— Андрей Михайлович, оцените работу вашего ведомства и подчиненных за прошедшее полугодие? Какую оценку поставите?
— В первом полугодии 2019 года достигли положительной динамики по многим направлениям. Работу подчиненных оцениваю положительно. Еще до меня здесь сформировался сильный коллектив с грамотными специалистами. Махать шашкой и обновлять команду не пришлось. Полугодие закончили неплохо. Почти по всем направлениям результаты лучше прошлогодних. В целом оценю работу на «четверку». Недостатки, конечно, есть, как и везде. Мы их видим и способны устранить.
— Какие это недостатки?
— Нам вернули более 20 дел на дополнительное расследование. Это говорит о браке в работе. На фоне 1000 других дел, конечно, процент очень низкий, но хочется стремиться к лучшему. Оправдали семь человек за полугодие. По трем пока идет обжалование, четыре решения суда вступили в законную силу.
— Какова ситуация с невыплатой зарплаты в регионе?
— По данным Роструда на 1 июля 2019 года задолженность по зарплате составила 53 млн рублей. Это плавающая цифра. В 1990-е и 2000-е ситуация была гораздо хуже. Сейчас с этим эффективно боремся не только мы, но и другие органы власти.
Убийц со свадьбы ищут уже 70 лет
— Удалось ли добиться успехов по преступлениям прошлых лет?
— Следователи и оперативники раскрыли «серию» преступлений, совершенных в Новоалтайске и Бийске в 2000-х годах. Один и тот же человек совершал преступления против половой свободы девушек и грабил их на улице. Спустя несколько лет его удалось поймать с помощью ДНК-экспертизы. За полгода мы раскрыли 60 преступлений прошлых лет. Из них восемь убийств и девять половых преступлений.
Еще один пример — убийство барнаульского «валютчика» в 2001 году, который был застрелен из пистолета. Злоумышленник забрал 15 тысяч долларов у бизнесмена и скрылся. А в 2003 году он занял у предпринимателя 240 тысяч рублей. Не желая отдавать долг, в последующем убил его и закопал тело в лесу. Длительное время особо тяжкие преступления оставались нераскрытыми. Однако, благодаря грамотной работе следственно-оперативной группы, удалось найти виновного. Ему назначили 24 года и шесть месяцев лишения свободы. Осужденному 56 лет. При этом с 2009 года он уже отбывал срок за разбой и бандитизм.
— Как эти дела вновь попадают на стол следователя? Он выбирает их случайно из архива?
— У нас в архиве 1300 нераскрытых дел об убийствах, изученных по нескольку раз. Каждую неделю мне докладывают, сколько дел изучили и возобновили, сколько имеют перспективу к развитию. В неделю смотрим по 30-40 дел. В одних можно попробовать поработать оперативным путем, в других — назначить дополнительные экспертизы. Время от времени преступники попадаются на совершении других преступлений. При этом ДНК злоумышленника может совпасть с единой федеральной базой и вывести к материалам прошлых лет. Есть случаи, когда люди спустя много лет решаются дать показания и что-то рассказать.
— Какое самое старое дело лежит в вашем архиве?
— Основная масса — все-таки 1990-е. Но есть убийство 7 ноября 1952 года в Рубцовске. В тот вечер 27-летний мужчина с супругой пришли на свадьбу в одну из квартир города. Их пригласил отец жениха. В ходе вечера потерпевший оказался убит возле этого дома острорежущим предметом в область груди. В то время допросили ряд лиц из числа присутствующих на свадьбе, провели судебно-медицинское исследование трупа. Есть версия, что к убийству причастен кто-то из гостей. Но установить обвиняемого тогда не смогли. Уголовное дело было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Отработаем каждое обращение
— Что самое сложное в работе следователя?
— Главная сложность — психологическая нагрузка. У новичка после института в голове еще учеба, вечеринки, личная жизнь, прогулки. Здесь он надевает погоны. Уже нельзя сказать «хочу — не хочу», «буду — не буду». Меняется контингент общения: убийцы, насильники. Среди них немало рецидивистов, которые аморальны и беспринципны, с которыми в обычной жизни человек бы избегал общения. Начинается профессиональная ломка. Психологически сложно переносить такой ритм жизни.
— А какая зарплата у следователя?
— От 40 тысяч рублей. Дальше зависит от званий и стажа. Такой размер компенсирует загруженность и нехватку жизненных удовольствий. У нас следователь отдыхает только в отпуске.
— Часто ли жители края обращаются к вам на личный прием и по каким вопросам?
— В основном это вопросы предварительного следствия, несогласие с решениями, принятыми в ходе процессуальных проверок. С жалобами на действие или бездействие представителей правоохранительных органов и государственных и муниципальных служащих. Личный прием провожу в управлении каждую среду, плюс ежемесячно выезжаю в районы и там принимаю людей. За первое полугодие поступило 2000 обращений граждан. Люди обращаются и с вопросами, не относящимися к деятельности СК: аварийное жилье, точечная застройка, дороги плохие, воды горячей нет. В каждом случае стараемся помочь – ни одно обращение не остается без ответа.
— Почему же их не фильтруют? Только время терять...
— Мы принимаем всех. В любом обращении может быть скрыто преступление. Например, построили дом не там, где надо. Жители недовольны, что высотка перекрыла им солнечный свет. Начинаем разбираться. Может выясниться, что дом возвели с нарушениями. Кто разрешил? Такой-то чиновник. Почему? За взятку. Это я утрирую, конечно. Если это не наша компетенция, то пишем письма в прокуратуру, администрацию или другие ведомства. Не остаемся равнодушными ни к одной просьбе.
Миллиардов у борца с коррупцией не нашли
— Давайте поговорим о коррупции. Довольны работой в этом направлении?
— В целом показатели лучше прошлого года. За полгода возбудили 132 дела коррупционной направленности, 85 направили прокурору. Много спецсубъектов: главы сельских администраций, члены избиркомов, депутаты.
— Как продвигается расследование дела Вадима Надвоцкого — экс-главы управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Алтайскому краю?
— Дело находится в производстве. Подробные комментарии давать рано. Наверное, уже не секрет, что он признал вину полностью. По состоянию здоровья суд изменил меру пресечения на домашний арест. Дело в завершающей стадии. В ближайшее время оно будет направлено прокурору.
— Какие-то ниточки потянулись? Он утянет кого-то за собой? Например, бывшего начальника алтайского главка Олега Торубарова?
— У меня такой информации нет. Надвоцкого привлекли за получение взяток от коммерсантов. В обмен на это они могли работать беспрепятственно с нарушением закона. Он создавал им определенные преференции. Требовал от подчиненных прекращать проведение или не проводить оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) и иные проверки по документированию возможных нарушений закона. Так называемое покровительство или «крышевание». И бизнесмены регулярно ему платили. В этом он признался.
— О каких суммах идет речь?
— В ходе предварительного следствия установлено, что в 2016-2018 годах, в различных местах Барнаула, при посредничестве бывшего подчиненного Надвоцкий получал от представителя ООО взятки в виде денег в особо крупном размере: 4,7 млн рублей в 2016 году, 3,2 млн в 2017-м, 5 млн в 2018-м.
— А где якобы найденные у него миллиарды?
— Мы такого не находили.
— Так все-таки, ходили слухи о домашнем аресте Торубарова. Можете подтвердить или опровергнуть?
— СУ СК РФ по Алтайскому краю не имеет в производстве уголовных дел и материалов проверок в отношении Олега Торубарова.
— Что с делом бывшего вице-мэра Барнаула Александра Алексеенко?
— Дело недавно возбуждено, но вину он тоже признал в полном объеме. Думаю, в ближайшее время окончим расследование. Там нет особых сложностей — чиновника взяли с поличным на получении взятки, он признает вину, есть достаточные доказательства.
— Кроме известных дел этой категории, над чем сейчас работаете?
Сейчас расследуем серию дел с краевыми государственными унитарными предприятиями – «Аптеки Алтая». Их руководители брали взятки за выбор поставщика лекарств. Похожие мотивы были у гендиректора завода «Модест» Антониды Устиновой, признавшей вину. В 2014-2018 годах она получила 7 млн рублей от фактического руководителя единого предприятия, в состав которого входили несколько юридических лиц. Деньги перечислили Устиновой на подконтрольный ей счет. За это она совершала в пользу поставщиков действия, входящие в ее служебные полномочия: подписание договоров поставки стеклотары. 28 июня этого года дело направили в суд.
Стыд подростка — на руку извращенцам
— Помните дело Ксении Боковой? Появились ли зацепки?
— Ее поиски продолжаются. Оперативным подразделениям даются соответствующие поручения. Органы внутренних дел регулярно проводят комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в том числе мониторинг Интернета на предмет получения новой информации по факту ее исчезновения. Каких-либо положительных результатов пока не получено. На причастность к ее исчезновению отработали множество лиц, но пока безрезультатно.
— Кто эти люди? Ранее судимые насильники и убийцы?
— Необязательно. Допустим, кто-то находился в этом районе в данный момент без видимых причин. Лиц, совершивших ранее аналогичные преступления, отработали в обязательном порядке. Там сотни лиц. Их отработали еще в первые дни. В настоящее время оперативники, на основании поручения следователя проводят ОРМ, направленные на установление лиц, причастных к безвестному исчезновению Боковой. Проверяют всех лиц, доставляемых в полицию в связи с совершением административных правонарушений, а также ранее судимых.
В первом полугодии 2019 года в производстве следователей СУ СКР по Алтайскому краю находилось на 5,6% уголовных дел меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (АППГ). Число оконченных выросло на 0,7 % (с 1189 до 1197). Сократилось число дел, расследованных в сроки свыше двух месяцев. Повысилась законность при принятии процессуальных решений, тем самым уменьшилось количество отмен постановлений о прекращении дел. Улучшилось качество следствия, о чем свидетельствует снижение числа уголовных дел, возвращенных прокурором. Достигли положительных результатов по основным направлениям деятельности. За полугодие возбудили 132 уголовных дела коррупционной направленности, окончили производством – 92.
— Часто дети у нас в регионе становятся жертвами извращенцев из других регионов через Интернет? Насколько трудно их выследить и поймать?
— Это латентные преступления. Не все дети о них сообщают. Одним стыдно, другим не хочется огласки. Им проще заблокировать такого собеседника и забыть. Извращенцы этим пользуются. Вот недавно закончили дело. Мужчина из колонии в Воронеже развращал девочку в Алтайском крае. Бороться с этим тяжело, но возможно. Работают отделы по борьбе с компьютерными преступлениями. Установить IP-адрес несложно. Если это телефон, привязываемся к IMEI или биллингу базовой станции, откуда идет сигнал. Если это компьютер — еще проще. IP привязан к почтовому адресу вплоть до того, в какой квартире он стоит. Но надо, чтобы и родители тоже следили. Каждый должен заботиться о своем ребенке. Некоторые считают, что если посетили страницу своей 15-летней дочери, то вмешались в ее личную жизнь. Психологи ведь об этом говорят. А лучше вмешаться. Смотреть подписчиков и друзей, их интересы. Нужно создавать доверительные отношения и участвовать в жизни ребенка. Бывает, преступники шантажируют, что твои интимные фото увидят друзья и родители. Не нужно ругать за это подростков. Нужно объяснить, что так делать нельзя. Дети не должны бояться и поддаваться на шантаж злоумышленников.
— Что нового с четырьмя скелетами, найденными на озере в Заринском районе?
— По ним экспертиза еще не закончена. Останкам точно больше 25 лет. Первоначальный анализ это показал. Дальше установить точный возраст тяжело. Почвенные слои не нарушены, каких-либо признаков недавнего вмешательства нет, как и повреждений на костях вроде пулевых отверстий. Эксперт управления госохраны объектов культурного наследия Алтайского края пояснил, что захоронение может относиться к началу 20 века, с учетом плодородных слоев, а также состояния скелетированных останков. Возможно, на этом месте даже было кладбище. Естественно, кресты и холмики не сохранились.
— С начала купального сезона в крае утонули одиннадцать детей. Насколько серьезна проблема?
— Недавно случай произошел 11 июля в Бийске. 7-летняя девочка забралась на стоящую в реке баржу и, не удержавшись, упала в воду. Мы еще разберемся, чья эта баржа и зачем там столько стоит. Силами СК повлиять на эту статистику очень сложно. Мы взаимодействуем с администрациями и МЧС. Но на каждую речку или озеро инспектора не поставишь. Важна разъяснительная работа, чтобы взрослые за своими детьми смотрели. Здесь нет явных признаков того, что государство или муниципальные власти где-то недорабатывают.
— Вы приезжий, вам нравится на Алтае? Где успели побывать?
— Конечно, нравится. Везде красиво. С личным приемом граждан объехал весь край.
— Что пожелаете коллегам?
— День сотрудников органов следствия РФ — всеобщий профессиональный праздник следователей. Поздравляю сотрудников Следственного комитета и следователей иных правоохранительных ведомств — МВД, ФСБ. Желаю успехов в трудовой деятельности. Искренне благодарю ветеранов службы, воспитавших достойную смену и по-прежнему обучающих молодых коллег всем тонкостям профессии. Желаю сотрудникам органов следствия крепкого здоровья, благополучия, осуществления намеченных планов и дальнейших успехов в ответственной и нужной нашему Отечеству и согражданам службе.