В ЦБ рассказали о повышении доступности финансовых услуг в алтайских деревнях

Большинство людей в нашей стране активно пользуются финансовыми услугами. Однако не все финансовые услуги доступны тем, кто живет в небольших и удаленных районах. Еще немало населенных пунктов, где нет в шаговой доступности банковских офисов или банкоматов. Что делать жителям Алтайского края и на что обратить свое внимание? Обсуждаем с руководителем сектора платежных систем и расчетов Отделения Барнаул Банка России Олегом Алехиным.

В ЦБ рассказали о повышении доступности финансовых услуг в алтайских деревнях
pixabay.com

— Олег Васильевич, поясните, что такое финансовая доступность?

— Финансовая доступность — это когда человеку доступен базовый набор финансовых услуг. А именно, страхование, кредиты, вклады, платежи. У нас в стране высокий уровень доступности таких услуг — большинство людей ими пользуются. Однако мы понимаем, что высокий уровень в среднем — это вовсе не означает, что в городской местности и в маленькой деревне положение дел одинаковое. По понятным причинам финансовые организации не стремятся открывать офисы там, где у них мало потенциальных клиентов. Поэтому они предлагают дистанционные сервисы — интернет-банк или мобильные приложения. Но и здесь мы сталкиваемся с тем, что в некоторых небольших населенных пунктах использовать дистанционные каналы обслуживания не получается — из-за недостаточного покрытия Интернетом или его скорости. К примеру, мы проанализировали уровень развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в 1 548 населенных пунктах края. И в 72 процента из них этот уровень достаточно хороший.

— Какой приоритет ставит себе Банк России, чтобы доступность финансовых услуг улучшилась?

— Основной способ сделать финансовые услуги для людей более доступными — цифровизация финансовых продуктов и каналов доступа к ним. Именно на это Банк России делает упор в своей стратегии на уровне страны и регионов. Расширение зоны покрытия устойчивой связью и Интернетом позволяет сервисам становиться ближе к людям. Очевидно, что цифровые финансовые сервисы помогают стирать территориальные границы, ведь человек имеет доступ к финансовым организациям из любой точки страны в любое удобное ему время. У нас в крае мы стремимся сохранить и платежную инфраструктуру, и увеличить количество торговых точек, принимающих безналичную оплату. Для сельской местности актуален сервис «Наличные на кассе». Он позволяет людям получить наличные через продавца в магазине — при оплате покупки на кассе.

— Где можно узнать, есть ли в конкретном населенном пункте точка с сервисом выдачи наличных на кассе?

— Есть специальные информационные наклейки, размещаемые в магазинах — иногда информация есть на самом дисплее терминала на кассе. Всегда можно уточнить у кассира, оказывает ли торговая точка такую услугу.

— Улучшила ли ситуацию с финансовой доступностью Система быстрых платежей?

— Конечно. Десятки миллионов россиян пользуются Системой быстрых платежей — как для переводов денег по номеру телефона, так и для оплаты покупок по QR-коду. Удобно, что можно, не выходя из дома, переводить деньги по номеру телефона — круглосуточно. Сервис развивается. Его возможности будут расширяться.

— Что с финдоступностью у нас в крае?

— Мы следим как меняется уровень финансовой доступности у нас в Алтайском крае. Например, по данным на 1 июля этого года, количество терминалов безналичной оплаты выросло на 18 процентов по сравнению с прошлым годом. И сейчас их уже свыше 62 тысяч устройств. Некоторые из них позволяют получать наличные на кассе магазина. Хотелось бы сказать, что финансовая доступность достигнет 100 процентов, но это невозможно. Многое зависит от инфраструктуры, скорости расширения сети покрытия Интернетом, вовлеченности местных властей и самих участников финансового рынка. Кстати, в ряде районов края улучшилось качество мобильной сети Интернет. Да, число банкоматов снижается, но банки увеличивают количество мобильных офисов и торговых точек, где можно получить наличные на кассе при покупке.

— Что делать тем, у кого нет рядом банковского офиса, банкомата или плохой Интернет?

— Если в населенном пункте нет ни банковского офиса, ни банкомата, то жители небольших и отдаленных деревень могут воспользоваться услугами мобильных офисов банков. С октября 2023 года Банк России расширил перечень услуг, которыми можно воспользоваться в таком формате. Человек может получить кредит, перевести деньги без открытия счета, владельцам бизнеса предоставляются услуги инкассации. Если в населенном пункте есть доступ к Интернету, то можно воспользоваться финансовыми услугами дистанционно. У тех, у кого нет ни того, ни другого, рекомендую обратиться в банк, клиентом которого вы являетесь, по телефону горячей линии, чтобы узнать адрес ближайшей точки обслуживания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру