но дело туго двигается с метровой точки. Очередь растет, копятся исполнительные листы по решениям судов. На 1 июля в очереди на получение жилья стоит 7592 человека, из них 5650 – старше 18-ти лет.

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах