Не бросайтесь на «зеленый»
«Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей. Кто может рассказать, что такое проезжая часть?», — диктует материал и задает вопрос Данил Комаровский.
Школьники одеты в форму полиции, но вместо шевронов на плечах нашивка «Правоохранительный класс». Обучение здесь проходит по особой программе. Ребят ждет хорошая правовая и спортивная база, а также практическое ознакомление в процессе обучения с работой различных служб и подразделений полиции. Конечно, не все из них в будущем станут сотрудниками полиции. Но каждый уже сейчас знает — форма ко многому обязывает.
«Участники дорожного движения — это... Успеваете записывать? Тимофей, записывай! Потом опять скажешь, что тебе несправедливо оценку занизили», — увещевает восьмиклассников Виталий Санжаров.
Конечно, парни из ГИБДД не профессиональные педагоги, но занятия они выстраивают в такой форме, чтобы ребятам было интересно. Рассказывают о правилах поведения на дорогах, специфике службы, героях-земляках, ветеранах, проводят беседы патриотической направленности.
«Основные причины несчастных случаев среди пешеходов — переход дороги в неположенном месте или на «красный» сигнал светофора, — продолжает выступающий. — Есть риск попасть под машину, если внезапно выйти из-за стоящего транспорта или кустов. Но и пешеходный переход не гарантирует полной безопасности».
Подростки соглашаются и добавляют, что водитель транспорта не может в любой момент остановить его. «Переходить можно не сразу кинувший на «зеленый», а убедившись, что все машины остановились и готовы пропустить», — объясняет ученица. Видно, что для нее уроки профилактики не проходят даром.
Детям напоминают, что при переходе проезжей части нельзя отвлекаясь на разговоры по телефону, музыку в наушниках, беседу с другом, ограничивать себе обзор накинутым капюшоном. Категорически запрещено проезжать «зебру» на велосипеде или самокате. Надо обязательно «спешится» и перекатить его через переход.
Школьники вспоминают историю незадачливого старшеклассника, который на электросамокате решил проскочить «зебру» и попал под движущийся автомобиль. Как говорится, собрал полный букет нарушений. Так делать не надо, резюмируют участники дискуссии.
Кстати, если несовершеннолетний нарушает ПДД и это зафиксировали сотрудники ГИБДД, то его привлекут к административной ответственности. Если исполнилось 16 лет. Если нет, то отвечать будут родители. После фиксации нарушения, в школу по месту учебы несовершеннолетнего поступает сигнальный лист. Ситуацию разбирают с участием родителей и педагогов.
Позаботиться обо всех пассажирах
«Обязанности пассажиров, кто мне скажет?», — спрашивает инспектор. После короткого обсуждения он напоминает ученикам 8-х и 9-х классов, присутствующим на уроке, что им по 14-15 лет. Поэтому детское кресло в таком возрасте не нужно, но каждый пассажир автомобиля обязан пристегиваться. Независимо, на заднем или переднем сиденье, его везут.
Чтобы привлечь к этой проблеме внимание взрослых, сотрудники ГИБДД предложили ребятам обсудить с родителями то, что они сегодня узнали. Можно сказать, позаботиться о мамах и папах в автомобиле. Чтобы все в машине пристегнулись ремнями безопасности. Подростки заверили, что и сами не станут игнорировать правила и будут пристегиваться.
К сожалению, пренебрежение мерами безопасности родителями может закончиться трагично. Особенно если при движении машины ребенок располагался на руках. В этом случае ошибочно думать, что, держа на коленях, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. В момент столкновения нет ничего эффективнее специальных удерживающих устройств для перевозки детей или ремней безопасности. Для детей до семи лет обязательно использование специального детского кресла на заднем сиденье. На переднем — до 12 лет. Эти устройства могут реально спасти жизнь и здоровье ребенка в случае ДТП.
Улучшение культуры поведения на дороге
Поговорили на уроке с «Правоохранительным классом» и о мототехнике. Ребята в таком возрасте, что им как раз важно объяснить: мопедами можно управлять только с 16 лет и в шлеме, обязательно получив водительское удостоверение. И рассказывать, в том числе с яркими примерами, насколько опасно быть пассажиром, если за рулем юный и неумелый водитель.
Кстати, некоторые девушки и юноши признались, что уже сейчас, в 14-15 лет, учат экзаменационные билеты и тщательно изучают ПДД, чтобы хорошо подготовиться к сдаче экзамену на права. А занятия с сотрудниками ГАИ им в этом хорошо помогают.
«Уроки безопасности проводятся для повышения правосознания и дорожной культуры обучающихся, — рассказывает Данил Комаровский. — Также мы проводим работу с учениками, учителями, объясняя какие-то спорные и сложные моменты. Приглашают нас и на родительские собрания. Взрослые тоже активно задают вопросы».
Некоторые мамы и папы вступают в родительские патрули, которые совместно с сотрудниками Госавтоинспекции контролируют соблюдение правил дорожного движения родителями и детьми-пешеходами по пути следования в школу, чтобы в очередной раз напомнить эти важные моменты.
Сотрудники ГИБДД подчеркивают, что ребенок — один из самых незащищенных участников дорожного движения. Во многом его поведение обусловлено собственным восприятием, родительским воспитанием, их примером. Поэтому внести свой вклад в улучшение статистики дорожных происшествий может каждый неравнодушный гражданин.