МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Скукотища: алтайские политологи оценили прошедшую избирательную кампанию

Политологи Алтайского края оценили избирательную кампанию 2021 года по выборам в Госдуму и АКЗС. Круглый стол с их участием прошел в конференц-зале «Сибирской медиагруппы». Эксперты в один голос заявляют: до выборов 2021 года никому не было дела – ни избирателям, ни самим выдвиженцам. «МК на Алтае» собрал главное из высказываний экспертов.

Фото: Толк

О вялом интересе

Заведующая кафедрой политологии АлтГУ Ярослава Шашкова:

«В предвыборной кампании никто не был заинтересован. Причем не только избиратели, но и сами кандидаты. Многие из них даже отменяли встречи в некоторых районах, просто потому что на них никто не приходил».

Фото: Толк

Про характер кампании

Политолог, доцент кафедры политологии АлтГУ Сергей Асеев:

«Кампания носила стратегический характер. Ни одна из оппозиционных партий не провела ребрендинг кадровой и программной составляющей. Партии не получили импульса на трансформацию, поэтому выборы ничем существенным не запомнятся, в том числе, и на региональном уровне. Будем честны: мы получили некую модель латентных соглашений, когда федеральные игроки определили коридор возможностей, а партии его соблюдали, не выходя за красные флажки».

Про участие бизнеса

Ярослава Шашкова:

«Особенно неохотно вели кампанию представители бизнеса. Их волновали совершенно другие проблемы. Для многих из них участие стало вынужденной мерой: «иду, потому что, надо, мол, а куда деваться». В целом, список кандидатов прямо указал на ухудшение социально-экономической ситуации в крае. Бизнес понял, что не сможет войти в госпрограммы и сесть на госдотации, отсюда – нежелание вкладываться в выборы».

О протестных голосах КПРФ

Политтехнолог Константин Лукин:

«Власть сама раскачала КПРФ как единственную оппозиционную силу. Люди думали, раз наверху бьют эту партию, то она и есть оппозиция. Поэтому КПРФ получит протестные голоса не благодаря, а вопреки».

Про старение Жириновского

Константин Лукин:

«Просадка ЛДПР связана со старением лидера Жириновского: он не может больше отжигать и тянуть партию. Люди разуверились, что либерал-демократы что-то могут».

Фото: Толк

О рациональном голосовании

Ярослава Шашкова:

«Да, мы видим запрос на социальную справедливость и реформизм, но в Алтайском крае голосование очень рациональное. Если проанализировать кампании 1990-ых, 2000-ых, 2016-го года, можно сделать вывод: в массовой сознании жителей края четко впечатано ограниченное количество партий-лидеров (речь идет о парламентской четверке). Население считает нерациональным голосовать за новые проекты и не рассматривает их в качестве конкурентов».

Об особенностях нового состава АКЗС

Константин Лукин:

«Больная тема (на вопрос о новом созыве – прим. ред.). Следующий состав АКЗС ждем с ужасом. Он будет характеризоваться непрофессионализмом политиков и популистскими заявлениями. Это вам, журналистам хорошо – будет, что писать о сессиях. А нам придется краснеть. Качество будет ухудшаться. В качестве примера можно привести ситуацию в парламенте Республики Алтай. В ходе сессий там происходят многочасовые дискуссии оппозиции, которые тормозят работу законодательного органа».

Про «осторожных потребителей»

Ярослава Шашкова:

«В маркетинге и политическом пиаре есть понятие рациональное потребление, которое означает, что люди стараются покупать товары проверенных марок, так как не могут приобрести то, чего еще не пробовали. Как раз в Алтайском крае мы имеем дело с рациональными потребителями».

Про партию котиков

Сергей Асеев:

«При мне на избирательном участке две молодые девушки обсуждали, что проголосовали за партию котиков (речь идет о партии «Зеленая альтернатива», на логотипе которой изображен кот – прим.ред.). Ни за кого-то другого, а за котиков! Это обычный обыватель, выборы для него – не важная составляющая жизни. Значение имеют старые ценности: дом, семья, работа. И если они не видят влияния депутатов на свою жизнь, то зачем им выборы? До них, что называется, не дошло, потому что до них не дошли».

Фото: Толк

Политтехнолог Антон Понкрашов:

«Котики» – святое. В тех регионах, где партия вела кампанию, она получит процент. У нас в регионе ничего яркого не проводилось».

Про политических перебежчиков

Ярослава Шашкова:

«Для меня не понятен эффект перехода некоторых политиков в другие партии, к примеру, Евгении Боровиковой и Владислава Вакаева. Он точно не сыграл им в плюс, скорее всего – в минус».

О деградации общества

Сергей Асеев:

«Идет полнейшая деградация общества в плане культуры. И это носит глобальный характер. Социум уходит в разные сферы, в частности – интернет. Остатки продолжают смотреть телевизор. Молодежь же ушла на НТВ и прочие развлекающие каналы, не закладывающие в мозг ничего лишнего».

Про раскол реготделения ЛДПР

Ярослава Шашкова:

«Конфликт внутри реготделения ЛДПР сильно расколол его электорат. Результаты голосования это докажут».

О голосовании за КПРФ

Антон Понкрашов:

«Я бы не говорил, что КПРФ – единственная оппозиция, которая получит протестные голоса. Малые партии, конечно, кто вел кампанию, наберут свои проценты».

Фото: Толк

Ярослава Шашкова:

«Голосование шло методом исключения. В массовом сознании КПРФ становится силой, противостоящей «Единой России».

Про «Новых людей»

Антон Понкрашов:

«Партия «Новые люди» – интересная. Многие видели по федеральным телеканалам, как один из главных спикеров Сардана Аксентьева на дебатах уничтожала своих оппонентов. Так что сигнал «Новых людей» по федеральному ТВ был сильный. Что касается реготделения, очень хотелось бы, чтобы оно участвовало в выборах депутатов АКЗС. Уверен, партия могла бы претендовать как минимум на пять процентов. Увы, судьба сложилась по-другому».

О кризисе партии «Справедливой России – За правду»

Сергей Асеев:

– Партия «эсеров» – это цикличный электоральный проект. Она постоянно реанимирует перед выборами молодежные отделения, которые в течение полугода красиво умирают. Так что когда они говорят, что их молодежь – люди до 40 лет, становится смешно. У партии нет реальных структур и системной работы».

Ярослава Шашкова:

«Отделение «Справедливой России – За правду» перестало восприниматься как цельное. Оно свелось к пиару отдельных представителей. Цельного имиджа нет, это спящий проект. Объединение с партией «За правду!» не дало никакого эффекта. В регионе справедливороссы не смогли предложить внятный месседж и кампанию. Сложилось впечатление, что они вообще ее не вели».

Константин Лукин:

«Агитационно-пропагандистские материалы «эсеров» носили федеральную повестку. Собственных проектов в крае не было, как и персонифицированной кампании. Если сравнить кампании 2016-го и 2021-го годов, степень активности справедливороссов упало на целый порядок».

Антон Понкрашов:

«В ходе кампании я видел, как эсеры начали работать со СМИ, повесили баннеры, тогда я подумал: неужели появилась системная работа? Но через месяц от этого не осталось и следа: появились какие-то не относящиеся к выборам заявления в телеграм- каналах, попытки играть на протесте – и это при том, что партия-то далеко не протестная. Все это было странно. Да и в целом, Миронов и Прилепин – люди из разных опер, и попытки сыграть в одном оркестре сорвались (речь про объединение СР с партией «За правду!» – прим. ред.).

Напомним, в Алтайском крае завершилось трехдневное голосование за депутатов Государственной думы и АКЗС. На участки пришло почти 40% избирателей. С предварительными итогами выборов в алтайский парламент можно ознакомиться здесь.

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах