Суды по поводу легитимности председателя СНТ Химик не проходят незамеченными в силовых, ведомственных и других структурах не только Алтайского края, но и за его пределами. Не осталась в стороне и ФНС России, принявшая сложное решение по поводу легитимности председателя «Химика». ФЗ № 217, курирующий садоводческие товарищества, как известно не совершенен, считает член СНТ «Химик» Марина Затолокина. Она взялась объединить всю судебную практику своего товарищества и помочь другим председателям в правовых вопросах
«Сентябрь был насыщенным на события в борьбе за кресло председателя, начиная от взлома сторожки до попытки разорения садового магазинчика. Но главное то, что идут бесконечные судебные разбирательства, их на настоящий момент уже пять, — рассказывает Марина Затолокина. — Как я поняла налоговики этот вопрос с садоводствами глубоко не рассматривали. Главный вопрос — в случае признания судом решений собрания об избрании председателя недействительными, кто после управляет хозяйством? Юристы отвечают на этот вопрос однозначно, поскольку есть прямое указание закона. До избрания нового председателя все полномочия сохраняет действующий председатель. Однако, на этот вопрос регистраторы ФНС посмотрели иначе. Лидер инициативой группы обратилась с заявлением в ФНС № 16 по Алтайскому краю о том, что председатель таковым уже не является, со ссылкой на судебное решение о незаконности выборов. В результате в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о председателе, и заблокирована ЭЦП. То есть у нас в садоводстве искусственно создана ситуация, что председатель вроде бы есть, вроде бы нет — такой парадокс. Конечно, мы обжаловали решение регистрационного органа в Управление ФНС России по Алтайскому краю, но там нас не услышали. Следующим шагом было обращение в ФНС России. Отдел досудебного урегулирования споров совместно с Правовым департаментом ФНС России приняли решение об отмене записи о недостоверности в отношении Василия Затолокина. Сказать, что это резонансное решение было бы не неверно, скорее это четкая позиция, основанная на прямом указании закона. К тому же Министерство экономического развития РФ ранее также выразило аналогичную точку зрения. Поэтому это скорее демонстрация слаженности действий двух министерств».

Со ссылкой на теоретические материалы Минфина РФ, практику налогового и регистрационного правоприменения, Марина Затолокина объясняет, что председатель садоводческого товарищества может быть выбран только на следующем собрании. И он остается председателем, до следующего собрания, которое должно быть утверждено в уставе садоводства.
«На настоящий момент данную позиция закреплена в Решение ФНС России, а это говорит о том, что наш председатель легитимен, и садоводство живет и здравствует, — отмечает дачница. — Наш опыт противодействия так называемой инициативной группе впечатляет. Мы были под прессом огромного количества проверок, за три года эта группа написала более 90 жалоб в различные правоохранительные органы и контролирующие организации. Существенных замечаний не выявлено, все в пределах нормальной хозяйственной деятельности. На настоящий момент мы продолжаем участвовать в судебных разбирательствах, в которые втянуты все той же группой».
Марина Затолокина поясняет, что ведение садоводческого хозяйства требует большого объема знаний управленческого и технического характера, в области юриспруденции и бухгалтерии, делопроизводства, кадрового дела. По своей сути это многоплановая управленческая работа. Председатель управляет и держит под контролем не только сферы жизни садоводства как единого комплекса: электроснабжение, водоснабжение, внутри территориальное устройство, покосы, пожарная система охраны, видеонаблюдение, но и решает вопросы с подъездными путями, обеспечивает возможность использовать общественный транспорт, решает вопросы с газификацией, отнесением территории к населенному пункту, внесением изменений в градостроительный план, правила землепользования, взаимодействие не только с органами государственной власти и муниципалитетами близ расположенных населенных пунктов, но и с главами поселений, старшими по улицам.

«Опыт, который мы получили и продолжаем получать колоссальный, и с учетом того, что у нас в стране не учат на председателей садоводства, управленцев, ревизоров, бухгалтеров, мы начали работать над учебным курсом, его рабочее название «Садоводство. Правила управления хозяйством». У меня собралось много ценного материала по нашему закону о садоводствах, стоит сказать, что ФЗ-217 очень много отдает на откуп дискреции и сформированной судебной практике, а суды вынуждены решать по своему усмотрению, так как далеко не все отношения урегулированы законом. Я направила план спецкурса в Алтайскому филиалу РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Но продвижение спецкурса не простая задача, связана и с финансированием и внесением изменений в учебный план. Поэтому пока готовим обучающий курс, используя собственные ресурсы и средства. Мне не понаслышке известно, что председатели и других садоводств попадают в аналогичные ситуации, не все выдерживают прессинг правоохранителей, буллинг в социальных сетях. Ведь нападки не только на сферу деятельности председателей и правленцев, ревизоров, но затрагивают и глубоко личные зоны жизни. Это выдержать непросто. И, конечно, мы делимся опытом и оказываем помощь в судебных делах с различными инициативными группами».
Читайте также
Недалеко до нервного срыва: в садоводстве «Химик» под Барнаулом продолжаются суды