Плейбэк как терапия: как актеры помогли алтайским заключенным выговориться

На днях заключенные исправительной колонии строгого режима №3 в Барнауле стали свидетелями необычного перформанса. В городе уже почти пять лет существует неповторимый в своем роде плейбэк-театр «Анапаит». В отличие от привычного нам формата театрального представления, где актеры исполняют заранее подготовленную пьесу в обрамлении красивых костюмов и декораций, здесь они перевоплощаются в истории своих зрителей, создавая уникальное и интерактивное театральное действо. На таких встречах осужденные делятся своими переживаниями и жизненными историями, а актеры плейбэк-театра тут же воплощают рассказы на сцене.

Плейбэк как терапия: как актеры помогли алтайским заключенным выговориться
Фото: УФСИН России по Алтайскому краю

Театр начинается с вешалки, а в колонии— с вопроса

Зрительный зал уже заполнялся, осужденные занимали свои места. Все они одеты в одинаковые черные куртки, но выражения их лиц разительно отличались. У некоторых холодные, безучастные взгляды, демонстрирующие отрешенность и отчаяние. Однако были и те, в чьих глазах теплилась надежда на лучшее будущее. Они смотрели прямо на актеров плейбэк-театра, а не сквозь них, как будто заново обретая способность к человеческому общению. Несколько человек даже нашли в себе силы поделиться глубоко личными историями, выплеснув боль.

Искусство плейбэк-перформансов строится на диалоге актеров со зрителями. Кондактор (ведущий) действует как связующее звено между зрителями и актерами, направляя их взаимодействие. Эту серьезную роль выполняет руководитель театра «Анапаит» Татьяна Калашникова. Сначала кондактор устанавливает контакт с публикой. Она беседует с залом о том, какие чувства они испытывают и есть ли какие-то тревоги на душе. Первые минуты в клубе стояла звенящая тишина. Публика «ощупывала» взглядом каждого гостя. И вот с первых рядов раздалось: «Давайте я буду первым! А то эти так и будут молчать».

Фото: УФСИН России по Алтайскому краю

Откликнувшимся оказался Максим Васильевич — задорный, творческий и не теряющий надежду мужчина. Он не упустил возможности похвастаться своими творческими успехами: «немножко пишу стихи, рисую». Также поделился с актерами, что старается не унывать и верить в светлое будущее. Мужчина отметил, что до конца срока осталось «всего-то 13 с лишком». Максим надеется, что когда он выйдет, то его, уже взрослые, дети будут поддерживать с ним общение и помогать.

Другой заключенный, Андрей, поведал всем, что его мучают отчаяние и боль. Они не дают ему спокойно отбывать срок. Мужчина переживает, что его жена много пьет. Он всячески пытался убедить ее завязать. Женщина ходила к наркологу, даже держалась две недели.

«Правда сейчас опять сорвалась… уже несколько дней пьет. Не знаю, как там дети. Спасибо, что подруга семьи помогает. Здорово помогает», — рассказал Андрей. Однако он верит, что все наладится. Сидеть Андрею еще около 10 месяцев. После освобождения мужчина надеется наладить семейную жизнь и избавить жену от зависимости. Актеры показали его историю, отыграв роли Андрея, жены и его детей. Подведя итог, то нужно верить в лучшее.

Делились не только радостью или печалью, но и историями любви. После представления мы пообщались с одним из зрителей, осужденным Денисом. Он поделился впечатлениями и рассказал историю, которая стала основой для небольшой, но трогательной импровизации. Восемь месяцев назад он познакомился с девушкой по переписке. Сначала были звонки и короткие свидания, но внезапно она сама предложила расписаться.

«Я удивился. Наступила минута молчания и ступора, — вспоминает осужденный. — Конечно, согласился. А сейчас пришли к нам актеры. Меня переполняют эмоции, поэтому захотел поделиться с ними. Посмотреть со стороны. Они отыграли очень замечательно, действительно похоже. Мне понравилось, как они там говорили: «Малыш». Мне кое-где пришлось объяснять, как я называю свою будущую супругу. Большое вам спасибо».

Фото: УФСИН России по Алтайскому краю

Юноша также отметил, что хотел бы сам поучаствовать в такой импровизации. После освобождения он рассматривает вариант продолжать попробовать себя в театральном ремесле. «Нам оставили листовки, и я собираюсь заехать к ним после освобождения», — рассказал он. Денис поделился, что постановка вселила в него надежду и уверенность в будущем.

Добро победит

После того как мы вместе с коллективом плейбэк-театра оказались «на свободе», то смогли немного выдохнуть и обсудить уже собственные эмоции. «Мы осознанно шли на этот эксперимент», — рассказала руководитель «Анапаита» Татьяна Калашникова. — Наша основная миссия в том, чтобы услышать любую историю, особенно тех, кого обычно не слушают».

Волнение, которое испытывали актеры, сменялось чувством сопереживания и надежды. «В такие моменты мы ничего не чувствуем, кроме того, что происходит в зале», — призналась Татьяна. — Люди открывались и рассказывали о себе. Особенно меня поражают мужчины, которые, несмотря на свое положение, могут плакать. Это знак того, что в человечестве еще есть добро. Каждая история ценна».

Фото: УФСИН России по Алтайскому краю

Труппа выразила готовность принять в свой коллектив желающих из числа заключенных, отметив, что двери их студии «всегда открыты». Однако они подчеркнули, что кандидаты должны быть готовы не только к обучению, но и к социальной ответственности.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру