Алтайский край обзавелся монобрендом

Регион будет бороться за туристов приветливым логотипом

24 апреля в крае начался ежегодный туристический форум «VISIT ALTAI». Финальные мероприятия состоятся в начале мая, а праздник цветения маральника традиционно ознаменует открытие летнего туристического сезона. По прогнозам экспертов, приток внутренних и иностранных туристов на Алтай в 2015 году может превысить прошлогодние показатели на 15-20%, а снижение активности на рынке выездного туризма и привлекательность уникальной природы в регионе дадут шанс тем, кто еще не успел заявить о себе.

Регион будет бороться за туристов приветливым логотипом

 В форме сердца

Помочь региону быть еще ближе к туристам должен бренд Алтайского края. Напомним, впервые логотип региона в форме сердца и слоган «Все настоящее» были представлены широкой публике на выставке «Интурмаркет-2015». Их разработкой занималась компания «Ньютон PR&Communications» из Екатеринбурга, стоимость контракта составила 1,2 млн рублей. Справедливости ради нужно отметить, что визуализация «туристического лица» региона вызвала немало противоречивых отзывов. Официально логотип будет презентован 29 апреля в Алтайском бизнес-инкубаторе в рамках турфорума «VISIT ALTAI».

Как пояснила «МК» руководитель «Алтайтурцентра» Татьяна Сажаева, бренд призван увеличить узнаваемость региона и облегчить выбор туриста в пользу конкретной территории. Его основная задача — продвижение товаров местных производителей, ассоциирование края с самобытностью и чистотой природы.

В процессе его разработки не обошлось без исследований: фокус-группы и глубинные интервью выявили представления целевых аудиторий о регионе. «Исходя из результатов был разработан логотип: начертанное широкими мазками сердце, символизирующее контуры Алтайского края на карте России. В центре конструкции буква «А», символизирующая Алтай, а ее перекладина — визуально воспринимается как улыбка или смайл. «Основа цветового решения — травянисто-зеленый цвет заливных лугов и лесистых гор Алтайского края. Помимо символики, в концепции бренда присутствует эмоциональный слоган «Все настоящее!», отражающий такие качества, как красота, свежесть, польза, безопасность. Таким образом, дополняющий логотип эмпатичный девиз адресован живым людям — жителям, туристам, исследователям, журналистам, даже потенциальным инвесторам — и в целом отражает «турлицо» края как красивого региона с первозданной природой и настоящими продуктами, поездка в который подарит туристу массу настоящих эмоций», — резюмирует Сажаева.

Болевые точки

Привлечет ли бренд дополнительный турпоток — покажет время. Эксперты отмечают, что, несмотря на успехи в продвижении, по-прежнему остаются болевые точки: стоимость трансфера и цены на отдых, транспортная инфраструктура и сервис. Как пояснили в пресс-службе АКЗС, на данный момент законодательного механизма стимуляции спроса на туристические поездки, который бы удешевил стоимость авиабилетов, не предусмотрено.

Александр Редькин, заведующий кафедрой рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга классического университета, отмечает, что одним из главных достижений региона за годы активного продвижения туристического бренда стал рост количества мест размещения, рассчитанных на разные сегменты рынка.

«Появилось больше экскурсионных программ, отчасти изменился в лучшую сторону сервис, но пока незначительно. Принципиально неизменными остались основные виды отдыха, которые может предложить регион. Мы научились зарабатывать на активном и лечебно-оздоровительном туризме, развиваются познавательный, тематический (геологический и прочие), сельский, экологический, событийный туризм. Основной целевой аудиторией остаются жители Сибири. Считаю, что положительно на увеличении турпотока скажется выставка «Интурмаркет»: экспозиция Алтайского края выглядела лучше всех», — уверен Редькин. Однако серьезный приток иностранцев, который некоторые прогнозируют в связи с падением курса рубля, маловероятен, считает эксперт. Он вырастет, но незначительно, так как для иностранцев важнее все-таки не цена, а сервис.

Сергей Харламов, кандидат географических наук, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма АГАКИ, соглашается: на существенный приток иностранцев рассчитывать не стоит. В новом турсезоне можно ждать больше туристов из Казахстана, заинтересованных в санаторно-курортных услугах, и соседей из сибирских регионов.

«Немцы, которые, по статистике миграционного ведомства, преобладают в структуре турпотока, очень расчетливы, как, впрочем, и вообще все иностранцы. Они всегда говорят, что с удовольствием ездили бы к нам чаще, но не хотят платить большие деньги за трансферт. Не думаю, что, когда, грубо говоря, у них появится возможность купить то же самое, но не за два, а за один доллар, ситуация в корне изменится. В принятии решений определенную роль продолжат играть еще и политические аспекты», — говорит Харламов.

Эксперт отмечает, что рост спроса на отдых в регионе из-за возможного отказа от заграничных туров отчасти будет уравновешиваться интересом россиян к Монголии. Безвизовый режим с ней может привлечь любителей рыбалки, этнического и экологического туризма.

Ставка на самобытность

В ближайшие пять лет, если верить стратегии развития туризма в России до 2020 года, приоритетными направлениями развития туризма останутся этнографический, гастрономический и сельский туризм. В «Алтайтурцентре» отмечают, что в крае выполнять стратегические задачи начали с февраля 2015 года. Муниципальные районы активно вовлекают в процесс оказания услуг алтайского гостеприимства через гастрономические, этнографические бренды, промыслы и ремесла.

С сельскими энтузиастами — специалистами в турсфере, владельцами средств размещения, объектов придорожного сервиса, музеев, прочих объектов в селах края провели за это время три семинара. На выставке «АлтайТур. АлтайКурорт-2015» они презентуют свои турпаспорта 30 апреля, иными словами — заявят о готовности районов к приему гостей. Несмотря на то, что сельский туризм — довольно специфический сегмент рынка, он уже нашел своего постоянного потребителя, заверяет Сажаева. Новой тенденцией в развитии сельского туризма в крае становится круглогодичное размещение гостей и вовлечение новых территорий.

«Повышение спроса на внутренний турпродукт уже наблюдалось в зимнем сезоне. Алтайский край сегодня интересен для многих туристов, потому что мы предлагаем действительно разноплановый отдых. Каждый, кто приезжает в наш регион, может найти для себя что-то новое, необыкновенное, чего нет в других территориях. К нам едут и те, кто предпочитает экологический туризм, и любители экстремального отдыха», — резюмирует Сажаева.

Мнения

Константин Антоненко, директор гостиницы «Колос»:

«Можно сказать, что к летнему туристическому сезону готовы. Пребывание туристов у нас мы привыкли делать комфортным. Для желающих организуем трехразовое питание, кафе может вместить группы до 40-50 человек за счет конференц-зала.

Мы отчасти специализируемся на организации отдыха больших туристических групп: гостей из-за рубежа, школьников и студентов, спортсменов. Для таких гостей у нас работает система скидок, подобрать размещение можно на любой кошелек. Почти половина номеров — экономкласса, и в этом году стоимость проживания не увеличилась. У нас разместиться экономично могут те, кто нередко выбирает хостелы, — транзитные туристы, молодежь, иностранцы, которые путешествуют на мотоциклах, автомобилях, едут отдыхать в горы и привыкли считать деньги (стоимость проживания от 300 рублей). Основной поток иностранцев идет из стран СНГ, приезжает много наших ближайших соседей из Казахстана, из Монголии, особенно в дни фестиваля восточно-казахстанской культуры. Но едут и немцы, и итальянцы.

 

«Колос» — вторая в Барнауле гостиница по количеству мест размещения (230) за счет обилия экономномеров. С растущим потоком туристов, думаю, справимся, главное, чтобы он был! Наполняемость, например, в прошлые годы не была очень высокой в летние месяцы, возможно, потому что большую часть сегмента занимают командировочные, для которых лето — не сезон». 

Татьяна Малышева, председатель Алтайской региональной ассоциации «Алтайское гостеприимство»:

«Мы объединяем гостиницы Барнаула, Бийска и несколько санаториев. Для городов высокий сезон случается не в летний период. Сейчас большой приток ожидает Алтайский район и Белокуриху. Тем не менее транзитных туристов, вероятно, можно ожидать и в городах.

Гостиницы в крае цены на размещение не подняли. Кризисный год и так может сказаться на загрузке, повышать расценки недальновидно. Правда, есть определенный рост в части затрат на питание за счет увеличения стоимости продуктов.

Думаю, что на летнем сезоне для санаториев кризис вряд ли отразится. Традиционно они отличаются высокой наполняемостью даже в несезон. Надеюсь, что будут востребованы туристические базы, которые работают над соотношением «цена — качество». Наша ассоциация аккредитована на присвоение классификаций, или «звездности», гостиницам. На сегодняшний день категорию «три звезды» уже во второй раз подтвердили отель «Александр Хаус» и мини-отель «Ника» в Барнауле и «Кучук» в Благовещенском районе. Также «три звезды» были присвоены отелю «Благодать» в Белокурихе.

Оценивать, насколько сфера гостеприимства в регионе прогрессирует в качестве оказания услуг, сервисе, нужно на основе четких критериев. Это материально-техническое оснащение и площадь номеров, наличие удобств, качество работы персонала и его квалификация. Не может быть люкса с удобствами на этаже или на улице, равно как нет общепринятого понятия полулюкс. Если мы интегрируемся в международное сообщество, нужно соответствовать ожиданиям туристов, которые знают, что такое европейский отдых.

 

К сожалению, когда оценивать гостиницы по таким критериям начинают эксперты, они не подтверждаются на практике. В крае присвоение звездности пока идет медленнее, чем в том же Новосибирске или Томске. Этот процесс остается добровольным, правда, идут разговоры об официальной квалификации. В нашей ассоциации есть много гостиниц, которые претендуют на «три звезды» и активно прорабатывают недостатки. Но, надо признать, это процесс затратный». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2015

Заголовок в газете: Улыбка монобренда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру