На первый, второй, третий — рассчитайсь
В России выделяют три уровня системы оказания помощи. Принцип схож со звездами в гостиничном бизнесе — чем больше цифра, тем выше уровень оснащенности. Так, учреждения начального уровня оказывают населению медико-санитарную помощь базового профиля, ориентированную на первичный прием, профилактику и амбулаторное лечение. Сюда относятся поликлиники, здравпункты, ФАПы, врачебные амбулатории, отделения и кабинеты медицинской профилактики и прочие организации и их подразделения. Это важные звенья цепи, с которых пациент, зачастую, и начинает контакт со всей системой здравоохранения.
Второй уровень предполагает специализированную медицинскую помощь, ориентированную на более сложные проблемы, и включает в себя районные больницы, городские клинические больницы, родильные дома и специализированные центры. В этих учреждениях, как правило, есть отделения с более узкими направлениями: хирургия, гинекология, онкология, кардиология и др.
Медучреждения третьего уровня обеспечивают специализированную высокотехнологичную и консультативно-диагностическую помощь, которая не может быть оказана в центральных районных больницах или же в крупных межрайонных центрах. Как пояснил министр здравоохранения региона Дмитрий Попов, к таким, например, относятся Краевая клиническая больница, онкологический диспансер и кардиодиспансер, и потребность в их услугах очень велика.
Режим «ждуна»
Одна из проблем, над решением которых работает Минздрав, — снижение времени ожидания от направления на специализированное обследование до получения услуги.
«Мы посмотрели по разным направлениям и поняли, что ожидание принятия решений или же осуществления приема слишком большое: порой оно достигало месяца», — рассказал Дмитрий Попов.
На нескольких врачах решили опробовать другой подход. Раньше получить консультацию можно было только в очном формате, отметил министр, и специалисту приходилось на месте определять, нуждается ли вообще пациент в приеме. Из-за этого формировались большие очереди. Проведенный Минздравом анализ показал, что в большинстве случаев помощь может быть оказана в дистанционном варианте с предоставлением определенных данных, например, в виде телемедицинской консультации или консультации «врач-врач».
Еще одна действенная практика — минимизация объема обследований в учреждении третьего уровня. Это не значит, что пациент не получит набор медицинских услуг, необходимый врачу для принятия решения, постановки диагноза и назначения лечения, наоборот, к моменту рассмотрения случая пациента у специалиста на руках уже будут нужные данные.
«Мы смотрим материально-техническую базу всех медицинских учреждений и определяем, где это исследование можно и нужно сделать. То есть, подключается не только, например, Краевая больница, в которую записали этого пациента, но и другие медицинские организации, в которых эти исследования возможно провести, — пояснил министр. — Таким образом, когда человек приезжает на прием, у врача есть выполненный стандарт, есть понимание, направить пациента на дополнительные анализы, назначить лечение или госпитализировать».

Новую практику опробовали на двух врачах — ревматологе и гематологе. Определенных результатов удалось достичь: время до получения помощи специалиста по заболеваниям крови сократилось в три раза, — до чуть более недели. Однако в Минздраве признают, это не полноценное решение проблемы.
«Для министерства важно понимать реальную потребность в этих специалистах, если, например, к ревматологу сегодня запись осуществляется в течение месяца, то, конечно же, нам необходимо обучать дополнительных специалистов, расширять время приема», — признался Дмитрий Попов.
Практику планируют внедрить в работу других врачей медучреждений третьего уровня. «Сейчас, используя разные форматы, мы можем взять документы этого пациента, посмотреть по данным того врача, который направил пациента, и сказать, есть ли необходимость в приеме», — подчеркнул министр. Также, если пациент уже получает терапию, то возможен вариант телемедицинской консультации, в рамках которой узкий специалист может скорректировать или одобрить назначенную терапевтом схему лечения.
«Мы ищем возможности, каким образом можно улучшить доступность медицины на современном уровне, с учетом технологий. Один из проектов, который мы внедряем — это участие искусственного интеллекта. Здравоохранение меняется, и подходы к организации медицинской помощи тоже должны меняться», — отметил Дмитрий Попов.
Как пояснил министр, речь идет о расшифровке исследований. Так искусственный интеллект уже применяется для «чтения» в флюорограмм и рентгенограмм. В этом году планируется приобретение продуктов для расшифровки КТ, маммограмм и диагностики злокачественных новообразований кожи. Внедрять технологию начали в Диагностическом центре, где архив медицинских изображений позволяет оценить качество расшифровки и схожесть с результатами заключения врачей.
А если некому отправить на обследование?
Еще одна проблема, требующая нестандартного подхода, — отсутствие медицинских работников в небольших населенных пунктах. Как получить высокотехнологичную помощь жителям маленьких деревень, если даже в региональную больницу некому дать направление?
Одно из возможных решений — проект «Помощник фельдшера», рассказал Дмитрий Попов. Часто в населенных пунктах, где проживает от 100 до 200 человек сохранена инфраструктура ФАПа, но нет медицинского работника. Для того чтобы снизить кадровый дефицит, в крае начали подготовку младшего медицинского персонала. В прошлом году прошли переобучение и вышли на новую работу 12 специалистов, которые смогут взять на себя ряд минимальных исследований: измерение давления, уровня сахара и антропометрических данных, первый этап диспансеризации, обучение родственников навыкам ухода за больными и запись в районную больницу на прием.

В декабре на коллегии Минздрава определили еще 56 населенных пунктов, которые остро нуждаются в помощниках фельдшеров. В начале года обучение прошли 27 сотрудников, сейчас готовят еще один поток младших медработников. Если будет потребность, действие проекта продолжится, заверил Дмитрий Попов.
Читайте также: