Развал союза и рискованное решение
История предприятия, которое теперь уже стало системообразующим для села, начинается в 1990-е годы. С развалом СССР сельское хозяйство столкнулось с необратимыми процессами: передел собственности и переход на капиталистическую модель управления. Это времена реорганизаций, когда один за другим начали исчезать совхозы. Новая система требовала от людей принимать все риски на себя, но далеко не каждый был готов идти на это.
Как вспоминает Виктор Александрович, в тот момент у него возникло ощущение, что другого выхода просто нет. Кособоково — хоть и небольшое, но родное для него место, прощаться с которым мужчина не хотел. При этом у него и нескольких его товарищей было четкое понимание, что без сельхозпредприятия не станет и села, где они родились, выросли и планировали жить со своими семьями.
«Помню как сейчас, было это 18 марта 1992 года. Я и Александр Васильевич Севрюков, мой соратник, с которым вместе в совхозе трудились, создали хозяйство — объединили паи и стали работать», — вспоминает собеседник.
Он не скрывает — было очень трудно. Потому что времена непростые. Первые пять лет приходилось жить на личном подворье, совсем без заработной платы. Например, супруге Виктора Александровича, которая работала учительницей, платили за труд макаронами и сыром. Начинали вести хозяйство с земель, от которых отказывались другие крестьяне. Первоначально было только 780 гектаров, пара комбайнов и старый трактор. Техники не хватало.
«Кредиты приходилось брать под 280 процентов. Это высокие риски, но что поделать? Многие тогда нас предупреждали, что мы пожалеем, что оставим в долгах и детей, и внуков. Но произошла жуткая инфляция, деньги обесценились. По осени увезли несколько КамАЗов зерна и смогли со всем рассчитаться. Ничего, потихоньку выправилось, пережили это все», — вспоминает аграрий.
Терпение и труд все перетрут
Теперь же, пройдя через все трудности непростых времен, площади пашен хозяйства удалось расширить до пяти тысяч гектаров. На них выращивают все культуры, пригодные для этой территории: овес, подсолнечник, чечевицу, гречиху, пшеницу. Уборка полей почти полностью завершена. Как рассказал глава предприятия, в этом году урожайность будет выше, чем в прошлом году.
«Особенно порадовал ячмень. Он в этом году выстрелил, собирали где-то по 26 центнеров с гектара. Пшеница дала результат в 20 центнеров, овес — примерно в 15. Чечевица у нас низкоурожайная, собирали по 11 центнеров с гектара ее. По семечке говорить еще рано, продолжаем пока уборку подсолнечника. Но, думаю, в среднем даст около 20 центнеров с гектара», — поделился результатами уборочной кампании Виктор Кривошляпов.
Но таких показателей во многом хозяйству удалось добиться благодаря усердному труду коллектива и вкладу в плодородность земли. Как говорит глава КФХ, год хоть и был лучше 2024-го, но его все равно нельзя назвать самым удачным. Как часто бывает — подвела погода.
«Мы подсолнечник тоже могли бы уже убрать. Но погода нам не дала такой возможности. Бывало, что из-за осадков работали всего по полмесяца. Вот в августе дней 12 хорошо отработали, в сентябре — 18. Все остальное время дожди стеной стояли, как и по всему краю. Только благодаря коллективу все смогли вовремя собрать, они выкладывались на полную», — отметил Виктор Александрович.
Дело всегда найдется
О том, что заслуга успеха предприятия полностью за его работниками, руководитель КФХ в нашем разговоре сказал не один раз. При этом выделить достижения кого-то конкретно отказался — важен вклад каждого. Виктор Александрович сделал акцент на том, что у него все сотрудники заняты делом: кто помоложе — трудится на комбайнах, кому уже тяжело там — находят им другую работу. А в межсезонье сотрудники занимаются подготовкой техники к предстоящей посевной, чисткой поселковых и межпоселковых дорог. Работа есть для каждого.
Всего в кособоковском хозяйстве на круглогодичной основе трудится 26 человек. А в разгар полеводческого сезона руководитель привлекает дополнительные кадры. Работают тут как местные, так и жители соседних сел. Как говорит Виктор Кривошляпов, главное, чтобы человек к труду приучен был, а дело для него всегда найдется. Когда глава КФХ об этом говорил, мимо нас вальяжно прошагал небольшой, еще совсем молодой кот. В зубах у него была только что пойманная мышь. Не отвлекаясь ни на что, хвостатый прошагал в сторону домов. «Вот, даже котейка занят делом, пошел к хозяевам работой хвастаться», — пошутил собеседник.
«В целом людей хватает, но можно было бы еще двух сотрудников нанять, конечно. Работников мы обеспечиваем всем необходимым для жизни: жилье предоставляем, обустроиться помогаем, достойную зарплату предлагаем, для подсобного хозяйства сырье даем, да и мероприятия всякие проводим сплачивающие — не соскучишься», — рассказал глава предприятия.
А жильем работников и правда обеспечивают. Для них приобрели четыре квартиры, а также с нуля построили четыре дома, один из которых сдали в этом году. Если же кто-то захочет повысить свою квалификацию, то его без лишних разговоров отправят на обучение в вуз за счет хозяйства.
Вклад в урожайность
Для улучшения результатов предприятие ежегодно выделяет средства на обновление оборудования. Спецтехнику закупают как у отечественных, так и у зарубежных производителей. В последние несколько лет, например, было закуплено два китайских комбайна и одна канадская самоходная косилка. По словам руководителя, техники у них пока в достатке, что, безусловно, помогает качественно выполнять все работы.
Еще одно важное условие для развития — вклад в плодородие земли. Как отметил Виктор Александрович, специалисты предприятия постоянно работают над технологиями, чтобы повышать урожайность полей. На вопрос, не планирует ли глава КФХ расширять площади пашен, он ответил, что не видит в этом смысла.
«У нас сейчас в распоряжении есть пять тысяч гектаров. Они все находятся тут, поблизости. Мы их еще в 1990-е скупали у закрывающихся хозяйств. Больше в округе свободной земли нет. Ближайшая находится где-то в 30 километрах. В целом можно было бы взять — на это есть ресурсы и техника. Но для чего? Место находится далеко, сложно будет за участками следить. Считаю, что вместо этого лучше этой земле ума дать, хорошо удобрить ее, чтобы повысить ее урожайность», — высказался руководитель.
Медвежья помощь
Но и без проблем в хозяйстве не обходится. Глава КФХ рассказал, что из-за нерентабельности ему пришлось прекратить заниматься животноводством. Долгое время руководитель держал ферму с КРС себе в убыток, чтобы обеспечить рабочими местами как можно больше местных. Но всему есть предел, и теперь уже содержать коров только за счет средств с растениеводства не получается.
Виктор Александрович отмечает, что мог бы продержаться подольше, но с рентабельностью зерновых тоже уже несколько лет наблюдаются трудности. Он связывает это с экономикой производства культур: хотя они остаются востребованы, но из-за экспортных пошлин реализация становится невыгодной. Также аграрий указал на недостаточное финансирование мер господдержки в этой отрасли.
«Это все решения Министерства сельского хозяйства России. Субсидий оно не дает, или делает так, чтобы получить их было попросту невозможно. И они таможенную пошлину на пшеницу ввели, после чего все цены обрушились, экспорта нету. Зерна производится много, но оно все лежит. А почему? Потому что, например, в прошлом году килограмм пшеницы уходил где-то за 12 рублей, а в этом за нее дают уже семь рублей. И параметров напридумывали кучу, из-за которых крестьянам снижать цены приходится на продукт. Этого я не понимаю. Минсельхоз должен быть нашим помощником, а получается наоборот», — рассуждает аграрий.
Он также добавил, что основными потребителями предоставляемых субсидий становятся крупные агрохолдинги, тогда как мелким крестьянским хозяйствам ничего не достается. А страдают от этого в итоге не только КФХ, но и вся отрасль.
Все для родного села
Но, несмотря на все трудности, КФХ Кривошляпова держится на плаву, развиваясь и развивая село. Когда-то мужчина ушел в фермерство с мыслью, что без системообразующего предприятия Кособоково просто погибнет. Но благодаря стараниям главы хозяйства этого не произошло. Сейчас о неприятном варианте развития событий напоминает только соседний населенный пункт, откуда уехали все местные жители. Опустевшая деревня будто сошла с кадров фильма ужасов: ни единой души, а дома ушли в землю и поросли кустарниками.
Чтобы такого не произошло с Кособоково, Виктор Александрович серьезно вкладывается в развитие социальной сферы. Ему удалось сохранить школу, детский сад, клуб и фельдшерский пункт, а также благодаря аграрию в селе появились магазин и пекарня. В планах на расходы всегда стоит ремонт этих учреждений и покупка туда нового оборудования.
«Я не считаю это своей заслугой, скорее обязанностью. Мне же это место не чужое, я здесь родился и жил всю жизнь. Если в социальную сферу не вкладываться, все разрушится. Молодежь уедет. Кто наше дело продолжит?» — рассуждает руководитель предприятия.
На данный момент в Кособоково проживает около 250 человек. Чтобы удержать местных и, что важно, молодежь, предприятие закупает за свой счет все необходимое. Так, в последние несколько лет хозяйство предоставило образовательному учреждению спортивный инвентарь, а также закупило для занятий по информатике и проведения различных тестов пять ноутбуков. А к Новому году всем воспитанникам детского сада и учащимся школы от предприятия вручаются сладкие подарки.
«Мероприятия для ребят у нас постоянно проходят. Здесь надо благодарить старосту села Наталью Гуляеву, которая по совместительству руководит нашим детсадом. Она придумывает сценарии, все организовывает, занимает детей, делает так, чтобы им интересно было. От меня в этом вопросе требуется только финансирование», — отметил Кривошляпов.
Все значимые события Кособоково проводятся в сельском клубе. Кстати, ремонт здания также делает хозяйство. Помимо внешней отделки тут теперь есть натяжные потолки, оборудована котельная и перекрыта крыша. Глава КФХ уже закупил линолеум, укладывать будут сразу после завершения уборочной кампании.
Облицовку ФАПа тоже недавно обновили. Правда, фельдшера нет, ближайший в соседнем селе. Чтобы местные не оставались без медицинской помощи, Виктор Александрович три раза в неделю привозит в Кособоково на своей машине врача из другого населенного пункта.
Культпросвещением не обделили
Есть в селе и свой Дом культуры, а также по инициативе агрария тут построили храм. Его сразу замечаешь, когда только заезжаешь в Кособоково: аккуратное, выполненное из дерева здание с золотым куполом огорожено витым металлическим забором. Стоит церковь на небольшом холме, возвышающемся над населенным пунктом. Поставили ее на месте ранее разрушенного в советские годы храма.
«Разрешение на строительство церкви брали у главного митрополита барнаульского и алтайского Сергия. Он сюда приехал, осмотрел место и благословил на строительство, а после освятил участок. Позже мы установили купол. Для этого к нам приезжал епископ из Рубцовска и освятил его», — рассказал фермер.
Храм видно почти с любого уголка села. Внутри здание красиво отделано, сделан иконостас. Продуманы здесь и удобства — для комфорта в церкви проложили пол с подогревом.
Еще одно место, созданное при поддержке руководителя КФХ, — сад памяти, который разбит прямо напротив детского сада. Это огороженное низким деревянным забором пространство, на котором высажены кустарники и цветники, а также установлены таблички с именами ветеранов войн родом из Кособоково. Помимо участников Великой Отечественной войны дань памяти тут отдана и двум бойцам, погибшим в зоне специальной военной операции.
«Да, теперь и их имена здесь: Андрей Бунтов и Дмитрий Дубинин. Один мобилизован был, второй добровольцем пошел на СВО. Оба наши, кособоковские. Подрастающее поколение должно знать имена своих героев. Сад этот тоже появился благодаря старосте нашей», — добавил Виктор Александрович.
Что в планах?
О том, что глава хозяйства планирует делать дальше, пока сильно рано говорить. В первую очередь надо завершить уборку урожая, все подсчитать и реализовать. А после все как всегда — вкладываться в развитие предприятия и села.
«Дорогу на мехток отсыпем обязательно. Я об этом вопросе уже начал договариваться. Но сделать это получится уже в следующем году, к весне. В первую очередь, конечно, ремонт сельского клуба доделаем. Ну, а после будут текущие дела: на ремонт садика, школы, ФАПа. По возможности. А что еще сделать? Все основное для жизни у нас есть. Вот, может, еще «Вайлдберрис» с «Озоном» откроем, раз почты нет. Современно и удобно, молодежи понравится», — завершил беседу на оптимистичной ноте Виктор Александрович.