На поле боя конкурентов
«Там, где закроют библиотеку, придется строить новую тюрьму», — одной меткой фразой работник районной библиотеки раскрывает суть проблемы снижения интереса к чтению среди современной молодежи. Ведь книга всегда была кладезем не только знаний, но и моральных ценностей для подрастающего поколения. Из сказок мы знаем, что добро побеждает зло и каждый негодяй получит по заслугам. Читая классику, мы восхищаемся высокой нравственностью, героизмом и самоотверженностью любимых героев, желая быть похожими на них. Что будет, если все это заменить фильмами, компьютерными играми и развлекательными телепередачами?
На этом фоне краевой семинар-совещание «Детская библиотека как информационно-коммуникационная среда» превратился в совместную разработку рекомендаций по борьбе за читательскую аудиторию. Библиотекари делились опытом, как они выживают в схватке с Интернетом, телевизором и другими популярными в современном обществе развлечениями. Большинство пришло к выводу, что возвращать детей к книге нужно «на поле боя конкурентов», то есть через использование новых информационных технологий.
Этот процесс значительно осложняет низкий уровень компьютеризации и интернетизации библиотек края. Заместитель директора по автоматизации краевой библиотеки им. Шишкова Маргарита Потупчик привела статистику. Так, на начало 2014 года 357 муниципальных библиотек имеют около 1 000 компьютеров. Всего в крае 1 069 подобных учреждений. Получается, что до сих пор без компьютеров работают 712 библиотек, что составляет 66,6% от общего числа. Это значительно хуже среднего показателя по стране.
С проведением Интернета в «храмы книг» дело обстоит еще сложнее. На конец сентября текущего года только 240 муниципальных библиотек имеют доступ к Сети. Это лишь 22,2% от общего числа. Для сравнения, согласно дорожной карте, утвержденной постановлением краевой администрации, этот показатель в текущем году должен составлять 66,7%. На данный момент ему соответствуют лишь центральные городские библиотеки.
Тем не менее в 2014 году в этой области случился прорыв. На 1 января к Всемирной паутине было подключено 140 районных библиотек, на конец октября — 175. Получается, за девять месяцев интернетизованных районных «домов книги» стало на 35 больше.
Боровихинская ЦДБ Первомайского района в сентябре вошла в число получивших компьютер. Ее заведующая Марина Кильмяшкина делится радостью: «На протяжении последних пяти лет куда мы только не обращались за помощью в решении этого вопроса, но все безрезультатно, пока в конце августа этого года не обратились к Ивану Лоору. Нам не только привезли компьютер, но еще и подключили его. Благодаря этому библиотека сделала огромный шаг вперед! Будем вести электронный каталог и составлять рекомендательные списки литературы по актуальным темам, что ускорит выполнение справок и поможет всесторонне раскрыть возможности книжного фонда. А в начале 2015 года, с подключением Интернета, наши читатели получат доступ к самой большой и оперативной базе данных, не будет отказов по причине отсутствия в фонде необходимой информации».
Читаем с кока-колой и попкорном
Заместитель директора Алтайской краевой детской библиотеки (АКДБ) им. Крупской Ирина Захарова подчеркнула, что для библиотеки важную роль играет формирование имиджа в читательской среде. Если говорить о детских учреждениях, то им лучше всего соответствует образ «теплый дом». Это атмосфера праздника, уход от традиций «занудства», владение смеховой культурой, реализация принципа инсценирования.
Практически все «дома книги» стараются следовать этим принципам. Например, в АКДБ работают творческая лаборатория «Я вхожу в мир театра» и мультипликационная студия «Листик чистой правды». Кроме того, для более легкого подбора книг в соответствии с интересами используется принцип наглядности. Для этого организуются выставки, а стеллажи разделяются по тематическим зонам.
Наиболее прогрессивное направление — аромамаркетинг. Захарова рассказывает: «Обоняние — это второй анализатор по важности после зрения. Например, в некоторых детских библиотеках мира используют запахи шоколада, печенья, кофе с молоком. Для абонемента подойдут приятные цветочные ароматы. Благодаря им читатель подольше задержится в помещении. Запахи кока-колы и попкорна — удачные варианты воздействия на молодежь. Они могут подойти для читальных залов. При умственном перенапряжении целесообразно применять ароматы базилика, можжевельника и эвкалипта, а сандал и лаванда способны в два раза снизить вероятность ошибки при работе на компьютере».
Интернет в помощь
Начальник методического отдела Новосибирской областной детской библиотеки им. Горького Елена Смутнева поделилась с алтайскими коллегами опытом использования Сети для привлечения большего количества читателей. Она отметила, что в ее регионе произошло серьезное продвижение от начального уровня до владения интернет-технологиями, в том числе и благодаря проекту Wiki-SibiriaDa. «Когда мы задумывали этот проект, ситуация в области была похожа на вашу. Конечно, нельзя сказать, что все наши библиотеки подключены к Интернету. Сейчас у нас даже в самых неблагополучных районах имеют доступ в Сеть около 40% сельских библиотек, а показатель наиболее успешных — 80%. Центральные подключены все. Но это не самое главное. Можно поставить технику, подключить ее к Интернету, но не факт, что работа с читателями улучшится. Нужны прогрессивные решения. Для нас им стала Wiki-SibiriaDa, задействовавшая практически все детские библиотеки области. Wiki — это среда коллективного взаимодействия. Каждый зарегистрированный пользователь может создавать свои странички, а также формировать их контент».
Смутнева объяснила, как можно эффективно использовать доступ к Интернету: «Нужно иметь один или несколько собственных веб-ресурсов. Это могут быть сайт, блог, страничка в социальных сетях, направленные на конкретную аудиторию (подростки, родители и т. д.). Важно тесное взаимодействие с интернет-ресурсами писателей, психологов, воспитателей и учителей. Каждый ресурс должен выполнять четкую задачу. Например, в твиттер библиотекари заносят информацию по новым поступлениям и ссылки на полезный учебный интеренет-контент. В блоге предоставляется описание интересного литературного проекта, даются задания и т. д. На wiki-страничках размещаются создаваемые самими школьниками материалы. Любой ресурс требует поддержки и регулярного обновления. Я считаю, самый важный компонент — это привлечение самих читателей к наполнению библиотечных веб-ресурсов фотографиями, видеороликами, историями, созданными в различных форматах. Дело в том, что эффективность восприятия информации значительно увеличивается при взаимообучении и совместной деятельности».
Агентство Крига Крэндли
Гости из Новосибирска привезли множество примеров использования новых технологий для поддержания интереса к чтению. Пожалуй, наиболее любопытный из них — буктрейлер. Так, в форме анонса на видео- или слайд-шоу происходит захватывающая презентация, где в общих чертах либо отрывками из текста рассказывается об идее или герое произведения. Цель таких роликов — пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Заведующая информационно-библиографическим отделом библиотеки им. Крупской Татьяна Елисеева рассказала о проектах библиотек по продвижению интереса к чтению. Так, в ЦГДБ города Кызыла Республики Тыва создали первую собственную электронную книгу, ориентированную на самых маленьких читателей. В своей работе они задействовали участников библиотечного кружка «Учимся быть читателями». Дети читали тувинские народные сказки, затем, выбрав самую лучшую, рисовали иллюстрации и озвучивали текст. Затем с помощью специальной программы все было скомпоновано.
Хакасская республиканская детская библиотека предприняла другой оригинальный ход, создав свою познавательно-развлекательную газету «Страна Читалия», которая выходит два раза в месяц в печатном и электронном формате. Ее история начиналась с обычного информационного листка. Сейчас это 28-страничное издание, куда юнкоры со всей республики присылают свои отзывы о прочитанных книгах, рассказы, фотографии, репортажи, кроссворды и викторины. В библиотеке создан музей газеты, в котором собраны все номера, начиная с первого.
Детско-юношеская библиотека Бурятии интересна своими интернет-проектами. Так, на сайте они регулярно проводят викторины для детей. Недавно они провели совместный проект с коллегами из Томска. Томские читатели отвечали на вопросы о Бурятии и наоборот. Сообщения присылали по электронной почте, и первые три участника с каждой стороны, правильно ответившие на все вопросы, получили призы и сувениры с местной символикой.
Красноярские библиотекари при поддержке фонда Михаила Прохорова создали проект «Агентство Крига Крэндли». Его цель — научить детей правильно говорить, читать, писать. Для этого приглашались филологи, журналисты, телеведущие и преподаватели по культуре речи. Они показывали ребятам, как нужно писать сценарии, монтировать видеоролики, брать интервью, работать с видеокамерой, микрофоном и выпускать медиапродукцию. Члены кружка могли в любое время получить консультацию специалиста, который работал с ними, по телефону или Интернету. Все это позволило воспитать лояльную к библиотеке, читающую и грамотную аудиторию.
По словам участников семинара, для них это мероприятие — не формальность. Это место, где они могут рассказать о проблемах профессии и обсудить, как можно их решить. Именно здесь перед глазами мелькают десятки примеров успешных идей, которые будут способствовать общей цели — борьбе за ум и нравственность молодых поколений.