Глаза в пол: как прошел суд над предполагаемым «политеховским маньяком» Манишиным

В коридорах небольшого двухэтажного здания Калманского районного суда непривычно многолюдно. Журналисты, фотографы, телевизионщики… такого ажиотажа здесь еще не было. Как не было и настолько громких процессов. 3 июня в 14:00 здесь избирали дальнейшую меру пресечения предполагаемому «политеховскому маньяку» Виталию Манишину. Десятки представителей СМИ собрались в зале суда для того, чтобы узнать, продлят ли обвиняемому срок нахождения в СИЗО, а также, чтобы своими глазами увидеть того, кто, возможно, является самым известным преступником Алтайского края.

Глаза в пол: как прошел суд над предполагаемым «политеховским маньяком» Манишиным
Фото автора

«Звезды сошлись»

Это уголовное дело, пожалуй, без преувеличения можно назвать одним из самых громких и страшных во всей стране. История «политеховского маньяка» или, как его еще называли, «кровавого ректора» разлетелась далеко за пределы региона, ей посвящены десятки передач и «трукрайм» форумов. Долгие годы оно оставалось нераскрытым, пока неожиданно не появилась информация о задержании подозреваемого — экс-чиновника из Калманского района Виталия Манишина. Правоохранители работали с ним почти год. Итогом стало признание предполагаемого «маньяка» в 11 убийствах женщин и девушек, в том числе, абитуриенток алтайского «политеха», пропавших в 2000 году. При этом правоохранители не исключают, что убитых Манишиным может быть больше. Так ли это, — еще предстоит разобраться следователям, а пока в суд ушло 69 томов уголовного дела, в которых фигурируют имена 11 жертв.

Предполагаемая «серия» расправ началась в 1989 году. Тогда, по версии следствия, Манишин задушил несовершеннолетнюю знакомую, которая отказала ему в близости. Спустя 10 лет убийства продолжились. «Политеховский маньяк» в большинстве случаев насиловал абитуриенток местных вузов и молодых женщин, а затем расправлялся с ними, чтобы скрыть свои преступления. Одной из жертв также стала мать поступающей в аграрный университет девушки.

Выйти на след предполагаемого «маньяка» удалось при отработке самого первого его убийства. Правоохранители вернулись к нераскрытому делу 30-летней давности, повторно провели следственные действия, опросили свидетелей и задержали подозреваемого. Вскоре он дал признательные показания.

«Отпечатков пальцев не было, биоматериал тоже не сохранился, именно по тому делу. Проводили экспертизы по установление принадлежности трупа, по костям, по образцам крови родителей, по тем костям, которые сохранились», — рассказывал на брифинге заместитель руководителя отдела криминалистики Следственного комитета Алтайского края Роман Шаповал.

Приблизиться к возможной разгадке помогла кропотливая работа. И еще совсем немного удача.

«При наступлении возможности, может быть, звезды сошлись, нашлись те оперативники, которые по-новому посмотрели на это дело, под другим углом, с новыми криминалистическими навыками. К тому же за это время в оперативно-розыскной деятельности и деятельности с серийными преступлениями сделали шаг вперед по методологии. Поэтому это позволило нам подойти к раскрытию преступления иначе», — делился тогда же врио начальника ГУ МВД Марк Левин.

После признания задержанный рассказал подробности, о которых мог знать только убийца. Какие именно, не раскрывается в интересах следствия. Известно лишь, что фигурант показал место захоронения одной из абитуриенток Политеха, пропавшей в 2000 году — Лилианы Вознюк.

Дело, насчитывающее 69 томов, ушло в суд.

Открыть, закрыть, приоткрыть — нужное подчеркнуть

В Калманском районе Манишина судят из-за того, что большинство изнасилований и убийств произошло именно там. Заседание, прошедшее 3-го июня было открытым, однако пройти в само здание можно было только после тщательного досмотра и проверки документов. В небольшом помещении все рядом: железная дверь изолятора выходит прямо в коридор, где представители СМИ ожидали начала процесса. Чтобы конвоиры смогли вывести Манишина, журналистам даже пришлось немного потесниться.

Подозреваемый все время находился в «кандалах», до зала суда его сопровождали три человека. Здесь могло бы быть наводящее ужас описание холодного и мрачного взгляда предполагаемого «политеховского маньяка», но Виталий Манишин старательно скрывал свое лицо от камер и журналистов под капюшоном спортивной кофты, низко опустив голову. И даже после того, как его завели в «клетку», он продолжал стоять, сгорбившись, не поднимая глаз. «Вести» громкий уголовный процесс выпало председателю районного суда Наталье Федоровой.

Защитником Манишина назначили адвоката Ларису Ростовцеву. Она выступила «категорически против» присутствия журналистов на процессе и ведения фото- и видеосъемки. Свою позицию она аргументировала требованиями уголовно-процессуального законодательства, связанными с «разглашением сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства, либо сведений, унижающих их честь и достоинство», а также в «интересах обеспечения безопасности участников разбирательства и их близких родственников». Защитник пояснила, что со слов гражданской супруги, журналисты, якобы, вторгаются в жизнь их семьи.

«Приезжают к их постоянному месту жительства, заходят на территорию домовладения и даже жилого дома без разрешения лиц там проживающих», — заявила адвокат, добавив, что присутствие «посторонних людей» в зале судебного заседания негативно отразится не только на Манишине, но и на условиях жизни его семьи — жены, приемных детей и внуков.

Cуд отказал стороне защиты на основании того, что в данном судебном заседании уголовное дело по существу не рассматривается, доказательства исследованию не подлежат, а Манишину лишь изберут дальнейшую меру пресечения. Однако на короткий промежуток времени журналистов все же попросили удалиться из зала, — прокурор должен был озвучить некие личные характеристики и персональные данные подсудимого.

Сам обвиняемый в серии убийств и изнасилований на вопросы судьи отвечал кратко и глухо, зачастую ограничиваясь коротким «да» или «нет», по-прежнему прячась под капюшоном от журналистов. Лишь однажды, при разговоре с адвокатом он повернулся вполоборота, показав осунувшееся и, будто бы, уставшее лицо.

Гособвинитель ходатайствовал о продлении срока меры пресечения еще на полгода. Прокурор отметил тяжесть вменяемых Манишину статей, тот факт, что он скрывал совершенные преступления, а также то, что у обвиняемого нет медотводов от заключения под стражей. Адвокат заявил, что его подзащитный возражений не имеет.  В итоге Виталию Манишину был продлен арест еще на полгода. Он останется под стражей как минимум до 21 ноября.

После оглашения решения судьи обвиняемый в течение нескольких минут общался о чем-то с защитником. Из здания суда его выводили, словно самую охраняемую персону во всем крае: под конвоем, в сопровождении спецназа, в бронежилете и полицейском шлеме на голове.

Что дальше?

Следующее заседание назначено на 17 июня. Оно пройдет в закрытом режиме. Сколько будет длиться весь судебный процесс, пока предугадать нельзя. Однако уже известно, что даже при обвинительном вердикте, предполагаемый «политеховский маньяк» не получит пожизненное. Как пояснили во время брифинга представители Следственного комитета, причина кроется в уголовно-процессуальном законодательстве. Поскольку с момента совершения преступлений прошло уже более 15 лет, высшая мера наказания применяться не может.

Читайте также:

Предлагал помощь и увозил за город: следователи раскрыли детали громкого дела «барнаульского маньяка» Манишина

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру