«Сидело» внутри: алтайский психолог о «деле» Липатова, странностях в поведении и лечении шизофрении

В конце августа фамилия уроженца Алтайского края Александра Липатова прогремела на всю страну. Экс-банкир сбросил с окна высотки своего сына, а следом и жену. Мать и грудной ребенок скончались на месте, а квартиру с забаррикадировавшимся мужчиной пришлось брать штурмом. По данным некоторых СМИ, мужчина мог страдать шизофренией и, якобы, слышал голоса. О том, что это за диагноз, что могло спровоцировать обострение заболевания, и как заметить опасные отклонения у близкого человека, мы поговорили с медицинским психологом Анастасией Ячменевой.

«Сидело» внутри: алтайский психолог о «деле» Липатова, странностях в поведении и лечении шизофрении
ФОТО: ПРОКУРАТУРА МОСКВЫ

Интеллект высочайший, а поведение хромает

В Москву супружеская пара Липатовых перебралась несколько лет назад. Хорошие должности, квартира на 16 этаже в ЖК «Лефортово парк», маленький ребенок… Спокойная и на первый взгляд счастливая семья не привлекала к себе особого внимания вплоть до самой трагедии, разве что малыш накануне часто плакал, но соседям это не показалось странным — младенец есть младенец. Никто и представить себе не мог, что совсем скоро жизнь ребенка и его матери оборвется под окнами родного дома, а о возможном диагнозе главы семейства заговорит вся страна. У многих до сих пор не укладывается в голове, как успешный банкир мог страдать чем-то подобным? Анастасия Ячменева поясняет: такое возможно.

— Не могли бы вы дать краткий обзор основных симптомов, связанных с шизофренией? В чем особенность этого расстройства?

— Шизофрения — достаточно сложное психическое расстройство, в том числе, сложно передать его суть в кратких тезисах. Но попробую. Условно (и очень-очень обобщенно) она состоит из двух видов нарушений, с которыми сталкивается пациент.

Первый вид — так называемая продуктивная симптоматика, к которой относится бред, галлюцинации, двигательные расстройства, нарушения настроения. Продуктивная — потому что к обычному существованию человека прибавляется что-то чрезмерное, несвойственное.

Второй вид — негативная симптоматика, туда входит апатия, пассивность, эмоциональное обеднение, снижение мотивации, и жизненного тонуса. Негативная — потому что у человека словно что-то «отнимается»: энергия, воля, эмоции и т. д. Также к этим двум видам могут добавляться различные поведенческие и когнитивные нарушений (страдает память, внимание, мышление и др.). Основное отличие заболевания — «схизис», то есть расщепление. Но речь идет не о раздвоении личности, вопреки бытовому мнению, а о расщеплении высших функций. То есть у человека может быть, например, высочайший интеллект, но совершенно отклоняющееся от норм поведение.

— Почему возникает шизофрения? В каком возрасте чаще всего проявляется заболевание?

— Что интересно — причина развития шизофрении до сих пор неизвестна. Поэтому заболевание и называется эндогенным, то есть словно «идущим изнутри». Данные исследований показывают, что при этом заболевании нарушается так называемая «биохимия мозга» — страдают дофаминергическая и глутаматная системы, которые как раз и связаны с мышлением, эмоциями, восприятием, памятью. Возрастной диапазон дебюта заболевания достаточно большой — от 15 до 35 лет.

Метафизическая интоксикация

После трагедии в СМИ появится информация, что проблемы с психикой у Липатова появились давно. Он, якобы, был одержим желанием систематизировать жизнь и научиться управлять своим сознанием. Мужчина хотел «подчинить интеллект» и по щелчку пальцев притягивать нужные мысли. Такое поведение, когда человек одержим сверхценными и «странными» идеями, может быть признаком нарушений шизофренического спектра, уверена психолог.

— Можно ли распознать шизофрению у близкого человека? В каких случаях родственникам стоит насторожиться?

— Все-таки «распознавание», как и постановка диагноза — дело рук врачей. Но близким стоит насторожиться, если человек, к примеру, перестал следить за собой, стал неопрятным («а зачем мне мыться, если завтра придется мыться опять?»), начал жаловаться на снижение работоспособности, перестал общаться с привычным кругом друзей. Или наоборот — если он стал чрезмерно увлекаться какими-то странными идеями, учениями, теориями (это еще называют «метафизической интоксикацией»), перестал спать, зациклился на какой-то идее, как в случае с тем же Липатовым. Туда же идет агрессия, неадекватное поведение (крики, странные состояния, немотивированная агрессия, жалобы на то, что за ним следят, его мысли могут читать, что окружающие знают, кто он такой и хотят его в чем-то уличить и т. д.). Все и не опишешь, пожалуй.

— А как специалистам удается установить диагноз? Есть ли способы лабораторно подтвердить шизофрению?

Диагностика и лечение шизофрении — компетенция врачей-психиатров. Диагноз ставится с учетом клинической психиатрической оценки. Туда входит информация об истории заболевания, симптомах и семейном анамнезе. Сама же диагностика состоит из тщательного выявления признаков, характерных для шизофрении.

«Жена — демон, ребенок — сын сатаны»

Воскресное утро 25 августа жители высотки, где произошла трагедия, вряд ли смогут забыть. Двор их дома буквально в одно мгновение стал похож на декорации из фильма ужасов: два тела в крови: женщина и младенец, а в окне обнаженный мужчина, выбрасывающий с 16-го этажа вещи.

ФОТО: ПРОКУРАТУРА МОСКВЫ

По сообщениям СМИ, накануне рокового дня Александру показалось, что за ним следят. Эта навязчивая мысль не давала ему покоя. А утром он, якобы, услышал голоса, которые говорили, что его супруга — демон, а ребенок — сын сатаны, которых нужно убить.

— Всегда ли шизофреники опасны для окружающих?

— Нет, не всегда, конечно. Это вообще достаточно стигматизированное представление. Многое зависит от формы заболевания (а шизофрения делится на клинические формы), типа его течения, регулярности и корректности лечения. Основная задача этого лечения — помочь пациенту войти в состояние ремиссии. Если он выходит в эту полную ремиссию, когда нет психопродуктивной симптоматики, присутствует критическое отношение к заболеванию, а сама личность затронута неглубоко, то его образ жизни мало чем отличается от остальных. У меня есть такие пациенты, мы с ними работаем. Они могут с юмором относиться к диагнозу, имеют цели и планы на жизнь, заводят личные отношения. Внешне даже невозможно предположить, что у человека стоит подобный диагноз.

— Как родственникам вести себя в периоды обострений заболевания у близкого человека? Можно ли чем-то помочь?

Опять же — вопрос очень объемный. Например, у нас в больнице проводятся групповые занятия по психообразованию для родственников пациентов. Каждый случай — отдельный, требуется индивидуальный подход, индивидуальное отношение. Но самое важное, на мой взгляд, это принятие и признание заболевания у близкого, а также осведомленность о нем. Порой близкие не понимают, почему человек, например, перестал помогать по дому или не хочет работать. Они злятся на него, потому что не всегда понимают, что это — симптом заболевания, а не лень или тунеядство. Однако и их можно понять — принять мысль о том, что у родного человека диагноз, признать его частичную нетрудоспособность, понимать, что он может вести себя грубо, отчужденно, агрессивно — трудно. На это может потребоваться продолжительное время.

«Сидело» внутри

После того, как вскрыли дверь квартиры Липатовых, мужчину задержали. Однако из дома его не вывели в наручниках, а вынесли на каталке, судя по всему, без сознания. Позднее выяснится: Липатова увезли в токсикологию с признаками отравления, а в квартире сотрудники правоохранительных органов обнаружили упаковку от антидепрессантов и странные записки.

— Мог ли бесконтрольный прием препаратов привести к ухудшению его психологического состояния? Что может стать спусковым крючком к резкому обострению?

— Думаю, что мог, хотя тут сложно сказать. Потому как, насколько мне известно из СМИ, у Александра давно наблюдались нарушения. Вообще стоит отметить, что перед манифестом психоза при шизофрении в центральной нервной системе идет продолжительный патологический процесс. То есть все это уже «сидело» внутри психики.

— Как лечат шизофрению? Можно ли обойтись одними препаратами, или лекарства не в силах заменить психотерапию?

Психофармакологическое лечение необходимо всем пациентам, которым был установлен подобный диагноз, чтобы купировать симптомы. Базовые препараты, которые назначаются как при острых состояниях, так и для длительной противорецидивной терапии — антипсихотические препараты (нейролептики). Длительность терапии решается индивидуально, и, опять же, зависит от типа течения, от тяжести симптомов. Психотерапия — важный и дополняющий инструмент, но лекарственную терапию при данном диагнозе она не заменит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру