Все хотели защищать Родину
В трудовой книжке Александра Дороганова всего две основные записи: фронтовая и о службе в милиции, которой он отдал 40 лет жизни. Остальные — многочисленные благодарности. Александр Михайлович родился в селе Харлово Краснощековского района Алтайского края. Когда началась Великая Отечественная война, отца призвали на фронт, и он в 16 лет остался старшим в семье. Как и большинство подростков той поры, учился зимою, а летом работал в колхозе. Трудовое утро начиналось рано, а окончание работы было тогда, когда ее невозможно уже выполнять в темноте. На отдых оставалось пять-шесть часов, выходные отменили.
— У нашего поколения не было того счастливого периода, который романтично зовется юностью, — говорил Александр Михайлович, вспоминая былое.
В 1942 году все чаще приходили похоронки, в селе появились раненые солдаты. Старшеклассники не могли оставаться в стороне от событий, которыми жила вся страна, в школе организовали курсы подготовки бойцов. Почти все парни обратились в военкомат, выразив желание добровольцами ехать на фронт защищать Родину. В конце 1942 года из военкомата ему пришла повестка: на сборы отводилась одна ночь. В январе 1943 года, семнадцатилетним был призван в Красную армию. Ветеран рассказывает, что прошел с боями от Смоленска до Кенигсберга, получил три ранения, участвовал в Параде Победы на Красной площади.
В январе 1944 года 85-я гвардейская стрелковая дивизия в жарком бою прорывала усиленную оборону противника в районе города Новосокольники. Гвардии старший сержант Дороганов в это время был комсоргом роты. Он личным примером мужества и отваги увлекал бойцов за собой, первым кинулся на штурм немецких траншей, захватив траншею, продолжал преследование врага. Уничтожил трех гитлеровцев, а одного захватил в плен. Командир полка гвардии представил его к боевому ордену Отечественной войны II степени.
За боевые заслуги Дороганов награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной Звезды, многочисленными медалями. Войну закончил командиром пулеметного взвода 67-го гвардейского стрелкового полка 22-й гвардейской дивизии.

«Думали, никто из нас не выживет»
Первая разведка боем — одно из самых ярких воспоминаний ветерана. Она проводилась, как говорит Александр Дороганов, как правило, перед большим наступлением.
— Скомандовали нам — давайте, наступайте. А мы не знали даже, как и где закрепиться. Думали, что, скорее всего, никто из нас в том бою не выживет.
За два часа из 26 человек взвода боеспособными оставались только трое. Остальные все были или убиты, или ранены. Александра Дороганова ранило в руку разрывной пулей: он провел в госпитале шесть месяцев.
А самым страшным, по словам ветерана, был все-таки первый бой. В нем он участвовал вместе с еще пятью ребятами из родного села Харлово, с которыми отправился на фронт.
— Когда мы только прибыли, командующий лично со всеми солдатами поговорил, всех благословил, — рассказывает Александр Дороганов. — Вообще внимательно командиры относились. Командир к каждому бойцу подошел со словами: «Вы, сынки, должны воевать».
Боевое крещение состоялось при освобождении Смоленска 15 сентября 1943 года в 15:00. Причем то, чему учили предварительно на военных курсах, по словам ветерана, как-то из головы даже сначала улетучилось.
— Когда рвутся бомбы вокруг тебя, не передать словами, как себя ощущаешь... Был я в этом бою ранен в ногу, — рассказал ветеран. — Увидел, что мой друг-односельчанин упал. Я схватил, тащил его, в медсанбат сдал. Врач говорит, мол, ты сам ранен. Я даже сначала и не понял.
Бои за Смоленск были очень тяжелыми. Солдаты, участвовавшие в них, как никто другой, почувствовали, насколько сильно фашисты не хотели сдавать этот город. Гитлер, как ни странно, избрал путь и дорогу, где в свое время в 1812 году шел Наполеон, по тому же маршруту. И потерпел поражение. Односельчанин, которого Дороганов спас во время этого первого боя, кстати, вернулся после войны домой живым.
После битвы за Смоленск у Александра Дороганова, по его словам, больше уже не было страха в боях. Вставал первым в атаку, кричал: «За Родину, за Сталина!». И солдаты следовали его примеру. Таким образом, люди рядом с ним также становились более решительными, поднимались в бой.
Ветеран признается, что более всего он опасался попасть в плен. На случай, если вдруг попадется в ловушку, как говорит, всегда держал у себя гранату, чтобы подорвать себя. Но такого, к счастью, не случилось. Гвардейская дивизия — дивизия прорыва, где он служил, ни разу не оказалась в обороне, только в наступлении, и в окружении бывать не пришлось.

На параде военных качали на руках
Во время войны ветеран трижды попадал в госпитали. Однажды, раненый, он сутки пролежал в снегу. Ночью только, когда звуков выстрелов было уже не слышно, среди убитых его нашли санитарные собаки. Превозмогая боль, он смог забраться на специальные сани-волокуши, собаки потащили его, но на повороте не удержался в санях — его выбросило на снег. Умные собаки, почувствовав, что ноша стала легче, вернулись за ним обратно, после чего ему пришлось повторить маневр заползания на сани. Подлечившись, он вновь отправился на фронт.
Праздник Победы в Москве стал для Александра Дороганова одним из самых ярких событий юности. Ехал из госпиталя, из Ивановской области, и оказался в Москве, когда состоялся парад.
— Всенародная же радость была, — улыбается ветеран. — Военных тогда поднимали на руки, качали. Очень мне повезло побывать на Красной площади в тот день.
Дороганов пришел на фронт рядовым, а когда война закончилась, вернулся домой в звании лейтенанта, командира пулеметного взвода. Возвращение домой стало праздником для всего села. Из родни первым Александра увидел младший брат. Но не узнал его, испугался.
— Я был в форме лейтенанта, — говорит Александр Дороганов. — Бежит младший братишка. Я ему: «Толя, я твой брат». А он в ответ: «У него такой формы не было…»
С отцом встретились через год после войны. Он только и воскликнул: «О, Шура, живой!». Спросили друг у друга, где воевали.

40 лет в уголовном розыске
В начале 1947 года Александр Михайлович вышел в запас, перед ним открывалось сто дорог, но он избрал ту, что привела его в уголовный розыск. Человек энергичный, с неуемным чувством справедливости, не терпящий жульничества, а тем более преступных проявлений, оказался нужным и востребованным. Начинал с помощника оперуполномоченного. Без отрыва от службы получил высшее образование — окончил Высшую школу МВД СССР.
В сентябре 1966 года занял должность заместителя начальника УВД алтайского крайисполкома по оперативной работе. Полковник милиции Дороганов — профессионал высочайшего класса, за свою принципиальность, требовательность, настойчивость, инициативу, за бесподобное трудолюбие пользовался неоспоримо высоким авторитетом у коллег и подчиненных.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 августа 1975 года за высокое профессиональное мастерство, большой вклад в дело борьбы с преступностью и охраны общественного порядка Александру Михайловичу присвоено звание «Заслуженный юрист РСФСР». Также он удостоен знака «Заслуженный работник МВД». В дни празднования 60-летия Великой Победы он был гостем у тогдашнего министра внутренних дел генерала армии Рашида Нургалиева. Когда вышел в отставку, еще более четверти века трудился в Алтайском техническом университете имени Ползунова. И там его ценили и уважали. Он и сейчас, в свои 100 лет, не потерял интереса к жизни.
Ветеран часто вспоминает, что его внук, когда был маленьким, очень любил рассматривать все дедушкины награды. Особенно два ордена Красной Звезды, те самые, добытые кровью. Спрашивал: «Деда, это что у тебя? Какие награды, для чего, кто тебе их дал?» Дедушка отвечал: «Государство. За то, что защищал Родину от врагов».