Именно здесь, в Алтайском крае, застал он период реформирования охранной службы, перехода ее из ведения внутренних войск в систему исполнения наказаний.
Трудно ли быть пионером?
— Евгений Александрович, вы в истории УИС края первый из заместителей начальника регионального управления, которые курировали подразделения охраны?
— Это так. Но когда я пришел в систему, такой должности не было – замначальника по охране. Я сначала был начальником подотдела безопасности. А потом пришел приказ о создании службы охраны. И тут началось! Все же с нуля нужно было создавать. Справедливости ради стоит сказать, что материальная база была — ее передали из внутренних войск. Получили вооружение, боевую технику, средства связи, технические средства охраны, служебных собак.
Но многое надо было реконструировать, изменить под новые требования, доделать. Например, войска отдавали спецмашины — автозаки. Они почти все были разбитые. Хлам, можно сказать, а не машины. Их чаще ремонтировали, чем эксплуатировали. Потом уже мы стали направлять заявки в Москву, в главк, и по нашим заявкам направляли сюда новые машины. И другая техника стала приходить, средства связи… Установили новую охранную систему «Спираль». Постепенно мы технически «насытили» подразделения охраны.
Но главная проблема на первых порах заключалась в нехватке знающих охранное дело специалистов. Поговорил с офицерами, с которыми служил в армии, предложил им перейти в структуру УИС переводом. Пришли первые шесть человек. Однако проблема была не только с офицерами. В подразделениях поначалу было процентов 60 личного состава караула от положенной нормы. Из-за нехватки людей даже некоторые посты не выставляли, собаками их «прикрывали». Но – тьфу, тьфу, тьфу! – за это время ни одного побега не произошло. Начали набирать ребят на местах. Учиться посылали, а потом свой учебный центр открыли в Новоалтайске для подготовки личного состава — младших инспекторов, начальников караулов, специалистов-кинологов. Вот так начали развиваться, развиваться...
— «Старослужащие» системы с пониманием относились к преобразованиям?
— Считаю важным, что за то время, что я служил в подотделе безопасности, сложились хорошие отношения с начальниками исправительных учреждений. Они всегда откликались на любые просьбы. Если высказывались какие-то замечания — без вопросов устраняли недостатки.
Хотя иногда были и некоторые недопонимания. Помню, как мы внедряли систему оповещения боевой готовности. Где-то раз в квартал поднимали весь личный состав. Оповещение нужно было наладить по всему Барнаулу. Это же надо было все продумать: пешие и транспортные маршруты, телефонную связь. Но собирались! Собирались, строились, у всех проверяли экипировку и «тревожные чемоданчики». Начальник управления Александр Петрович Семенюк поначалу спрашивал: «Ну, чего ты их мучаешь?». «Потому что так нужно делать!», — отвечал.
«Не узнавал родной город»
— Евгений Александрович, в вашей служебной биографии есть особая страница — первая чеченская кампания...
— Да, самый «замес»… Сказали: «Бери спецназ, езжай в Грозный. Ты родом оттуда, все знаешь». Отряд наш был 51 человек. Должны были менять горно-алтайских спецназовцев. Разместились в полуподвале разбитого здания детсада. Ребята с энтузиазмом обживались, даже баню соорудили. Настоящие сибиряки! Задачи были — блокпосты, патрулирование на бронетехнике, ну и спецзадачи, какие ставило командование. Приходилось и постреливать. Ребята молодцы. Показали пример выдержки. Сколько провокаций было. Наши не поддавались, спокойно все выдерживали.
Там и внутренние войска находились. Мимо их поста едим, они кричат: «Дайте сигарет!». Мы им — тушенку, кашу, сигарет. Хотя… Боевики этим частенько пользовались: дадут им блок сигарет, а они без досмотра транспорт пропускают. Буденновск ведь так вот – из-за безалаберности - допустили.
Родной Грозный во время войны вообще не узнавал. Весь был разбит. Единственно, Ленинский проспект да площадь Минутку по их расположению узнал. Встречал в Грозном друзей-одноклассников. Они простые люди, не ваххабиты. Как-то засиделись до 12 часов ночи. Говорю: «Ребята, ведь комендантский час». А они: «Проедем!». И довезли до самого нашего расположения. Чечня — своеобразный регион. Тем более если человек отсюда – никаких инцидентов.
До сих пор езжу на Кавказ полечиться, водичку попить, воздухом родным подышать. После войны приехал в Грозный – опять не узнаю город. Красивый, чистый, новый. Какая великолепная мечеть Сердце Кавказа построена. Трамваев нет, только автобусы и маршрутки.
— За Чечню вас наградили орденом Красной Звезды?
— Орденом награжден. Но считаю, что никаких сверхъестественных поступков не совершал. Я просто делал свою работу. И старался сделать ее как можно лучше, добросовестнее. Самая главная моя задача там была – сберечь людей. И потерь мы не допустили. Ну, а мою работу так оценило командование. Спасибо.
Ценность — люди
— Как первопроходец службы охраны в УФСИН чувствуете удовлетворение от сделанной работы?
— Эйфории нет, но гордость есть. Люди, с которыми работал, которые сейчас работают, тепло отзываются о проделанных нами 30 лет назад действиях и оценивают их хорошо. Мы заложили азы, основы, которые потом можно было развивать, совершенствовать.. Мы не просто сделали и забыли, мы задел на будущее делали. На совесть делали. Я благодарен своим товарищам, которые в тот период были рядом. Вячеслав Сенченко – моя правая рука и опора. Виктор Юрьевич Фролов – мой заместитель, отличный кинолог. Володя Белогруд, который на себя взял направление конвоирования. Всех не перечислишь. Всем — слова благодарности за добросовестную работу.
— Евгений Александрович, сегодня все больше в охранном деле используют современную технику, внедряют новейшие технологии. Может, они в будущем вообще заменят людей?
— Вряд ли. Без человека ничего нельзя сделать! Без человека самый развитый искусственный интеллект — ничто. Человек должен стоять за пультом, за прибором, за управлением. Человек должен контролировать весь процесс.
Конечно, должны внедряться современные системы – они очень помогают в службе, они должны быть. Раньше какая у нас система сигнализации была? Проволока натянута и кольцо. Дернул за проволоку, кольцо замкнулось – сигнал прозвучал. А сейчас какие только приспособления не существуют! Вон на КПП применяют биоприборы, которые, даже если человек спрятался в транспорте, его нахождение по биению сердца определят.
Конечно, умная техника — большое подспорье для службы. Но все же главной ценностью службы были и остаются люди.