МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Алтайские эксперты обсудили проблемные точки в сфере опеки и попечительства замещающих семей

Перезагрузка системы

Истории о жестоком обращении с детьми всегда вызывают бурный общественный резонанс, особенно когда речь касается приемных и опекунских семей, которые взяли на воспитание и без того искалеченные души. Все эти факты становятся предметом проверки правоохранительных органов, но еще до принятия ими какого-то решения можно сделать вывод, что в данных случаях произошли сбои в системе. О том, как выстроить наиболее эффективную модель профилактики и сопровождения таких семей, в ходе «круглого стола» обсудили представители сферы образования, соцзащиты, общественности и депутаты.

фото СМГ

Инициатором встречи выступил депутат Государственной думы Александр Прокопьев. Обозначив проблему, он призвал собравшихся к конструктивному диалогу и принятию конкретных решений, которые позволят на ранних этапах предотвращать ситуации ненадлежащего ухода и жестокого обращения с детьми, воспитывающимися в приемных или опекунских семьях.

— После скандальных историй, которыми сейчас занимаются правоохранительные органы, возникает естественное желание закрутить гайки. Безусловно, о ребятах, которые попали в сложную жизненную ситуацию, может позаботиться и государство, но любовь они получат только в семье. Ради них мы должны проанализировать возникшие ситуации, найти механизмы, которые позволят впредь избежать их, — призвал Прокопьев.

По словам Максима Костенко, министра образовательного ведомства, первоочередная проблема при сопровождении таких семей кроется в том, что в регионе нет единого центра, который бы осуществлял эти полномочия. На данный момент функция опеки и попечительства закреплена за муниципалитетами, при этом «Центры помощи детям», которые готовят и сопровождают приемные семьи, имеют краевой статус. «Даже при том, что между коллегами есть взаимопонимание, периодически происходят сбои в совместной работе. Поэтому, я уверен, необходимо создать единый орган, который будет работать в данном направлении», — предложил министр.

Еще одна проблема — безусловно, вопрос кадрового обеспечения служб опеки и попечительства, и как следствие, огромная нагрузка на специалистов, которые помимо защиты детей-сирот и оставшихся без попечения родителей имеют массу других обязанностей.

Это подтверждают и представители муниципалитетов. По словам заместителя главы Заринска, председателя комитета по образованию Ларисы Исаковой на 10 660 детей, 122 из которых воспитываются в приемных семьях и состоят на учете органов опеки, приходится всего три специалиста, каждый из которых выполняет более 50 социально значимых полномочий.

— Нет, мы не жалуемся и не снимаем с себя ответственности. Тот случай, который был выявлен у нас в прошлом году, когда опекун сломала ногу ребенку, заставил нас еще раз проанализировать и усовершенствовать работу. Так, например, при администрации города была создана межведомственная комиссия по распределению детей в замещающие семьи. Мы считаем, что при отборе кандидатов нужно не только рассматривать критерии, прописанные в законе, но и учитывать нравственные качества, понимать мотивацию людей, почему они приняли решение взять ребенка, — уточнила Исакова.

Еще сложнее выстраивать работу органам сельских районов, где нередко для отработки тревожных сигналов приходится преодолеть не один десяток километров. Например, в Заринском районе приемные семьи живут в 22 населенных пунктах. Самое удаленное село находится в 90 км от райцентра, а вся нагрузка лежит всего на одном специалисте.

Уполномоченный при губернаторе Алтайского края по правам ребенка Ольга Казанцева акцентировала внимание на том, что замещающие семьи нуждаются в постоянном сопровождении социальных служб, которые действуют в Центрах помощи детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей. Однако она считает, что эти структуры необходимо усилить. «Важно, чтобы в них работали профессионально подкованные специалисты в необходимом количестве», — подчеркнула детский омбудсмен.

— Уверена, что все-таки в подавляющем большинстве детей берут, не для того чтобы над ними издеваться, причинять им физический и моральный вред. Но, как мы видим, такие факты есть. Возникает вопрос к качеству психолого-педагогического сопровождения. Одно дело — воспитывать кровных детей, совершенно другое — приемных, у которых уже есть психологическая травма, нарушены родственные связи. Многие из них подвергались насилию в родных семьях, в результате чего у них исковеркана психика. Они требуют совершенно иного подхода в воспитании, гибкости, но, к сожалению, не всегда приемные родители обладают этими навыками, и при этом не все готовы обратиться за помощью к специалистам. Их мотивация к проработке проблем также должна входить в обязанности служб сопровождения, — считает Казанцева.

Кроме того, она предложила ввести в обязательную практику ежегодную диспансеризацию приемных родителей и опекунов, чтобы они имели возможность своевременно проходить медицинское обследование и в случае необходимости получить лечение. «Это укрепит их ресурсное состояние, чтобы они могли воспитывать детей должным образом».

Заместитель главы Бийска по социальным вопросам Антонина Мелихова в выступлении обозначила еще одну немаловажную проблему в сфере опеки и попечительства, а именно сопровождение семей, где заботу над ребенком берут кровные родственники, которые не обязаны проходить школу приемных родителей. «Несколько лет назад у нас был случай, когда в отношении опекуна проводили проверку за побои. Как выяснилось, это родная тетя, которая взяла на воспитание дочь своей младшей сестры. В какой-то момент она перестала справляться с девочкой-подростком и стала применять более жесткие методы воспитания. Возможно, если женщина прошла бы в свое время обучение и знала, куда обратиться за помощью, этой ситуации можно было бы избежать при поддержке психолога и социальных педагогов», — считает Мелихова.

А вот директор «Заринского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Александр Калабин уверен, что приемные родители и опекуны должны повышать квалификацию, также как и его педагоги — не реже одного раза в пять лет. Ведь ребенок взрослеет, и зачастую семьи не знают, как найти подход, взаимопонимание, выстроить отношения в том или ином возрасте. Пик кризиса приходится на подростковый период, именно в этом возрасте некоторые родители принимают решение вернуть ребенка назад в детский дом.

В заключение круглого стола Александр Прокопьев заверил, что вся озвученная информация будет проанализирована и позволит в дальнейшем сформировать предложения по совершенствованию системы опеки и попечительства на законодательном уровне.

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах