Апгрейд оборонки
Представьте ситуацию: тайга, где не ступала нога человека, холод вперемешку с бураном. Строительной бригаде нужно преодолеть не одну сотню километров, чтобы прибыть в место назначения. Иван Томашевич, генеральный директор ООО «Алтайтрансмаш-сервис» не понаслышке знает, что труд в условиях Крайнего Севера сродни героическому подвигу. Сам когда-то покорял заснеженные просторы. Поэтому, организовав производство по разработке и выпуску машин для нужд народного хозяйства, во главу угла поставил надежность, проходимость, комфорт.
— Дело в том, что в советские годы для этих целей использовались автомобили оборонного комплекса, которые адаптировались под хозяйственные нужды. Да, они имели высокую проходимость, были надежны, но вопросы обслуживания и комфорта экипажа перед разработчиками не ставились. Мы предложили принципиально новый вариант. Наши вездеходы просты в эксплуатации, долговечны, ремонтопригодны, и, что не менее важно, в них созданы условия для персонала, которому неделями приходится выживать вдали от цивилизации, — рассказывает Иван Томашевич.
Провести апгрейд военной техники помог богатый опыт работы на оборонном предприятии. Костяк коллектива составляют бывшие сотрудники Рубцовского машиностроительного завода (РМЗ). В годы перестройки Томашевич, как и многие предприимчивые люди, которым стало тесно в заводских стенах, ушел на «вольные хлеба» и увлек за собой лучшие кадры РМЗ. Начинали с ремонта. Устраняя чужие ошибки и дефекты, постепенно подошли к разработке собственной, совершенно новой модели, учитывающей запросы потенциальных покупателей. В 2011 году продукция «Алтайтрансмаш-сервис» была признана «Лучшим товаром года» в Алтайском крае, а сами сотрудники предприятия неоднократно награждались почетными грамотами правительства региона.
— Прежде чем выйти с коммерческим предложением, изучаем специфику деятельности компании. Анализируем технологический, производственный процесс и думаем, как можно его усовершенствовать, сделать более эффективным и менее трудозатратным. Так, например, появился гусеничный тягач «Марал» с крановой установкой, который мы разработали для организации, занимающейся обслуживанием электролиний. Он заменил сразу несколько единиц техники: трактор, который прокладывал трассу, ЗИЛ с прицепным вагончиком для персонала, крановую установку. Теперь все операции выполняются одним тягачом. Это значительная экономия как топлива, так и человеческих ресурсов. Плюс — комфорт. Внутри кабины есть спальные места, кухня и даже санузл, — отмечает генеральный директор.
Всегда на связи
Опыт работы в советской оборонке отразился на новом производстве — в требованиях к качеству выпускаемой продукции. Кузов снегоболотоходов изготавливается из прочнейшей морозостойкой стали, двигатели, узлы и агрегаты — только от проверенных отечественных производителей.
—Единственное, чем мы пока не можем похвастаться, так это дизайном. Но за надежность и качество ручаемся, — уверяет руководить «Алтайтрансмаш-сервиса».
Но, какой бы ни была надежной техника, от поломок, особенно в суровом климате, никто не застрахован. Когда за бортом минус 50, а до населенного пункта сотни километров, выход из строя может печально закончиться для членов экипажа. Конструкторы рубцовского предприятия предусмотрели и подобного рода нештатные ситуации, расположив узлы и агрегаты внутри кабины, чтобы механик мог устранить поломку, не выходя на мороз.
За 20 лет, казалось бы, учли все нюансы работы в жестких природно-климатических условиях. Но рубцовские снегоболотоходы продолжают совершенствоваться.
— Мы проводим анкетирование наших заказчиков, чтобы узнать достоинства и недостатки. Пожелания учитываются при разработке новых моделей, — поясняет Иван Иванович.
Обратная связь не только с заказчиком, но экипажем — тоже важный принцип в работе. На борту снегоболотоходов указан контактный телефон, по которому в любое время суток механик может обратиться за помощью. В их эксплуатации, уверяет Томашевич, нет ничего сложного, но вопросы, особенно на первых порах, возникают.
— Мы всегда на связи и готовы помочь, — заключает он.